Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Псалтирь в святоотеческом изъяснении.pdf
Скачиваний:
40
Добавлен:
16.05.2015
Размер:
1.68 Mб
Скачать

39Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби.

40И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него.

Углубись умом и сердцем в эти божественные слова Духа – они не нуждаются в человеческом изъяснении.

КАФИСМА ШЕСТАЯ

1Псалом Давиду,

ввоспоминание о субботе, 37

Оревностном покаянии божественного Давида возвещает превосходство его исповедания. Не терпя греховного струпа, выставляет он на вид болезнь и лекарство, обращая это в повод сделать наставление людям. Просит Бога даровать ему субботство, т.е. упокоение от

несчастий, которого призывает достигнуть покаянием. Поэтому и псалом этот есть покаянный третий (Афанасий, Феодорит).

2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене:

Слова, употребляемые в псалме в отношении к Богу, это слова человеческие, но смысл их должен быть богоприличный. Гневается Бог не по страсти, но праведным возмездием и наказанием. Давид обращается к Богу как больной к врачу, а не как преступник к судии (Златоуст, Феодорит).

3 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.

Стрелы – беды, скорби, болезни. Рука – наказание за грех. Многие изнемогли от болезненного приключения по неразумию, не ожидают полезного окончания его, но в негодовании на строгость попечительности остаются при немощах своего неразумия (Василий В., Афанасий).

4 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.

Лице грехов – есть воображение и воспоминание их, так как грех каждого пред лицем каждого всегда (т.е. памятование о грехе). По причине греха изнемогает крепость телесных и душевных сил и теряется мир помыслов (Афанасий).

5 Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне.

Только восчувствовавший свои грехи может сказать эти слова, ибо поистине грех тяжек и бремя (греха) тяжкое и неудобоносимое. Ничто так не ослепляет мысль и не обременяет ее долу – как сознание греха (Златоуст).

6 Возсмердеша и согниша раны моя, от лица безумия моего.

Давид свидетельствует о мерзости греха: ибо нет ничего грязнее и сквернее греха. И действительно: грех, по своей природе, хуже и зловоннее всякой гниющей язвы. Таков вообще грех. Прежде, чем будет сделан, он доставляет некоторую приятность, но после совершения его появляется горесть и печаль. Всякая душа, неосоленная небесною солью Святаго Духа, загнивает и наполняется всяким зловонием лукавых и суетных помыслов;

78

закрадываются в нее злые и страшные черви, т.е. лукавые духи, которые гнездятся и растлевают ее (Златоуст, Макарий В.).

7 Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах.

Души грешников как бы зверями изъязвляются и пожираются, и покрываются как бы гноем и гнилостью. От гниения греховных ран человек делается дряхл и погорблен, обличается угрызениями совести, срамом и стыдом. Весь день, т.е. в течение всей жизни сетуя, он помнит о своем беззаконии... (Василий В., Максим Грек).

8 Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей.

Лядвия – чресла (Феодорит, Иероним).

9 Озлоблен бых, и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего.

Озлоблен своими грехами и потому смирихся до зела, до крайности. Рыках – ревел от стенания сердца своего. Ибо совесть, уязвляющая сердце, производила в нем стенания (Кирилл).

10 Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися.

Это слово учит нас не скрывать грехов своих и не держать их в глубине души, как черноту и гниль, но исповедывать их нещадно (Василий В.).

11 Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною.

Пророк сильно воздыхает от тяжести внутренней брани, по причине удаления от него света очей Святаго Духа за грехи (Василий В.).

12Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася, и сташа.

13И ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою: и ищущии злая мне, глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся.

Друзья и домашние прямо мне сташа – против меня стали поступать враждебно и явно мне противостали; и даже ближние от страха отделились от меня. Бог попустил этому произойти за грехи мои. Под ближними подразумеваются и ангелы, которые удаляются от человека за грехи его. Ищущие же душу демоны от этого сильнее нападают. Льстивным весь день поучахуся – замышляя всякий день козни (Феодорит, Афанасий).

14Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих:

15И бых яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения.

16Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.

17Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои, и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша.

Это яснее показывает история... Ибо когда отцеубийца Авессалом осуждал решения отца и когда изменник Семей метал языком и рукою и злословил Давида – последний великодушно в молчании переносил обиды: потому что все упование свое возлагал на

79

Господа, сказавшего: Мне отмщение, Аз воздам (Евр. 10, 30). Некоторые из толковников относят это и ко Спасителю, Который на злоречия врагов не отверзал уст своих (Феодорит).

18Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну.

19Яко беззаконие мое аз возвещу, и попекуся о гресе моем.

Никто да не надеется от грехов своих великих очиститься только одним исповеданием грехов без трудов и подвигов, подобающих истинному покаянию, если он поленится потрудиться. Давид не довольствуется одним исповеданием, но заботится и об удовлетворении за содеянное. Что пользы открыть язву, а подобающего к ней лекарства не приложить? (И не исправить жизни своей) (Димитрий).

20 Врази же мои живут, и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящии мя без правды.

21 Воздающии ми злая возблагая оболгаху мя, зане гонях благостыню.

