Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Цивилистические записки.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Понятие и сущность приобретательной давности

Закон “О собственности в РСФСР” не употреблял термина “приобретательная давность” (“Гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно и открыто владеющее как собственник недвижимым имуществом не менее пятнадцати лет либо иным имуществом не менее пяти лет, приобретают право собственности на это имущество”8), этот термин появился только в ст.234 ГК РФ. Данный термин, подобно всем важным юридическим понятиям, имеет несколько значений. Наиболее важной представляется необходимость различать приобретательную давность как правовой институт приобретения права собственности по давности владения и срок приобретательной давности. Очень часто в повседневной практике эти понятия отождествляют, что, разумеется, неверно. Еще Д.И.Мейер в свое время сетовал, что “у нас нередко даже разумеют под давностью именно давностный срок. Говорят, например “прошла давность, прошли две, три давности” и т.п.”1. Следовательно, для устранения возникающих неясностей, необходимо прежде всего определиться с терминологией.

Что такое приобретательная давность как правовой институт? Это группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения ‑ отношения по определению судьбы имущества, находящегося в добросовестном, открытом и непрерывном владении “как своим собственным... имуществом”2 определенного лица в течение установленного законом срока. Таким образом, приобретательная давность здесь выступает как комплексное явление, включающее в себя целый ряд компонентов, находящихся в жесткой взаимосвязи ‑ при отсутствии хотя бы одного из установленных правовой нормой условий, право собственности на имущество по давности владения возникнуть не может.

Срок приобретательной давности сам по себе ‑ это всего лишь регламентированный правовыми нормами отрезок времени. Что же касается норм, регулирующих срок давностного владения, то это ‑ один из компонентов приобретательной давности как правового института. Правда, компонент, сам имеющий комплексный характер (особые правила течения, требование непрерывности), но все-таки только часть целого, неприменимая в отрыве от него и сама по себе имеющая только теоретическое значение. Таким образом, нормы, регулирующие срок приобретательной давности, и приобретательная давность как правовой институт приобретения права собственности по давности владения соотносятся как часть и целое. Истечение срока является одним из фактов, вся совокупность которых образует юридический состав, лишь при наличии которого может возникнуть право собственности по давности владения.

Следовательно, чтобы понять сущность приобретательной давности как правового института, необходимо проанализировать ее признаки, компоненты, в том числе ‑ срок. Разумеется, исходить следует из законодательного определения, содержащегося в ст.234 ГК РФ: Лицо ‑ гражданин или юридическое лицо, ‑ не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Субъект возникающих в данном случае правоотношений ‑ специфический. Это гражданин или юридическое лицо. Согласно п.2 ст.124 ГК РФ, к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям применяются нормы, “определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов”.

Лицо, владеющее имуществом, не является его собственником. Не является собственником, в данном случае, ‑ в объективном смысле, так как институт приобретательной давности распространяется и на ситуации, когда лицо считает себя собственником имущества, но при этом на самом деле таковым не является.

Объект, по поводу которого возникают отношения ‑ недвижимое или иное имущество. Недвижимое имущество, согласно ст.130 ГК РФ ‑ это “земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество”. Следовательно, формально все вышеперечисленные виды недвижимого имущества могут быть объектом отношений по приобретению права собственности по давности владения. Однако в отношении многих из них имеются особенности, связанные с их правовым статусом либо со сложившейся практикой и спецификой самих объектов (недра, космические объекты и т.п.). На основании изложенного, можно прийти к выводу, что под недвижимым имуществом как объектом исследуемых правоотношений (упомянутым в п.1 ст.234 ГК РФ) следует понимать не всякое недвижимое имущество вообще, как оно определяется в ст.130 ГК РФ, а лишь те его категории, в отношении которых закон не исключает возможности приобретения права собственности по давности владения.

Иное имущество как объект исследуемых отношений в России ‑ это “вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги”, то есть движимое имущество (ст.130 ГК РФ). (Разумеется, не изъятое из оборота и в большинстве случаев ‑ не ограниченное в обороте).

Таким образом, под объектом правоотношений в рамках исследуемого института понимаются именно вещи, а не иные виды объектов гражданских прав.

На практике иногда возникает мнение, что приобретение права собственности по давности владения возможно только в отношении бесхозяйных вещей. Разумеется, это неверно, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и разъяснил в приложении к информационному письму от 28 апреля 1997 г. № 13. (Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав.)

И, наконец, еще один нюанс, характеризующий объект исследуемых правоотношений. Согласно тому же п.1 ст.234 ГК РФ, “право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации”. Что касается недвижимого имущества, то, в соответствии со ст.131 ГК РФ и п.3 ст.6 Федерального закона РФ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, “право собственности на недвижимое имущество, приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке”1. Что касается движимого имущества, то определить какие именно его разновидности не могут быть приобретены в собственность по давности владения без государственной регистрации, сложнее, поскольку “регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе”2. (В настоящее время таких видов движимого имущества пока нет. Некоторое время бытовало мнение, что государственная регистрация транспортных средств и есть такой случай, но Высший арбитражный суд РФ опроверг эту точку зрения). Следует обратить внимание на нередкое, к сожалению, неверное понимание значения государственной регистрации. Почему-то часто на практике этот акт считают основанием возникновения права собственности. “Акт регистрации, однако, лишь определяет момент, но он не обладает правосоздающей силой. Право собственности возникает из установленного ГК фактического состава. На это указывает и текст ГК, который говорит о лице, приобретшем имущество”3.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в приложении к информационному письму от 28 апреля 1997 г. № 13 разъясняет и этот аспект: право собственности возникает на основании решения суда, которое, в свою очередь, является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество4.

Таким образом, в отношении недвижимого и некоторых видов движимого имущества приобретение права собственности по давности владения возможно только при наличии дополнительного (по отношению к общему порядку) юридического факта ‑ факта государственной регистрации.

Итак, выше рассмотрены все те легальные элементы юридического состава, из которого возникает право собственности при приобретательной давности, которые не являются характеристиками основы, стержня этого состава ‑ владения. Остальные ‑ это качества, присущие владению, необходимые для признания такого владения основанием приобретения права собственности в силу приобретательной давности.

“В силу положений о приобретательной давности основанием возникновения права собственности считается факт продолжительного владения имуществом, отвечающий предусмотренным в законе условиям5. Представляется, что владение ‑ действительно стержень, вокруг которого и в связи с которым, формируется основная часть обязательных элементов института приобретательной давности.

Легального определения владения в отечественном праве, как это ни парадоксально, нет. (Это дает некоторым исследователям основание считать, что “по своей сущности владение не является правовой категорией”6, а представляет собой категорию в первую очередь социальную. Во всяком случае, в отношениях, связанных с приобретательной давностью.) Некогда владение понималось в узком смысле ‑ как фактическое, непосредственное обладание вещью. В настоящее время “речь идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении”7. Именно оно и должно наличествовать для приобретения права собственности по давности владения. Будучи ключевым элементом триады полномочий собственника, владение выступает как внешнее проявление права собственности. “Во владении выражается статика отношений собственности, закрепленность вещей за индивидами и коллективами”8. Но в случаях, на которые рассчитан институт приобретательной давности, это внешнее проявление не соответствует реальному положению вещей: владелец не является собственником. Однако может им стать на основании ст.234 ГК РФ при соблюдении соответствующих требований к владению.