Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Цивилистические записки.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
1.39 Mб
Скачать

3. Право внешнеэкономической деятельности и международное частное право

ВЭД понимается по-разному, сюда включаются и отношения между государствами, и отношения между юридическими и физическими лицами различных государств. Для целей настоящего исследования главным и основным являются отношения между юридическими и физическими лицами. С этой точки зрения основу права ВЭД должны составлять нормы международного частного права. Поэтому понятию международного частного права необходимо уделить более пристальное внимание, чем другим отраслям права.

Раздел VII Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть), принятого 27 декабря 1994 года “Международное частное право” заменил аналогичные раздел VII ГК КазССР и раздел VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, которые назывались “Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров”.

Даже из простого сравнения названий разделов видно, как изменился раздел, посвященный международному частному праву (далее МЧП).

При обсуждении Проекта ГК Республики Казахстан и Проекта Модельного гражданского кодекса стран СНГ были острые дискуссии об объеме материала, который необходимо включить в данный раздел. Дело в том, что международное частное право как отрасль права и как учебная дисциплина включает в себя нормы, регулирующие не только гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, но и семейно-правовые, трудовые, а также гражданско-процессуальные отношения. В ряде стран существуют Законы о международном частном праве, регулирующие все эти отношения (Австрия, Швейцария, Венгрия, Германия, Турция, Румыния и другие). Попытки разработать такой проект предпринимались и в странах СНГ.

Чтобы прекратить подобные попытки, был большой соблазн собрать все эти нормы в Гражданском кодексе. Разработчики проекта ГК Украины так и поступили, включив в проект нормы семейного, частично трудового права, гражданского процесса. В проекте ГК РК мы так делать не стали. Поэтому нормы международного частного права содержатся не только в ГК, но и в Законе Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года “О браке и семье” (раздел 7 “Применение норм брачно-семейного законодательства к иностранцам и лицам без гражданства, проживающим в Республике Казахстан”), в Гражданско-процессуальном кодексе Республики Казахстан от 13 июля 1999 года (раздел 5 “Международный процесс”).

Определение предмета международного частного права является самым дискуссионным в юридической литературе.

В настоящее время среди множества самых разнообразных точек зрения на правовую природу МЧП и его место в системе права можно выделить три основных направления:

1) Нормы МЧП входят в состав международного права в широком смысле слова (“международники”). Эту точку зрения разделяют, например: С.Б. Крылов, М.А. Плоткин, С.А. Голунский, М.С. Строгович, В.Э. Грабарь, А. М. Ладыженский, Ф.И. Кожевников, С.А. Малинин, В.И. Маргиев, В.И. Менжинский, И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, а также М. Геновски (Болгария), Морено Кинтане (Аргентина) и другие;

2) МЧП входит в состав внутригосударственного права, а наука МЧП является одной из гражданско-правовых наук. При этом одни авторы (“внутригосударственники”) считают, что МЧП — самостоятельная отрасль права (И.С. Лебедев, А.Б. Левитин, Г.К. Матвеев, В.П. Звеков, Е.Т. Усенко, В.С. Поздняков, А.П. Мовчан, Н.В. Орлова, А.А. Рубанов, М.Г. Розенберг, М.А. Сарсенбаев, а также А. Батиффоль — во Франции, М. Коппенол-Ляфорс ‑ в Нидерландах, М. Джулиано — в Италии). По мнению других авторов (“цивилисты”), МЧП – это часть гражданского права (М.М. Агарков, И.А. Грингольц, М.И. Брагинский, А.Л. Маковский, О.Н. Садиков и другие);

  1. Нормы МЧП состоят из 2 частей, а именно, из норм международно-правовых и норм внутригосударственных (сторонники “полисистемного комплекса”). Впервые это мнение высказывал А.Н. Макаров, в дальнейшем оно было развито Р.А. Мюллерсоном, К.Л. Разумовым, В.Г. Храбсковым. Из западных авторов эту точку зрения разделяют Хосе де Иангус Мессиа (Испания), в какой–то степени М. Иссад)1.

Из самого названия “международное частное право” вытекает необходимость ответить на два вопроса: что означает применительно к МЧП понятие “международное право” и что означает понятие “частное право”?

