Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Nitsshe_Tom_1__M_Khaydegger

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
1.79 Mб
Скачать

УДК 1/14 ББК 87

Х 15

Редакционная коллегия серии «Мировая Ницшеана»

В.М. Камнев, Б. В. Марков (председатель), А. П. Мельников,

Ю.В. Перов, В. П. Сальников, К. А. Сергеев, Я. А. Слинин,

Ю.Н. Солонин, В. Штегмайер

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 05+03+16136 д

 

© 1961 J. G. Cotta’sche Buchhandlung Nach

 

 

folger GmbH, Stuttgart

 

© Издательство «Владимир Даль», 2006

 

©

А. П. Шурбелев, перевод на русский

ISBN 3 7885 0524 9

 

язык, 2006

ISBN 5 93615 054 2

©

Б. В. Марков, статья, 2006

ISBN 5 93615 055 0 (Т. 1)

©

П. Палей, оформление, 2006

Сам Ницше так говорит об опыте, опреде ляющем его мышление:

«Я нахожу жизнь… все более таинственной: с того самого дня, когда сквозь меня прошла великая освободительница — мысль о том, что жизнь может быть экспериментом по знающего».

«Die fröhliche Wissenschaft», IV, 324 (1882)

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Ницше» — имя мыслителя, указующее на дело его мышления.

В себе самом дело, противоборство, есть выявляющее взаимо рас полагание (Aus ein ander setzung). Дать наше му мышлению возможность приступить к делу, подгото вить его к нему — таково содержание предлагаемой публи кации.

Она состоит из лекций, читанных с 1936 по 1940 гг. в уни верситете Фрейбурга в Брейсгау. К ним примыкают ста+ тьи, написанные в 1940–1946 гг. Статьи расширяют тот путь, на котором лекции, сами еще находящиеся в пути, кладут начало упомянутому разбирательству.

Текст лекций структурирован по содержанию, а не по следованию часов. Лекционный характер сохраняется, что само по себе предполагает неизбежную пространность из ложения и повторы.

Нередко мы намеренно обсуждаем один и тот же текст из сочинений Ницше, хотя всякий раз в другой связи. В то же время мы не опускаем и того, что, быть может, уже из вестно читателю и даже постигнуто им самим, ибо во вся ком познанном еще сокрыто достойное раздумья.

Повторы могут способствовать все новому продумыва нию немногих мыслей, определяющих целое. Наше разби рательство выясняет и определяет, есть ли мысли, стоящие того, чтобы к ним вернуться, если есть, то как это надо сде лать и с какой широтой. В лекционном тексте вычеркнуты многие вставные слова, упрощены запутанные предложе ния, высветлено неясное, исправлено ошибочное.

7

Однако в написанном и напечатанном, к сожалению, ут рачиваются преимущества устного изложения.

В то же время данная публикация, воспринятая как це лое, позволяет окинуть взором тот путь мысли, который я прошел начиная с 1930 г. и до появления «Письма о гума низме» (1947): две небольшие лекции, опубликованные в это время, а именно «Учение Платона об истине» (1942) и «О сущности истины» (1943), появились уже в 1930– 1931 гг. «Пояснения к поэзии Гельдерлина» (1951), в кото рых содержатся статья и доклады, относящиеся к периоду между 1936 и 1943 гг., позволяют лишь косвенным образом что то узнать об этом пути.

Откуда берет начало разбирательство с делом Ницше, куда оно идет,— все это я хотел бы показать читателю, если он отправиться в путь, намеченный предлагаемыми тек стами.

Фрейбург в Брейсгау, май 1961

Гл а в а п е р в а я

ВОЛЯ К ВЛАСТИ КАК ИСКУССТВО

«Почти два тысячелетия и ни од ного нового Бога!» (1888)

(«Der Antichrist» VIII, 235/36.)

Ницше как метафизический мыслитель

В своей «Воле к власти», «труде», который рассматрива ется в этой лекции, Ницше так говорит о философии:

«Я никого не хочу склонять на сторону философии: не обходимо, а может быть, даже и желательно, чтобы фило соф был редким растением. Ничто не вызывает у меня большего отвращения, чем наставительное славословие философии, например, у Сенеки или даже у Цицерона. Философии мало дела до добродетели. Да позволено мне будет сказать, что и человек, занимающийся наукой, есть нечто в корне отличное от философа. Я желаю одного: что бы подлинное понятие о философе не погибло в Германии раз и навсегда» («Der Wille zur Macht», n. 420).

Двадцати восьми лет от роду, будучи базельским профес сором, Ницше писал:

«Есть времена великой опасности, когда появляются философы — когда колесо вращается все быстрее — они и искусство приходят на смену исчезающему мифу» (X, 112).

Итак, «воля к власти» — в мышлении Ницше это выра жение играет двоякую роль:

1.Оно является заголовком главного философского тру да Ницше, вынашиваемого и подготавливаемого годами, но так и не завершенного.

2.Оно указывает на то, что является главной особенно стью всего сущего; «воля к власти — последнее, к чему мы нисходим» (XVI, 415).

Легко увидеть, как оба значения этого выражения свя зываются между собой: лишь обретая второй смысл, оно

9

может и должно обрести и первый. Будучи именованием основной особенности всего сущего, выражение «воля к власти» дает ответ на вопрос, чтó есть сущее. Издавна этот вопрос есть весь вопрос философии. Поэтому фраза «воля к власти» должна стать заголовком основного философ ского труда того мыслителя, который говорит: в своей ос нове все сущее есть воля к власти. Если труд, озаглавлен ный таким образом, для Ницше должен стать «главным строением» его философии, по отношению к которому «Заратустра» — лишь «пропилеи», тогда это означает, что мысль Ницше идет долгой дорогой старого ведущего во проса философии: «Что есть сущее?».

