Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

психологія творчості

.pdf
Скачиваний:
27
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
4.07 Mб
Скачать

застонал и сел. Осколок отвалился. Боль отпустила. Полегчало. Появились новые вопросы. Почему в этом странном доме есть стены, но нет потолка? Почему стены этого странного дома уходят далеко вперед и высоко вверх? И вообще ¬¬– что это за место?

Где-то вдалеке пророкотал гром. Приод, цепляясь за глубокие трещины в стене, взобрался на ноги. Затуманенный вином разум медленно возвращался к своему хозяину, выдавая крохотными порциями фрагменты прошедшего дня. Приод уперся лбом в стену и застонал. Память поднатужилась и сквозь пелену пряного афинского вина отчетливо проступили три слова: Крит, Лабиринт, минотавр.

Приод протрезвел мигом. В ужасе стал он озираться по сторонам, не веря своим глазам. Так и есть – он стоял посреди коридора знаменитого критского Лабиринта.

- О, Зевс! Как же я сюда попал? - пролепетал Приод.

Память услужливо подкинула парочку фактов. Галера, которую обмывали в Афинском порту, утром отправилась на остров Крит. Приод вспомнил как он, набравшись под завязку, похвалялся порешить

321свирепого минотавра то ли одной левой, то ли одной правой. Одним словом – голыми руками. Это было уже в какой-то критской таверне.

- Голыми руками, - застонал Приод.

Потом к нему прицепилась какая-то женщина. Ладная, стройная, черноволосая островитянка. Большие зеленые глаза о чем-то умоляли. Дрожащий, бархатный голос... В голове промелькнуло имя. Приод напрягся.

-Андро... Арте... Ари.. Адна. - в пустой желудок рухнул холодный, тяжелый камень, - Ариадна. Ариадна, дочь критского царя Миноса. О, Зевс... О, Дионис.

-...Вот возьми этот клубок храбрец. Я привяжу один его конец возле входа в Лабиринт. Когда покончишь с чудовищем, то по этой нити сможешь выбраться обратно. Возвращайся же скорее. Я буду тебя ждать.

Приод, погрузившись в грустные раздумья, долго и неподвижно стоял посреди критского Лабиринта, запрокинув голову к небу. Стены

Лабиринта вздымались высоко вверх. Казалось, что именно на них, а не на плечах Атласа, на самом деле покоится небесный купол. Узкие коридоры сжимали небосвод в тесных каменных объятиях. Холодный ветер гудел в простенках Лабиринта, гоняя редкие листья по замусоренному полу. Здесь внизу было мрачно, холодно и жутко.

Приод пошевелил затекшими пальцами. Шерстяная нить туго стягивала предплечье на левой руке, чуть выше локтя. Приод проследил взглядом ее продолжение: она тянулась по полу и заворачивала за ближайший поворот направо. Ветер терзал ее, словно пьяная нимфа последнюю струну сломанной арфы на празднике Диониса.

- Пить надо меньше, - как-то неуверенно пробормотала совесть где-то внутри. Приод пропустил это высказывание мимо ушей. Он был слишком занят, самозабвенно растирая онемевшую руку.

Помянув недобрым словом Зевса, брата его Аида и пса его Цербера, Приод решил пробираться к выходу. Завернув за угол, Приод обнаружил там точно такой же коридор с такими же кучами битого мрамора как и прежде. Шерстяная нить Ариадны петляла между куч и

322терялась в полумраке коридора. Стараясь не порвать ее, Приод двинулся дальше.

Пейзаж не отличался разнообразием. Кучи мусора, разбитые статуи, перекрученные карликовые деревья и низкий колючий кустарник. Стены коридора были испещрены трещинами и странными надписями. «Здесь был Икар и Дедал», «Персей герой Эллады», «Продам золотое руно» и тому подобное. Внушительные куски стен, вывороченные, вероятнее всего, титанами, перегораживали коридор, затрудняя движение. Несколько раз Приод натыкался на человеческие скелеты и обглоданные кости. Где-то рядом бродил людоед Минотавр, встреча с которым в планы Приода не входила.

