Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

психологія творчості

.pdf
Скачиваний:
27
Добавлен:
22.02.2016
Размер:
4.07 Mб
Скачать

сам по собі з початку без глибшого значіння, зачав для Шевченка набирати ваги доперва тоді, коли поет для образу ідеальної, вимріяної любки став шукати відповідника у дїйсности. Се торкаєть ся не лиш споминів поета про Оксаночку а також, як нам здаєть ся, його спомину про пригоду з тринайцятого року життя. Се психічний процес, анальоґічний до сего, який у життю народів веде до творення численних мітів; так міт про рай страчений людскістю є проекцією ідеальних, нездійснимих бажань людства в дитинячі його часи; він є перенесеннєм в минуле образу щастя і совершенства, за яким тужить людство, а якому теперішня дійсність не дає осушення.

Так ось моменти звороту до дитинства, рід "інфантилїзму"— стрічаємо і в Шевченка, подібно як і у багато инших геніїв почування; і подібно як в них інфантілізм сей входить в звязь з еротикою. Сей інфантілізм лежить не тільки в тім, що поет переносить уявою своє любовне шастє в дитячі літа (Оксаночка) і в хлопячий вік ("Мені тринайцятий"), а також в тім, що еротичні почування перенизують ся чувствами дитини до матері, як се слїдно в віршу: "Мені тринайцятий". Коли в дівчині з "Мені тринайцятий" дехто догадуєть ся любки Шевченка з

261дитинячих літ, то всеж остає фактом, що відношеннє, в яке ставить поет себе до неї у сій поемі, має рівночасно виразний нюанс відношення дитини до матері; потішаючи зажуреного хлопчика і обтираючи йому сльози, ся дівчина заступає йому на хвилю матір, якої йому недоставало.

Тенденція до креовання постатий ліплених з памяти і фантазії, які олицетворюють по части любку, а по части матір і які є предметом по части любовних, а по части дїточих почувань, постатий таких як Беатріче Данта чи Словацького любка з "Швайцаріі"'— лежала отже і в Шевченківській психіці; більшої поетичної креації що правда вона у Шевченка не видала; але сліди її істнування не тяжко віднайти.

ДЖЕРЕЛО

доктор психологічних наук, професор С. Д. Максименко,

доктор психологічних наук, професор, академік Т. С. Яценко

ПСИХОЛОГИЯ ПОЭЗИИ В РИСУНКЕ

«Простыми словами Возвысить нельзя Нетленное дело поэта.

В нем истина есть,

Глубина бытия,

А главное – поиск ответа».

Диана Уральская

Искусствоведческий взгляд на творчество Дианы Уральской.

Дина Николаевна Середа (род. 1941г.) родом из крупного культурного и промышленного центра Западного Урала – города

262Пермь, где прошла ее юность и годы учебы у известного пермского художника А.М.Демина. Её личная и творческая жизнь сложились на Украине: сначала в Киеве, где Дина Середа получила образование художника-конструктора у ведущего специалиста в этой области И.Т.Волкотруба, затем в Черкассах, где она тридцать лет проработала на машиностроительном заводе. Долгие годы работы в качестве дизайнера машиностроения, новаторские находки и всесторонний производственный опыт помогли Дине Николаевне Середе заслужить уважение коллег и личный профессиональный авторитет. В память о родных краях Урала Дина Середа принимает псевдоним Диана Уральская – под этим именем она работает в 90-е годы.

Втворческой среде Черкасс Диана Уральская далеко не новичок: был опубликован ряд статей и интервью в прессе об ее творчестве; об

ееживописи снят документальный фильм, в 1995г. в Черкасском краеведческом музее прошла выставка ее картин, а в 1999г. опубликован поэтический сборник «Художник Осень», в который вошли стихотворения разных лет. Несколько презентаций ее картин состоялось в Черкасском государственном университете им. Б. Хмельницкого, где Дина Николаевна встречалась со студентами и

рассказывала о своем творчестве. Биографический экскурс объясняет нам интерес к личности автора, сумевшего заявить о себе и на поприще промышленного дизайна, и в поэзии, и в живописи.

Свободное живописное творчество Дианы Уральской, оставаясь долгое время на периферии основной деятельности Дины Середы, присутствовало в ее жизни всегда. Она работала в традиционных жанрах натюрморта и портрета, исполненных в реалистической манере. Со средины 80-х ситуация коренным образом меняется: как пишет сам автор «с 1985 года – я в плену у высокой эстрадной музыки». Знакомство Дианы Уральской с инструментальными композициями французского музыканта Жана Мишеля Жарра оказывают на нее огромное воздействие. Музыка не просто впечатляет, она изменяет само ее миросозерцание, рождает целый поток ассоциаций и переживаний, затрагивает самые сокровенные и лирические струны

 

души:

 

«Музыка Жарра стала

 

Дыханьем моих картин…»

263

Вместе с музыкой приходят слова, слагаются стихи, рождаются

 

 

образы. Картины возникают стихийно, как по наитию, и в них отчетливо

 

передается огромное напряжение творческого процесса.