Но, быть может, в таком случае Ницше далеко не так со временен, как это может показаться, судя по шуму, подня тому вокруг него? Быть может, он вовсе не такой бунтарь, каким сам хотел казаться? Эти опасения не первостепен ной важности и с ними можно подождать. С другой сторо ны, упоминание о том, что Ницше идет путем вопроша ния, характерного для западной философии, лишь подчер кивает, что сам он знал, что такое философия. Это знание дается немногим. Лишь великие мыслители обладают им. Величайшие же обладают им во всей его незамутненно сти — в виде непрестанного вопроса. Основной вопрос (Grundfrage) как вопрос подлинно основополагающий, как вопрос о сущности бытия, как таковой в истории филосо фии не раскрыт, и Ницше тоже остается в русле ведущего вопроса (Leitfrage).

Задача этой лекции состоит в том, чтобы выявить пози цию, исходя из которой Ницше раскрывает ведущий во прос западноевропейского мышления и отвечает на него. Такое прояснение необходимо для того, чтобы подготовить наше разбирательство, наш спор с Ницше. Там, где он ра дикальным образом подытоживает и завершает прежнюю традицию западноевропейской мысли, разбирательство с ним превращается в спор с прежним западноевропейским мышлением.

Разбирательство с Ницше еще не началось, да к нему еще не возникло и предпосылок. Его доныне или восхваля ют и пытаются ему подражать, или поносят и используют

10

себе на потребу. Его мысли и слова еще слишком совре менны для нас. Исторически он и мы еще не настолько удалены друг от друга (auseinandergesetzt), чтобы возникло отстояние, позволяющее по достоинству оценить все то, что являет собой силу этого мыслителя.

Разбирательство есть подлинная критика. Оно — выс ший и единственный способ дать истинную оценку мыс лителю, ибо заставляет продумывать его мысль и следовать за нею в ее действенной силе, а не слабости. Но зачем? За тем, чтобы мы сами путем этого разбирательства смогли свободно предаться высшему напряжению мысли.

Однако на немецких философских кафедрах уже давно рассказывают о том, что Ницше — вовсе не строгий мыс литель, но «философ поэт». Ницше, мол, не принадлежит к философам, которые только и заняты тем, чтобы выду мать что нибудь отвлеченное, оторванное от жизни и при зрачное. Уж если его и называть философом, то «филосо фом жизни». Это давно полюбившееся именование тут же наводит на мысль о том, что философия — удел мертвых и потому в существе своем есть то, без чего вполне можно обойтись. Такой взгляд полностью совпадает с мнением тех, кто приветствует в Ницше «философа жизни», нако нец то покончившего с абстрактным мышлением. Такое расхожее восприятие этого философа ошибочно. Ошибка познается лишь тогда, когда спор с Ницше начинается в русле рассмотрения основного вопроса философии. Тем не менее загодя можно вспомнить о том, что Ницше сказал во время своей работы над «Волей к власти»: «Для многих от влеченное мышление — тягота, для меня же, в добрый час,— праздник и упоение» (XIV, 24).

Отвлеченное мышление — праздник? Высшая форма су ществования? Воистину так. Однако тут же нам надо обра тить внимание на то, как Ницше понимает этот праздник, коль скоро он мыслит его только в ракурсе своего основно го восприятия всего сущего, в ракурсе воли к власти. «В праздник входят: гордость, задор, развязность; насмешка над всякой серьезностью и порядочностью; божественное „да“ самому себе, сказанное из животной полноты и со вершенства,— чистые состояния, которым христианин не

11

может честно сказать «да». Праздник есть язычество par excellence“ («Der Wille zur Macht», n. 916). Поэтому — доба вим от себя — в христианстве никогда не было праздника мысли, то есть, по существу, нет никакой христианской философии. Подлинная философия определяет себя толь ко из себя самой и никак иначе. Поэтому нет никакой язы ческой философии, тем более что в «языческом» все еще слышится нечто христианское в силу самого его противо стояния христианству. Вряд ли греческих мыслителей и по этов можно назвать «язычниками».

Праздники требуют долгой и тщательной подготовки. В этом семестре мы хотим подготовиться к такому праздни ку, даже если не достигнем самого торжества и предощутим лишь предпразднество праздника мысли и постигнем, чтü есть размышление и каков признак исконного бытия в подлинном вопрошании.

Книга «Воля к власти»

Вопрос о том, чтó есть сущее, предполагает поиск бытия этого сущего. Для Ницше всякое бытие есть становление. Однако это становление обладает характером действия и деятельности воления. Воля же, по своей сути, есть воля к власти. Это выражение называет то, о чем мыслит Ницше, когда задается ведущим вопросом философии. Потому оно и напрашивается в заголовок замысленного им главного труда, который, правда, остался незавершенным. То, что сегодня предстает перед нами как книга, носящая заголо вок «Воля к власти», содержит в себе наброски и кое какие разработки этого труда. Кроме того, к самому Ницше вос ходят контуры замысла, в которых упорядочиваются эти фрагменты, деление на четыре книги и заглавия этих книг.

Прежде всего надо вкратце сказать самое важное о жиз ни Ницше, о зарождении замыслов и набросков, а также об их издании после его смерти.

Ницше родился в 1844 г. в семье протестантского свя щенника. В 1865 г., учась на отделении классической фило логии в Лейпциге, он познакомился с главным сочинени

12

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]