Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОЕННАЯ ТОКСИКОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
633
Добавлен:
13.02.2016
Размер:
4.19 Mб
Скачать

10.1.21.1. Мышьяковистый водород (Арсин — AsH3)

Арсин — соединение мышьяка, в котором элемент имеет валентность ми­нус 3; бесцветный газ, практически без запаха.

Физико-химические свойства и токсичность соединения представлены

В ТЭ.ОЛ. 31.

Таблица 31

Физико-химические свойства и токсичность арсина

Арсин

(AS)

Формула

AsH3

Молекулярный вес

77,93

Плотность пара (по воздуху)

2,69

Плотность жидкости Температура кипения

1,34 при 20° С -62,5° С

Температура разрушения

280" С

Скорость гидролиза

Высокая. При определенных условиях AsH3 образует с водой твердое соединение, разрушающееся при 30° С

Стабильность при хранении

Не стебильное вещество. Металлы катализируют разрушение

Запах

Слабый, чесночный

Среднесмертельная токсодоза

5 г-мин/м3. Полагают, что летальной для человека дозой является 2 мг/кг

Средняя непереносимая доза

2,5 г'мин/м3

Проявления интоксикации

Гемолиз эритроцитов с последующим поражением почек и других органов-мишеней

Скорость развития интоксикации

От 2 ч до 11 сут

Перед Второй мировой войной мышьяковистый водород рассматри­вали как возможное отравляющее вещество. Однако физико-химические свойства и умеренная токсичность не позволили использовать его с этой целью. В настоящее время арсин достаточно широко используется в хи­мическом синтезе при производстве анилиновых красителей, бензидина и т. д. Выделяется как побочный продукт при взаимодействии кислот с металлами (свинец, цинк, железо), содержащими в качестве примеси мы­шьяк (травление металлов, получение водорода, зарядка аккумуляторных батарей и т. д.). Неправильные условия транспортировки и использования мышьяксодержащих инсектицидов могут создавать условия для отравле­ния арсином. В ходе различных аварий на производствах отравление АбНз получили несколько сот человек.

Токеикокинетика

Единственный способ поступления в организм — ингаляционный. Поступив в кровь, вещество проникает в эритроциты и клетки других ор­ганов и тканей (печени, почек, нервной системы и т. д.). Частично АбНз выделяется через легкие в неизмененном состоянии, частично вступает в метаболические превращения, при этом образуются продукты его окис­ления (элементарный мышьяк, мышьяковистый и мышьяковый ангидри-1 74

ды и т. д.). Окисление арсина может проходить и в эритроцитах при учас­тии кислорода. Образовавшиеся продукты окисления повторно восста­навливаются при участии глутатиона, а затем подвергаются метилирова­нию и в форме метилпроизводных выделяются из организма с мочой.

Течение отравления

В период воздействия арсин не оказывает раздражаюшего действия на слизистые оболочки и контакт с токсикантом может пройти незамечен­ным.

Мышьяковистый водород является типичным представителем гемо­литических ядов. Гемолитическое действие вещества и обусловливает клиническую картину острых отравлений.

В зависимости от концентрации токсиканта во вдыхаемом воздухе и продолжительности действия выделяют легкую, средней степени и тяже­лую форму интоксикации. Появлению симптомов предшествует скрытый период, продолжительность которого при легких формах поражения со­ставляет до 24 ч, а при тяжелых — около 30—60 мин. Ранними признака­ми отравления являются жалобы на сильную головную боль, слабость, головокружение, беспокойство, тошноту, чувство жажды, озноб. Позже (при отравлении средней степени тяжести через 6—24 ч после воздейст­вия) отмечается изменение окраски кожных покровов, приобретающих желтушный оттенок. Желтуха достигает наибольшей выраженности к 3—4-му дню заболевания, а затем начинает исчезать. Нормальный цвет кожных покровов при благоприятном течении интоксикации восстанав­ливается на второй — четвертой неделе. При крайне тяжелых формах отравления наряду с желтухой развивается цианоз видимых слизистых оболочек, кожа при этом приобретает своеобразный бронзовый цвет. Од­новременно с желтухой выявляется гемоглобинурия — выделение с мо­чой свободного, не связанного с эритроцитами, гемоглобина. Моча при­обретает цвет от ярко-красного до черно-красного.

Уже в ближайшие часы после воздействия яда отмечается уменьшение количества эритроцитов в крови. При тяжелых интоксикациях через сут­ки количество эритроцитов уменьшается до 600 000—800 000 в 1 мм3 кро­ви. При средней степени тяжести интоксикации количество эритроцитов составляет 2—2,5 млн в 1 мм3 крови. Явления анемии продолжают нарас­тать в течение 5—10 дней. В этот период в периферической крови появля­ются патологические клеточные элементы — эритробласты, микроблас-ты, возрастает число ретикулоцитов, отмечается анизоцитоз клеток. Со стороны белой крови отмечается нейтрофильный лейкоцитоз и умерен­ная лимфопения.