Непримиримой злобе врагов Давид противостал своим долготерпением, надеясь этими скорбями умилостивить Бога. И гоним был Давид только за то, что гонях благостыню, т.е. чистосердечно и благонамеренно со всеми поступал (по Зигабену).

22Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.

23Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Такова должна быть смиренная молитва всякого просящего помощи Божией.

1 В конец, Идифуму, песнь Давиду, 38

Этот боговдохновенный псалом во многом согласен с псалмом предыдущим и содержит в себе врачевство для исцеления душевных страстей и исправления нравов людей. Преимущественно же рассуждает о необходимости терпения. Пророк оплакивает ничтожество естества человеческого и показывает его конец. Священный певец Идифум возглашает эту песнь Давида (Афанасий, Феодорит).

2 Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною.

Великого Давида, спасавшегося бегством от восставшего против него сына – отцеубийцы, встретил на пути изменник Семей: он метал в царя глыбами земли и злословил, называя его беззаконником и мужем кровей. Однако любомудрый Давид не только сам не отвечал на злословия, но запретил это сделать даже одному из военачальников своих, который готов был убить Семея, сказав: оставите его проклинати, негли (может быть) призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая вместо клятвы его (2 Цар. 16, 10-12). Так был весьма осторожен Давид на язык, зная великую поползновенность этого члена. Путями называются здесь слова, потому что указывают путь к делам (Феодорит, Златоуст).

3 Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися.

Выслушай, что говорит божественный Давид: внегда восстати грешному предо мною не раздражался, не мстил я, но онемех и смирихся, и умолчах от благ. А ты огорчаешься и осуждаешь... Вспомни Владыку: Он богат сый нас ради обнища (2 Кор. 8, 9). А если тебя назовет кто невеждою, вспомни обидные слова иудеев, какими укоряли они истинную Премудрость: Самарянин еси Ты, и беса имаши (Ин. 8, 48). Еще многого недостает у тебя, чтобы дойти до уподобления Господу: Его заушали, оплевали, оклеветали, сняли хитон с

80

Него и распяли... А ты раздражаешься и гневаешься. Давид умолчах даже от благ, т.е. предпочел лучше умолчать, нежели благое говорить, ибо «благая глаголати, – по святым отцам, – низже есть молчания» (Василий В., Каллист инок).

4 Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим:

О каком огне говорится здесь? – О Боге. Бог наш огнь поядаяй есть (Евр. 12, 19). Во время искушения надлежит сугубо прилежать молитве, утомлять трудами тело, пресекать всякое плотское мудрование и терпеливо ожидать окончания искушения. Сокровенное поучение заключается в молитве Иисусовой, которым истребляются страсти из души, рождается умиление, вселяется страх Божий, просвещается ум и изливается радость в сердце. Глаголах языком моим, т.е. говорил тихо, шепотом к Богу, в то время, когда внешне пред врагами молчал. О чем же глаголах Пророк? (Максим, Феодорит, авва Исаиа).

5 Скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз;

Давид произнес эти слова по человеческому малодушию и утомлению от искушений. Он желал знать: достаточно ли будет ему на покаяние оставлено число дней. Да разумею – да узнаю, чего еще недостает до предназначенного мне совершенства (Афанасий, Кирилл, Амвросий, Августин).

6 Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою: обаче всяческая суета, всяк человек живый.

Пророк пядями ладоней изображает кратковременность человеческой жизни, всяческая суета (или же пар) – всяк человек живый. Живые люди ничем не отличаются от написанных на картине, потому что одинаково разрушаются и исчезают со временем. И однако же суетятся, безпокоятся, враждуют... Видя общее преобладание зла, Пророк оплакивает жизнь людей, протекающую в неутихающем смущении ума. Даже среди животных и стихий природы он не нашел ничего преданного так суете, как в человеках, одержимых жаждою любостяжания (Златоуст, Афанасий).

7 Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я.

Словом образом Пророк выражает нечто бездушное и ничтожное: одну наружность, вид, лицемерие. Всуе мятемся так как не истинную проводим жизнь и заботимся не о существенных благах. Мирские заботы – это суета (Златоуст, Афанасий).

8 И ныне кто терпение мое; не Господь ли; и состав мой от Тебе есть.

Признав жизнь человека суетою и произнесши суд о житейских попечениях, Пророк справедливо свое упование возложил на Господа (Афанасий).

9 От всех беззаконий моих избави мя: поношение безумному дал мя еси.

10 Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси.

Причиною всех наших бедствий являются многоразличные наши грехи. И не случайно, но по Божьему попущению надругался над Давидом Семей, послуживший как бы бичем в руках Божиих. Почему святой муж онемех и не отверзох уст, твердо зная Кто сотворил это (в русском переводе: ибо Ты нанес мне удар). Укоряющего нас будем принимать как Богом посланного обличителя сокровенных наших злых помыслов. Виной всякого скорбного случая являются помыслы каждого из нас, а от них слова и дела общения. Все невольно постигающее нас случается с нами или ради любви, или за злобу нашу. Постигающие нас

81