Пристально вглядываясь в полумрак стен Лабиринта, часа два Приод петлял его коридорами. Методично наматывая шерстяную нить на руку, Приод обсасывал одну и ту же светлую мысль: «как он сумел забраться так далеко в пьяном виде»?

Очередной поворот вывел его на небольшую площадку, образованную упавшими стенами. Они обрушились в противоположные стороны и образовали пустое пространство посреди

тесного Лабиринта. Среди высоких куч мусора завывал ветер. Первые капли дождя нырнули в коридор.

Приод порядком устал и решил переждать приближающийся дождь в каком-нибудь укрытии. Кроме этого последние полтора часа в животе подозрительно бурчало. В дальнем углу площадки Приод заприметил оливковое дерево, отчаянно цепляющееся корнями за каменные глыбы. Порыв ветра набросился на его покрученные ветки и стряхнул на пол пару оливок. Приод сглотнул слюну и направился к дереву.

С такими же намерениями из-за дальней кучи мусора вышел Минотавр.

Разглядев друг друга в противоположных концах площадки, узники Лабиринта остановились, словно вкопанные. Расстояние между ними было не очень велико, поэтому Приод в полной мере оценил и маленькие злые глазки, жадно раздувающиеся ноздри, и струйку слюны, стекающую по массивному подбородку чудовища, и широкие бычьи рога покрытые бурыми пятнами. Ребра Минотавра

323многозначительно выпирали наружу. Страж Лабиринта, судя по всему, был настолько голоден насколько и огромен. Человек-бык раскинул узловатые руки в стороны и громко зарычал. Потом стал колотить кулаками по здоровенной волосатой груди.

Редкие мысли о возможном поединке вмиг испарились. Приод «героически» хрюкнул и бросился бежать прочь - не разбирая дороги, петляя среди куч, словно бешенный заяц, оставляя за собой лишь сизое облако пыли.

Фигура Приода скрылась в полумраке. Минотавр долго откашливался, а потом тяжело опустился на груду битого мрамора. И угораздило же его так не вовремя подавиться оливкой. Напугал человека. А они здесь такие редкие гости.

Начался дождь. Один за другим Гефест принялся вколачивать редкие, но крупные водяные гвозди в пыльные и бесконечные полы Лабиринта. Минотавр грустно покачал рогатой головой. Его низкий голос прокатился по Лабиринту:

- И этот сбежал! Вот ведь незадача. Зевс! Я так устал от одиночества! За что же ты проклял меня!? Я так долго не произносил человеческие слова вслух, что теперь мое горло способно породить только звериный

 

рык. О Зевс, как я устал, как же я хочу выбраться отсюда!!!

 

Минотавр болезненно замычал. Ветер снова стряхнул с дерева

 

пару оливок. Минотавр поднял одну с земли, вытер о шкуру, обдул и

 

сунул в рот. Приевшаяся горечь недозрелой оливы слегка притупила

 

душевную боль.

 

- Надо бы поискать бедолагу, - подумал Минотавр.

 

Хотя за столько лет, проведенных в Лабиринте, ему еще ни разу не

 

удавалось найти живого человека. Обычно «герои» пугались его и сломя

 

голову мчались прочь. Ломали ноги, разбивали головы о низко

 

нависающие валуны или падали в многочисленные ямы. А их бренные

 

тела потом съедали грифы. Вот глупцы…

 

Минотавр отогнал грустные мысли.

 

- Ну, что ж, такова жизнь. Но Зевс, как бы мне хотелось найти выход

324

из этого проклятого места!

 

 

Порыв ветра снова ворвался в коридоры Лабиринта. Дождь теперь

 

стал хлестать прямо по лицу. Минотавр зажмурился, стал

 

отплевываться. Холодная вода обжигала, заливая широкие бычьи

 

ноздри. Густая шерсть быстро впитывала влагу. Страж Лабиринта

 

поднялся на ноги.

 

- Надо бы поискать укрытие. Это еще что? – за левый рог что-то

 

зацепилось. Минотавр скосил взгляд в сторону, - Ух-ты, веревочка…

«На ту сторону»

Пузатый «ПАЗик» всех не вместил. Оно и не удивительно. Очередь тянулась и тянулась, скрываясь за ближайшим поворотом. Казалось, что хвост этой людской змеи терялся за горизонтом. Погрузка происходила энергично, в атмосфере дружбы и взаимопонимания. Счастливчики из первых еще протискивали свои тела вглубь салона, когда звонкий женский голос торжественно возвестил:

– Приготовили за проезд!