В результате разрушения протеолитическими энзимами гемоглобина, выходящего в плазму крови при гемолизе, количество его в крови умень­шается. Причем если в первые часы интоксикации содержание гемогло­бина находится в пределах нормы, то уже через сутки при отравлении средней тяжести оно составляет 30—50% от нормы, а при тяжелой форме отравления — менее 30%.

Результатом понижения уровня гемоглобина является нарушение кислородтранспортных функций крови. Кислородная емкость крови по­нижается (в зависимости от тяжести отравления) на 15—80%. Формирует­ся гемический тип гипоксии со всеми сопутствующими ей проявлениями (см. выше).

В периоде выраженной анемии в патологический процесс вовлекают­ся почки. В тяжелых случаях на 4—6-й день отравления развивается оли-гурия, а затем и анурия. Появляются признаки уремии: запах мочи изо рта, рвота, расстройства сознания, судороги. В ряде случаев в клиниче­ской картине отравления появляются признаки печеночной недостаточ­ности: увеличение размеров печени, ее болезненность и т. д. При патоло-гоанатомическом исследовании лиц, погибших в этом периоде, отмечает­ся характерная картина изменения почек. Они увеличены в размерах, мягкие, цвета спелой сливы. На разрезе выявляются кровоизлияния и инфильтраты, рисунок почки сглажен, ткань ее буро-красного цвета. По­лости боуменовых капсул растянуты и заполнены мелкозернистым со­держимым. Просветы извитых и прямых канальцев выполнены бурой массой, дающей положительную реакцию на железо. Налицо признаки механического повреждения органа гемоглобином и продуктами его раз­рушения, содержащимися в огромных количествах в плазме крови отрав­ленных.

При средней степени тяжести признаки отравления исчезают через 2—4 нед, при благоприятном течении тяжелой интоксикации полное вос­становление трудоспособности наблюдается через 2—3 мес. Прогноз в значительной мере определяется функцией почек. Летальность составля­ет более 20%. Последствия перенесенной интоксикации могут проявиться длительным нарушением функций печени и почек. К числу отдаленных последствий относятся полиневриты, сопровождающиеся нарушением чувствительности.

Механизм токсического действия

Кривая токсичности арсина характеризуется большой крутизной, это означает, что различия доз, вызывающих пороговое действие и смертель­ное поражение, малы. Так, в опытах на животных показано, что ингаля­ционное воздействие токсикантом в течение 28 дней в концентрации 5 объемных частей газа на миллион частей воздуха (ppm — pars per million) переносится практически бессимптомно. Вместе с тем ингаляция в тече­ние 4 сут вещества в концентрации 10 ppm приводит к 100% гибели жи­вотных. Такая закономерность соответствует представлениям о механиз­ме токсического действия вещества. Во всех случаях воздействия арси-ном, сопровождавшихся гемолизом, отмечали существенное истощение содержания глутатиона в эритроцитах. Экспериментально установлено, что гемолитический эффект, по всей видимости, и обусловлен снижени­ем содержания этого трипептида в клетках крови. Глутатион, как извест­но, необходим для поддержания целостности мембраны эритроцитов. Если скорость его синтеза превышает скорость истощения, наступающе­го под влиянием арсина, гемолиз не развивается. Напротив, если истоще­ние превалирует над синтезом, развивается острая гемолитическая реак­ция. Наконец, в тех случаях, когда воздействие АбНз не сопровождается полным истощением запасов восстановленного глутатиона, гемолитиче­ский эффект носит дозо-зависимый характер.

Мероприятия медицинской защиты

Специальные санитарно-гигиенические мероприятия:

• использование индивидуальных технических средств защиты (средства защиты органов дыхания) в зоне химического зараже­ния.

Специальные лечебные мероприятия:

» своевременное выявление пораженных;

  • применение средств патогенетической и симптоматической те­рапии состояний, угрожающих жизни, здоровью, дееспособно­сти пораженного, в ходе оказания первой (само- и взаимопо­мощь), доврачебной и первой врачебной (элементы) помощи пострадавшим;

  • подготовка и проведение эвакуации.

Медицинские средства защиты

Специфические противоядия токсиканта отсутствуют. Использова­ние хелатирующих агентов, успешно применяемых для оказания помо­щи отравленным соединениями мышьяка иного строения, при отравле­нии арсином оказывается малоэффективным. Имеются данные о спо­собности 2,3-димеркаптосукцината in vitro полностью предупреждать гемолитическое действие мышьяковистого водорода. Однако in vivo этот комплексон оказывается также практически неэффективным. В этой связи с целью медицинской защиты, направленной на спасение жизни и минимизацию ущерба, наносимого токсикантом здоровью пораженно­го, применяют симптоматические средства борьбы с развивающимися анемией, кислородным голоданием и поражением почек: обильное пи­тье, кровопускание (300—400 мл), внутривенное введение 40% раствора глюкозы, физиологического раствора, других кровезаменяющих жидко­стей, ингаляцию кислорода (см. выше). Важным мероприятием меди­цинской защиты является скорейшее выявление пораженных, до разви­тия у них выраженного гемолиза, и скорейшая эвакуация их в лечебные учреждения.

.*1