 

Стре6мительная динамика коротких и длинных штрихов, вихревое

 

кружение линий «становится почти стенографической» записью

 

приходящих и меняющихся образов.

 

Полотна возникают на протяжении нескольких лет, с 1991года, и

 

сейчас существует 15 законченных работ. Формальным элементом,

 

объединяющим эту серию в единый цикл, стал одинаковый размер

 

полотен (0,50 х 0,70), выполненных в технике пастели. Эту технику автор

 

избрал, видимо, неслучайно: помимо замечательных колористических

 

качеств, прозрачной мерцающей фактуры, эта техника позволяет

 

работать быстро, стремительно, практически без переделок и

 

исправлений.

 

Музыка Ж.М.Жарра, вдохновляя художника, одновременно

 

становится внутренним связующим элементом цикла: автору

 

представляется очевидным неразрывное духовное единство музыки и

 

живописи. Интуитивно Диана Уральская в своем творчестве подходит к

проблеме синтеза искусств и пытается решить эту проблему максимально широко: не только музыка становится оформлением картин, но каждое полотно сопровождается стихотворным текстом. Несколько позже возникает режиссерский замысел объединить все эти части, дополнив их пластическими миниатюрами. Возникает некое новое явление, где все элементы – живопись, музыка, поэзия, хореография сплавляются в единое целое. Картины становятся живописным воплощением музыки, стихи несут в себе таинственные ключи к смыслу композиций, а элементы хореографии и мелодекламации привносят черты действа, и даже как бы священнодейства. Возможно, отсюда берет начало некий возвышеннолирический настрой картин, приобретающий отчасти и гражданственный пафос, когда личные переживания лирического героя обращаются к истории Земли, к трагедиям цивилизации («Чернобыль» 1995г.)

Примечателен тот факт, что сам Жан Мишель Жарр довольно много экспериментировал в своем творчестве именно в области синтеза искусств: его знаменитые цветомузыкальные шоу хорошо

264известны во всем мире. Создается впечатление, что каждый художник в своей области, в своем диапазоне возможностей попытался создать новый вид монументального искусства, синтезирующий в себе традиционные виды искусств, но обладающий большей коммуникативностью, способностью общения с аудиторией любого масштаба.

Несомненным является то, что творчество Дианы Уральской инспирировано идеями романтизма – этим обусловлена программность живописного цикла, преобладание личностного начала и глубокий лиризм произведений. Романтическая почва питает поиск новых возможностей для самовыражения, попытку создать свой, уникальный и ни на что не похожий мир образов, разработать новый художественный метаязык символов, знаков.

И все же окончательного разрыва с реалистической традицией не происходит: почти в каждой картине присутствует изображение фигуры, лица, человеческих глаз. Сохраняется основной гуманистический принцип реализма, где «человек – мера всех вещей». Это мужская, либо женская натура, образ матери и ребенка,

смеющегося солнечным лучом. Даже образ музыки художник воплощает в изображение девушки, волосы которой украшают семь роз – семь нот.

Несмотря на таинственный шифр, смысловые знаки картин просты и каждому понятны: колоски пшеницы, зерно граната, розы, незабудки. Все это элементы окружающего нас мира, включая далекие и такие загадочные звезды.

Более графична и насыщена символикой картина «Послание». Но это только на первый взгляд: стилизированное изображение человеческой фигуры, деревьев, многообразные солярные знаки вполне доступны пониманию обычного зрителя.

Для работ Дианы Уральской характерен элемент фактического переосмысления явлений обыденного, повседневного мира. Так появились композиции «Глаза души» (1992г.), «День рождения» (1992г.).

В картине «Орион» ясно сказывается опыт художника в области промышленного дизайна: корпус инопланетного корабля, антенны, шлейф горящего огня даны с большой материальной точностью и

265детализацией. И все же здесь скрыта числовая символика – семь звезд одного из самых мистических созвездий, - Ориона, - высчитанные и осмысленные религией и культурой Древнего Египта.