Люди, плотно подогнанные друг к другу, зашевелились, опуская руки в карманы, доставая «за проезд» и, робко обращаясь к рядомстоящим затылкам, передавали свои кровные в сторону уверенного голоса. Двери закрылись. Какой-то бедолага впереди на ступеньках тихонько застонал. Его мучения были проигнорированы. Снова заговорила кондуктор:

Что у вас там в заде? Женщина, опустите руки, передавайте за проезд. Мужчина, посадите ребенка на колени, его же затопчут, – подбадривал звонкий голос все еще невидимого кондуктора.

Дедуля, проезд платный. Повторяю большими буквами - ДЛЯ ВСЕХ!

Япрекрасно слышу, что Вы ветеран русско-японской войны. Я не глухая. Может я тоже ветеран! Нечего морочить голову. Оплачивайте за проезд.

Люди вздыхали, доставали деньги, вполголоса жаловались, что отбирают последнее, что проезд подорожал. Кто поближе к окнам, протирали запотевшие стекла. Пейзаж за ними глаз не радовал. Кроме сизо-серых камней, только оставшийся хвост очереди. Люди с той

325стороны топтались возле транспорта и грустно вглядывались внутрь салона. Им придется ждать следующего. Часов восемь, если не больше. Кто-то отчаянно и безуспешно ломился в заднюю дверь.

Подождете, не облезете. Вам спешить некуда, – в узкую щель двери злорадно орал кондуктор. - Еще не все передали за проезд! Там, впереди. Что там у вас? Кто? Депутат? Я не знаю, что значит это слово. Кстати слово «льготы» я тоже не знаю. Или платим, или входим. Можете добираться сами по себе. Тут рукой подать.

Люди одобрительно загудели. Послышались редкие, тихие возгласы:

– Вот зажрались, скоты. Ни стыда, не совести. И даже здесь права качают.

Выдавив из депутата за проезд, народ постепенно успокоился. Автобус все еще не трогался с места. Люди робко протягивали руки к закрытым окнам, аварийным люками, пытаясь восполнить нехватку воздуха внутри салона.

Где-то в заднем левом углу робкий женский голос озвучил общее настроение:

Когда отправляемся-то?

Да, сколько можно стоять?

Опять водителя нет?

Да нет, вон сидит…

Кондуктор, давай уже…

Над гулким ропотом чиркнул резкий голос кондуктора:

– Сейчас всех обелечу и поедем. Мы идем точно по графику. Отправление в 12 часов. Ну, кто еще без билета? Все? А ну пустите-ка меня… – по салону разнесся стук по борту, - Эй, Харитон, все путем. Можно отправляться.

Спина водителя за мутным стеклом перегородки распрямилась. Зашевелились руки… Где-то внизу крякнул мотор и автобус задрожал. Медленно «ПАЗ» спустился к реке, въехал в нее по борта и, загребая

326воду колесами, уверенно поплыл к противоположному берегу Стикса. В царстве мертвых наступил полдень.

«Прокрустово ложе»

Голова раскалывалась, словно после добротной вакханалии в честь Диониса. Приод напряг в темноте свое затуманенное сознание. Почему «словно»? Ведь на самом деле была большая и шумная пьянка, в которой гуляли все Афины - два… Нет. Три дня… Сколько же он выпил? Зевс потом разберет. Но много – это точно.

- Что ж так темно? – Приод пошевелил шеей, а потом догадался открыть глаза.

Два маленьких глазика, глубоко посаженых на желтом опухшем лице, таращились на него из-под кустистых черных бровей. Приод полностью протрезвел прежде, чем смежил веки во второй раз. Открывать их снова уже не хотелось. Телом овладел страх. Приод

рванулся вперед, хотя уже догадался где находится, и что ощутит после рывка: тяжелые цепи на руках и ногах.

