Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Цивилистические записки.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
1.39 Mб
Скачать

4 Право внешнеэкономической деятельности и “lex mercatoria”

Термин “lex mercatoria” в переводе с латинского означает “торговое право”.

В принципе, в термине “торговое право” нет ничего противоестественного. Торговое право можно, например, рассматривать как часть предпринимательского (то есть гражданского) права. Международное торговое право можно рассматривать как часть международного частного права. Внешнеторговое право можно рассматривать как часть права внешнеэкономической деятельности.

Однако сторонники “lex mercatoria” рассматривают это понятие совсем в другом плане.

Основной смысл этой концепции состоит в обосновании автономности, обособленности регламентации международных торговых сделок от национальных правовых систем5.

Концепция lex mercatoria, или, как ее иногда называют, новая lex mercatoria, начала формироваться в начале 60-х годов усилиями французских ученых (Б. Гольдман, Ф. Кан, Ф. Фушар и другие). Развитие этой концепции продолжили и ученые других стран: Великобритании (К. Шмиттгофф), Швейцарии (Л. Копельманас, П. Лалив), Югославии (А. Голдштейн) и т.д.

Сторонники lex mercatoria по-разному определяют содержание этого понятия.

Например, по мнению одного из основоположников этой концепции Б. Гольдмана, lex mercatoria представляет собой совокупность принципов, норм и институтов, проистекающих из всех источников, которые питают юридические структуры и деятельность того сообщества, которое составляют участники международной торговли.

Другие юристы определяют lex mercatoria ‑ как “общие принципы и обычные правила”, “одинаковые правила, принятые во всех странах”, “договорную практику, договоренности, предписания и решения составляющие совокупность обычного права, являющиеся основой, на которой строилось и продолжает строиться национальное и международное коммерческое законодательство”, “международную систему права, основанную на коммерческих договоренностях и договорной практике”. Есть и другие определения1. Есть и арбитражные решения, прямо признающие существование lex mercatoria как права торгового сообщества, например, решение итальянского Кассационного суда (Judgement of February. 1982. Cass. 1982 Foro 1t. I. 2285 (1t.)2.

В советской и постсоветской литературе сторонников lex mercatoria не слишком много. Собственно, этой проблемой у нас и заниматься начали совсем недавно. Появились разделы о lex mercatoria в учебниках по международному частному праву3, в некоторых монографиях4. Единственной монографией, специально посвященной этой проблеме, является монография украинского ученого А.А. Мережко5. В ней он определяет lex mercatoria как совокупность норм, регулирующих транснациональные торговые отношения6.

Термин lex mercatoria используется при определении понятия международного торгового права. Так, предлагается следующее определение международного торгового права: совокупность правовых норм “международного законодательства” и нового lex mercatoria, регулирующая частные отношения, возникающие при осуществлении международной торговли. Под международным законодательством понимаются международные договоры, а также акты международных межправительственных организаций, предметом регулирования которых являются отношения по международной торговле. Новое lex mercatoria определяется как совокупность обычаев и обыкновений международной торговли, а также новые контракты, как правило, унифицированные международными неправительственными объединениями предпринимателей7.

М.А. Сарсембаев под международным торговым правом понимает совокупность конвенциальных и обычных юридических норм, регулирующих международные торговые отношения. Он считает, что международное торговое право представляет собой симбиоз элементов международного публичного и международного частного права8. Хотя автор прямо об этом не говорит (теория lex mercatoria им вообще не упоминается), в таком подходе явно проглядывают признаки lex mercatoria.

Сторонники концепции lex mercatoria нередко пользуются другими терминами. Помимо термина “международное торговое право” (Б. Гольдман), используются такие, например, термины как “транснациональное право” (Ф. Джессен, К. Шмитхоф), “вненациональное право”, (Ф. Фушар), “а-национальное право”, “право международной торговли” (Луссуарн и Бредэн); “международное право предпринимательской деятельности” (Ж. Шапира), “международное купеческое право” и т.д.

К числу основных источников lex mercatoria обычно относят: международные торговые обычаи и обыкновения, нормы международного публичного права, общие принципы права, типовые (модельные) законы, решения международных коммерческих арбитражей, типовые проформы и контракты.

Кроме того, выделяют еще вспомогательные источники: деловая практика, кодексы поведения, рекомендательные документы международных организаций, труды выдающихся юристов, “саморегулируемые контракты” (contracts sans loi)1.

Как правильно отметил И.С. Зыкин, нетрудно заметить, что сторонники рассматриваемой теории трактуют весьма широко саму категорию “право”. Они полагают, что право включает в себя не только предписания, являющиеся результатом нормотворческой деятельности государства или государств. К нему относят любое регулирование социального поведения принятого в обществе2.

Вряд ли это правильно. В принципе, обычай признается источником и международного частного права. Однако никто не говорит, что обычай является правом. Обычай применяется только в случае согласия на его применение сторон и в случае отсутствия противоречий с императивными нормами права.

В литературе говорят о самостоятельной системе транснационального коммерческого права и называют ее третьей правовой системой: первая — национальное право государств, вторая — международное (публичное) право3. Однако словосочетание “правовая система” нельзя толковать так, что речь идет о праве. Даже авторы теории lex mercatoria признают, что речь идет не о юридической системе (paralegal law)4. Lex mercatoria можно рассматривать как систему, но как систему обычаев международной торговли в широком смысле слова5.

Что касается соотношения lex mercatoria с правом внешнеэкономической деятельности, то регулирование внешнеторговых контрактов, несомненно, входит в сферу регулирования права внешнеэкономической деятельности. Поэтому за исключением обычаев и других форм нормативного регулирования, которые не входят в правовую систему, а относятся к сфере негосударственного регулирования, — lex mercatoria и право внешнеэкономической деятельности перекрывают друг друга.