Элемент фантазии, чудесного переосмысления всегда присутствует в картинах Дианы Уральской. Эта фантазия чиста, даже наивна:

«У моей души голубые глаза

И на мир сей взирают по-детски»…

Видимо, именно эта чистота души, самобытность личности художника и привлекает зрителя. Творчество Дианы Уральской нашло отклик, приобрело почитателей, о чем красноречиво свидетельствует книга отзывов о художественной выставке ее работ.

В своем творчестве Дина Середа не ищет коммерческой выгоды или славы живописца; она ищет возможности поделится со зрителем своими переживаниями, радостями и печалями, размышлениями об

истории человечества и традициях Земли, стремится постигнуть единство гармонии, красоты мира и человека на этой Земле.

Психоаналитический подход к пониманию творчества

Дианы Уральской.

Вступление

В научном мире психологии известна попытка психоанализа литературного творчества Д. Ф. Достоевского, осуществленная З. Фрейдом.

Представляет так же интерес психоаналитический экскурс М. Зощенко в личностные особенности и предпосылки творчества многих писателей и себя лично.

Нередко встречаемся с психоанализом личности вождей, в частности И. Сталина, А. Гитлера и др.

Как правило, такие психоаналитические попытки не отличаются

266живым диалогическим взаимодействием с субъектом анализа. Чаще всего анализируется творчество или его действия, поступки, при отсутствии необходимого для исследования психоаналитического диалога. В данном случае этот пробел восполнен возможностью общения с Дианой Уральской.

Вподготовленной работе представлена попытка психоанализа глубинных истоков художественного и поэтического творчества Дианы Уральской. Книга содержит психоаналитические диалоги с творцом, интегрирующие ее художественные и поэтические произведения. Кроме рисунков представляются также объяснения к ним автора и стихотворения.

Диана Уральская не знакома с профессиональной психологией, тем не менее, она успешно преодолела в процессе диалогического взаимодействия собственные сопротивления и приложила максимум усилий для обеспечения гармоничной работы с ней психолога.

Огромную помощь в раскрытии психоаналитической картины творчества Дианы Уральской сыграла картина Н. Рериха «Мадонна

Лаборис». Работа с «чужой» картиной значительно помогла прояснить узловые точки личностной проблематики Дианы Уральской, повлиявшей на особенность ее творчества и его содержания.

ДЖЕРЕЛО

1. Максименко С. Д., Яценко Т. С. Психология поэзии в рисунке. – К.: Педагогічна преса, 2006. – 80 с.

Натхненні

творчістю

267

АЛЕКСАНДРУК КАТЕРИНА

***

На землю опускался сладкий дождь...

Когда он взглядом нежно обнимал меня.

Исчастья большего ты не найдешь, Как будто в сказке очутилась я!

Иэто чувство, знаешь, как обычно? Схватив уносит в бешенный круговорот, А ты стоишь не зная - он привычка?

Или настоящая и верная любовь? Летят сомнения, вспоминаются обиды, Душа кричит не зная, как ей быть.

А сердце разрывается от боли, Которой он тогда его облил...

Ты терпишь, ждешь, надеешься - Все будет хорошо, и вдруг Судьба перечит,ты сдаешься...Стоп!

Пришла пора понять,что он не тот...

Но время лечит, это всем известно, Переживешь ты все, вот только нужны силы.

Расправишь крылья жизни и увидишь, Что за окном по прежнему шагает

сладкий дождь...

***

***

Кричу - молчу, дышу и забываюсь, Моментом знаю, что прощаюсь Магнитом - снова возвращаюсь. Живу, хочу, стремлюсь и добиваюсь.

Порою трудно, но чего-то достигаю.

Мечтаю, верю и зову, Фантазию в реальность превратить могу.

Люблю, желаю, обожаю, Хоть это трудно, все же принимаю. Печалюсь, снова улыбаюсь, Добром и счастьем смело заряжаюсь.

Невзгоды ранят, пробивают Но сила есть, вот это и спасает. Порой смеюсь, порою плачу Порой не знаю как мне быть,

Но это все мне громко сообщает,

Что я живу, что я умею жить!

268 ***

Как можно жить, не зная боли? Не быть ранимым никогда?

Ты только вслушайся, подумай, Да разве так бывает? - Никогда! И что же делать, слезы лить?

Кусая локти, погибать?

Или стонать от дерзкой боли, Страдая тем, что сделал сам? Всегда есть выход с ситуаций, Как часто думаешь - тупик...

В душе пустоты? Это правда, Но жизнь игра! И как ты знаешь, Кто следующим победит? Печали прочь, им нету места, Пускай они горят в аду!

А что осталось – требует лишь веры, Она ведь никогда не подведет!

Проходит время,звездами срываясь, И сердце делает перерасчет.