Страх еще немного потрепал в бесполезных судорогах тело

 

Приода, пока тот не соизволил снова открыть глаза и прохрипеть:

 

- Прокруст…

 

Разбойник сложил мускулистые руки на груди и недовольно

 

скривился:

 

- Я не люблю, когда меня так называют. Это не мое имя. Меня зовут

 

Дамаст, хотя ты наверное уже догадался.

 

Приод опять задергался в цепях:

 

- Отпусти меня, Прокруст. Я дам тебе денег… Много. У меня

 

большие виноградники…

 

- Прокруст… - разбойник повторил имя, которого боялась половина

 

Греции, - Наверное так меня и запомнят. Ладно, приятель, не дергайся.

 

Тут с тобой неувязочка получается.

327

Лучик надежды пробился сквозь густые облака страха и ужаса.

 

 

Приод замер в ожидании.

 

- Скамеечка моя, - Прокруст с нежностью похлопал по

 

мраморному постаменту, - тебе в самый раз приходится. Ни растянуть

 

тебя, ни ноги отрубить, ни голову…

 

Приод так обрадовался, что залился тонким истерическим смехом.

 

Слезы радости оросили его лицо. Расчетливый ум уже подсчитывал,

 

сколько винограда надо будет принести в жертву Дионису за чудесное

 

избавление от страшных мук.

 

Прокруст стоял над смеющимся пленником и в задумчивости чесал

 

жесткую щетину. Потом склонился над ногами Приода. Зазвенела

 

отвязываемая цепь.

 

- А привяжу-ка я тебя, приятель, поперек…

НАШІ АВТОРИ

(до розділу «Натхненні творчістю»)

Александрук Катерина народилась 1992 р. в с. Мошни Черкаського району. Навчається на психологічному факультеті ЧНУ імені Б. Хмельницького. Захоплюється поезією та танцями (протягом 10 років була учасницею аматорського самодіяльного ансамблю танцю «Калина»). Друкується вперше.

Вороновська Лілія народилася 6 лютого 1990 р. в м.Черкаси. Навчалася у черкаській спеціалізованій школі №18 у філологічному класі, потім – на психологічному факультету ЧНУ ім. Б. Хмельницького. Працювала лаборантом кафедри практичної психології. Друкувалася в

328шкільному збірнику поезій. Входить до спілки волонтерів, приймає участь у багатьох благодійних проектах. Захоплюється фотографією, фотографаматор. Вірші пише з 2003 року.

Герман Наталія Іванівна – старший викладач кафедри прикладної психології Черкаського національного університету ім. Б. Хмельницького. Психотерапевт. Друкувалася у газетах „Молодь Черкащини”, „Місто”, в „Українському історичному календарі”, в журналі „Православний вісник”, «Спадщина Черкащини», в літературному художньому журналі „Орфей”. Автор поетичних збірок „Зустріч сонця ” 1999р., „Таємниця любові ” 2006р., «Капричіо для двох сердець» 2007р. Член Всеукраїнської музичної спілки України.

Голубева Валерія народилась 1992 р., навчається на психологічному факультеті ЧНУ ім. Б. Хмельницького. Серед захоплень виділяє танці, спортивний біг, малювання, поезію і прозу.

Гужел Дар’я студентка першого курсу псилогічного факультету. Народилася 6 вересня 1993 року в селищі Васильківка, Дніпропетровської області. В 2010 році закінчила музичну школу по класу фортепіано та віолончелі. Також займалася танцями та співом.

Дуплій Оксана народилася 18 лютого 1989 року у м. Черкаси. У 2006 році закінчила загальноосвітню школу № 2 м. Черкаси. Під час навчання в школі відвідувала гуртки: «Юний кореспондент», «Відкрий у собі зірку», студію-театр «Сучасник», соціальний театр «Завтра», художню школу ім. Д. Нарбута, гурток батику та писанкарства при ЦДЮТ. У 2009 закінчила Черкаський професійний ліцей переробної промисловості (ЧПЛПП) за спеціальністю: екскурсовод. У 2006 році вступила до Черкаського національного університету імені Богдана Хмельницького. Нині є студенткою Канівського училища культури і мистецтв; працює

 

керівником дитячої літературної студії при ЦДЮТ (м. Черкаси).

