Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология. Курс лекций фин.doc
Скачиваний:
428
Добавлен:
09.04.2015
Размер:
2.28 Mб
Скачать

3. Подъем, упадок и смена элит закономерны и неизбежны – это закон, главное содержание политической истории.

4. Р. Михельс сформулировал «железный закон» олигархизации элит. Анализируя устройство политических партий, он пришел к обобщающему выводу: любая политическая организация имеет свою «верхушку», т.е. элиту, составляющую меньшинство. Стремясь удержать власть, управляющее меньшинство неизбежно сплачивается, отрываясь от рядовых членов организации (превращается в олигархов) и начинает работать только на собственное самосохранение. Р. Михельс писал: «Процесс захвата власти меньшинством неизбежен. Всякая организация стремится быть управляемым меньшинством, которое осуществляет свою власть над большинством». «Лекарство» от олигархизации элит – демократическое устройство всякой организации, активность ее членов и свободные, периодические, альтернативные выборы.

5. Эффективность и долговечность элит зависит от способов их воспроизводства (Г. Моска). В воспроизводстве элит существует две тенденции. Первая – аристократическая, включающая два возможных способа воспроизводства: наследование, как путь к застою и вырождению элиты, и кооптацияотбор самой правящей элитой в свои ряды новых членов. Этот второй способ более демократичен. Однако он также ведет к деградации элиты, так как такой отбор обычно осуществляется по принципам личной преданности, приверженности общей идеологии, кумовства, блата, а не по профессиональным и личностным качествам. Так, например, обновлялась политическая элита СССР, получившая название «партийно-советсткой номенклатуры».

Вторая тенденция – демократическая. Здесь основной способ воспроизводства политической элиты – свободные конкурентные выборы. Но и этот способ воспроизводства не следует, считал Г. Моска, абсолютизировать. При известных обстоятельствах он может привести к саморазрушению и полной смене одной элиты другой (контрэлитой), причем еще менее эффективной, не способной управлять обществом, а то и маргинальной элитой, способной завести его в тупик. Например, Гитлер привел к власти свою элиту в 1933 г. посредством выборов. В результате прежняя, преимущественно аристократическая, элита была отстранена от власти. Преемственность власти тем самым нарушилась, прервалась. Последствия известны не только Германии, но и всему миру и они печальны.

Возникает вопрос: какая тенденция воспроизводства элит наиболее продуктивна, жизненна: аристократическая или демократическая? Ответ Г. Моски: обе тенденции должны уравновешивать друг друга – обновление должно сочетаться с преемственностью. Только тогда не будет ни застоя, ни саморазрушения элит и тем самым будет воспроизводиться стабильность развивающегося общества, политической, а вместе с нею и всех других его подсистем.

Внутренне противоречивая политическая элита, способная сочетать свое постоянное обновление с преемственностью, формируется, как показывает история, десятилетиями, а то и столетиями. Этот сложный процесс зависит от множества факторов и обстоятельств – экономических, социально-культурных, духовных и собственно политических.

В России веками господствовала аристократическая тенденция воспроизводства политической элиты на основе механизмов наследования и частично – кооптации. После 1917 г. насильственно была установлена кооптационно-номенклатурная модель воспроизводства советской однопартийной политической элиты, прервавшая традицию наследования верховной политической власти. С начала 90-х годов в стране возобладала демократическая тенденция – начался постепенный переход от однопартийно-номенклатурного (кооптационного) к конкурентному способу воспроизводства политической элиты на основе альтернативных выборов. Этот сложный процесс не завершен.

В составе наиболее влиятельных представителей современного российского правящего политического класса некоторые эксперты выделяют 4-е основные группы элит. Среди них: федеральная административная элита – руководители федеральной исполнительной и законодательной власти, средств массовой информации, а также духовенства; партийная элита – представители руководства правящей и оппозиционных политических партий страны; региональная элита – наиболее влиятельные политики субъектов РФ; а также бизнес-элита, включающая влиятельных представителей российского бизнеса.5

Элитаризм в политике, как уже отмечалось, неразрывно связан с политическим лидерством.