Боль не уходит? - Это мука, Что носит имя "суждено"...

***

Слезу случайно уронила, В бутылку белого вина.

Затем случайно жажду утолила, Осталась только горечь на губах. Болит все тело, задыхается душа, Как-будто с неба давит камнепад. Бокал пустой и снова этот привкус, Расстаявший молочный шоколад… Встряхнула капли со щеки рукою, Испортила вечерний макияж.

Ив тишине нахлынувших рыданий, Осталась я сама с собою глаз на глаз.

Что это было? Как так получилось? Как все вернуть, простить, понять? А может хорошо, что так все и случилось?

Вдруг это знак, что нужно жизнь свою менять?

Ив этой драме скучного единоборства Тихонько открывается входная дверь.

На смену горечи крадется осторожно Смысл с пониманием всех бед...

ВОРОНОВСЬКА ЛІЛІЯ

НАДІЯ

Що лякає я не знаю, Сподівання щирі маю, Що кохаєш ти мене, Як мені знайти тебе?

Бо серцем відчуваю я, Що десь далеко є місця, В яких живе кохання світ, Яке шукають безліч літ.

З’явився ти мені у сні, Стояв, навіював тривогу. Та я не знаю, як мені Знайти до тебе ту дорогу.

І ось настав жаданий час,

269Який чекала я роками, З’єднала щаслива доля нас Зробила кохання пелюстками. 25 листопада 2008

Я ЛЮБЛЮ ТЕБЕ

Як роса на білих пелюстках, Твій ніжний дотик на моїх губах.

Як до плеча мого ти доторкнешся Розтану. У відповідь ти посміхнешся…

Думками до тебе душа полетіла, Щоб зазирнути в твої оченята, Торкатися твого хочеться тіла, Ми наче грайливі прудкі кошенята.

Сім’єю щасливою будемо жити І дітлахів своїх будем любити. Який ти у мене, любий, єдиний, Ми разом. І ти від цього щасливий.

Коханий, ти поряд, і ми наче діти Коханню цьому я буду радіти. Хочу з тобою весь вік свій прожити І полетіти, у даль полетіти…

28.10.2011

СЕМЕЙНЫЕ ТЕРКИ (жарт)

В голову ему тарелка летела, Она отомстить ему сильно хотела.

Он увернуться еле успел, От перепуга даже присел.

Громко кричала она на него, Стало трясти и его самого. Даже и слова не мог он сказать, Пока она не перестала орать.

Ты мне ноготь сломал, дорогой, А ты дорогая устроила бой.

Ты разбил мой новый сервиз, Ты вдогонку кричала: «котись».

-Я отдала тебе лучшие годы

-Что ты, а кто любит моду?

-А ты на рыбалке каждую ночь!

-Может мне уйти сейчас прочь?

Долго кричали и выясняли, Пока в комнату дочь не зашла. - 25 лет друг друга вы обожали, Что за кошка между вами прошла?

Виновно друг на друга смотрела семья:

- Прости, я виноват. Нет – виновата тут я.

Пришло осознание в седые головы, Как хорошо иметь дочку психолога.

15.12.11

УЧИТЕЛЬ

Много узнала с уроков твоих,

270Ты отличаешься, вовсе другая: Нету злости в милых глазах, Спасибо за знания тебе, дорога!

Как начинаешь вести свой урок, Дыхание у всех детей замирает. Когда класса переступаешь порог, Тебя с радостью каждый встречает.

Будто золотистый, приятный песок Каждое слово в их уши всыпаешь, Наконец, пролетел осенний листок, И к тебе ребятишки спешат на урок.

Время летит, как миг, удивляешь Когда я сижу у тебя на уроке,

Как много тепла ты в них вливаешь, Читая любимой поэзии строки.

Не каждого учителя Бог наградил. Ты избрана им, он тебе подарил Мудрость и знания должные, Для каждого ребенка сложные.

Спасибо, что ты вдруг появилась В жизни моей такой суетливой, Я будто в старой сказке очутилась, Где люди бывают с душою красивой.

30.09.2010

ПРО ЩО ДУМАВ ОСТАННІЙ ЛИСТОК

Летить собі листочок, Його колихає вітер. Гомонить, наче дзвіночок,

Востаннє дивиться на Пітер.

Про що гадає цей листок, Не знаємо ми, а знають зорі. Востаннє робить цей ковток, Ковток життя і непокори.

Зірвався з дерева – свобода, Осінні думи, непогода, Летить і згадує життя, Безцінні думи про буття.

Земля зустріла листя жовте, На місяць дивиться листок. Чекає він, коли засохне І стане схожим на пісок.

22.10.2011