 

Жданова Анна, 19 років. Народилася 4 січня 1992 року в місті

 

Корсунь – Шевченківський, Черкаської області. Навчалася в

 

загальноосвітній школі №1, І-ІІІ ступенів, яку закінчила в 2009 році. З 2009

 

року навчаюся в ЧНУ ім. Богдана Хмельницького на психологічному

 

факультеті. Друкувалася в журналі «Спадщина Черкащини». Люблю

 

поезію і музику.

 

Зінченко Олександр навчається на психологічному факультеті ЧНУ

 

ім. Б. Хмельницького. Складає вірші, грає на гітарі, співає. Займає

329

активну студентську позицію.

 

 

Мазовецька Ніка навчалась в 4 містах України, жила в 5-ти. Зараз

 

навчається на психологічному факультеті Черкаського національного

 

університету ім. Б. Хмельницького. Працює тату-майстром та

 

лаборантом кафедри прикладної психології. Захоплюється мистецтвом

 

у всіх його проявах, сучасними технологіями, психологією тощо. До

 

рифмо-творчого ремесла має суто любительське відношення. Раніше

 

не публікувалась.

 

Муленко Марія народилася 28 липня 1993 р. в с. Вільховець

 

Звенигородського району Черкаської області. Завжди з цікавістю

 

ставилась до нових відкритів. Шкільні роки пройшли в постійному пошуку

 

себе. Приймала участь в олімпіадах, конкурсах, змаганнях, підготовці

 

наукових робіт МАНу. В 2011 році закінчила школу і вступила до ЧНУ ім. Б.

 

Хмельницького на психологічний факультет.

 

Овчаренко Анна народилась 1995 р. Захоплюється музикою,

 

полюбляє читати сучасників. Вирізняється патріотичними поглядами.

Овчаренко Ольга народилася в м. Черкаси. Дитинство провела в м. Ватутіному Черкаської області, де закінчила загальноосвітню школу. У 2007 році отримала вищу освіту зі спеціальності «Психолог»; у 2013 р. захистила кандидатську дисертацію на тему «Цінності як засіб формування психічного (на матеріалі активного соціальнопсихологічного навчання)». Нині працює викладачем кафедри прикладної психології Черкаського національного університету імені Богдана Хмельницького.

Панченко Володимир закінчив музичну школу по класу цимбал. Очолює психодраматичний гурток при психологічному факультеті під керівництвом Сергієнко І.М.

Салій Аліна народилась 1993 р. Навчається на психологічному факультеті ЧНУ ім. Б. Хмельницького, захоплюється поезією.

Семко Андрій народився 1981 р. в м. Черкаси. З шкільного віку почав писати перші вірші, що були навіяні життєвими ситуаціями. Захоплюється написанням невеликих прозових творів, художньою творчістю, психологією, спортом. Працює інженером зв’язку.

330

Сергіенко Ірина Маратівна кандидат психологічних наук, доцент

 

 

кафедри практичної психології Черкаського національного університету

 

імені Богдана Хмельницького. Автор більш ніж 90 наукових робіт, автор

 

та поширювач соціально-психологічного театру в україні. В 2011 році

 

отримала

кваліфікацію

психодрамотерапевта.

Складає

психотеарпевтичні казки та вірші для себе.

Фесенко Оксана народилася в Німеччині в м. Франкфурт-на-Одері 1967 р. в сім'ї військовослужбовця. У 1981 сім'я батьків остаточно влаштувалася в місті Черкаси. У 1985 році закінчила Черкаське СГПТУ-21 зі спеціальності апаратник стерелізаціі (консервне виробництво). З 1986 по 1991 роки проживала в м. Владивосток і Єлізово, Камчатської області за місцем служби чоловіка. З 1994 р по 1998 була спочатку діловодом, а потім керівником робочої групи «Книга Пам'яті» Черкаського району. Закінчила в 1995 році Київський коледж зв'язку за спеціальністю багатоканальний електричний зв'язок. По закінченні роботи над створенням книги займалася мережевим маркетингом, після чого в 1999 році виїхала в Чехію, де й перебувала до 2004 року, працювала в ресторані італійської кухні кухарем холодного цеху. Після повернення з