Несомненно, что отношения, регулируемые МЧП, носят международный характер. Исходя из этого, появились концепции широкого понятия международных отношений и разделения международного права на международное публичное право и международное частное право. То есть МЧП рассматривается как подотрасль международного права1 или как самостоятельная отрасль в системе международного права в широком смысле слова2. Проводится деление норм международного права на публичные и частные и из этого выводится существование двух правовых систем – международного публичного права и международного частного права3.

Тем не менее сторонники рассмотрения МЧП как международного права не могут не признать того очевидного факта, что коллизионное право является национальным правом каждого государства и регулируется по-разному в различных национальных правовых системах. Неясно также как быть с материальным правом, регулирующим отношения с иностранным элементом, которое явно тяготеет к МЧП.

Собственно, попыткой выйти из этого тупика явилось создание концепций, рассматривающих МЧП как полисистемный юридический комплекс, состоящий из двух частей: международного права и внутригосударственного права4.

Эта точка зрения получает распространение и в зарубежной литературе. Например, алжирский юрист М. Иссад вслед за французскими международниками признает, что МЧП является внутригосударственным по своим источникам, в то время как по своим объектам оно — международное5.

Еще И.С. Перетерский обратил внимание на различный смысл, который вкладывается в слово “международный” применительно к международному публичному праву и международному частному праву6. Термин “международное” в первом случае понимается в смысле межгосударственное, а во втором – в смысле регулирования отношений с иностранным элементом7.

Общее состоит в том, что речь в обоих случаях идет о международных отношениях в широком смысле слова, то есть отношениях, выходящих за пределы одного государства, связанных с двумя или несколькими государствами. Но нормы международного частного права регулируют не публично-правовые, а частно-правовые отношения. Международные они лишь в том смысле, что являются отношениями, осложненными иностранным элементом. Международное публичное право (или общее международное право) – самостоятельная правовая система (подсистема особой межгосударственной системы). Международное частное право – это составная часть внутренней правовой системы каждого государства. Нормы международного частного права создаются государством самостоятельно8.

В современном мире существует два вида систем права – международное право и национальные системы права, и МЧП является частью национальных систем права различных государств1.

Частно-правовые отношения приобретают международный характер, когда они осложнены иностранным элементом.

Другая проблема связана с определением содержания “частное” право. Каков объем отношений, регулируемых МЧП?

Существует два принципиальных подхода к определению МЧП: широкого и узкого толкования.

Традиционным является широкое понимание МЧП, то есть включение в его состав, помимо собственно гражданского права, семейного права, трудового права и международного гражданского процесса.

В то же время существует и узкое толкование предмета МЧП, когда под МЧП понимается только гражданское право. Сторонники этой точки зрения считают, что гражданско-правовой характер предмета МЧП не позволяет включать в него смежные категории семейного, трудового и процессуального права. Наличие гражданско-правовых категорий в любой отрасли права ни в коем случае не делает эти отрасли гражданско-правовыми. Они регулируют самостоятельные области общественных отношений – семейные, трудовые, процессуальные2.

Определенный смысл в этих аргументах есть. В любом варианте, как бы мы ни рассматривали понятие МЧП, в системе норм, регулирующих частно-правовые отношения, будет выделяться блок гражданского права. Недаром еще Ф.Ф. Мартенс, который заложил основы концепции МЧП в России в своем фундаментальном труде “Современное международное право цивилизованных народов” (впервые издано в 1882—1883 гг.), говорил о “международных гражданских правоотношениях”3.

В то же время это не означает, что МЧП следует ограничить только гражданским правом. Что касается семейного и трудового права, то исторически они вышли из гражданского права, во многих странах и сейчас находятся в составе гражданского права. В настоящее время необходимо, после очищения этих отраслей от идеологических и административно-командных напластований эпохи развитого социализма, вернуть их в лоно гражданского права. Эти идеи сейчас пробивают себе дорогу в законодательстве (например, в ГК Украины целиком включено семейное право) и убедительно аргументируются в юридической литературе4.

Но даже если и рассматривать семейное и трудовое право отдельно от гражданского права, все равно они входят в состав частного права. Поэтому нет видимых причин не включать международное семейное и трудовое право в состав международного частного права.

Сложнее обстоит дело с международным гражданским процессом. Существуют различные точки зрения на место международного гражданского процесса в системе международного частного права5. Но все или почти все исследователи исходят из наличия неразрывной связи между международным частным правом и международным гражданским процессом.

На наш взгляд, эта связь настолько ясна и настолько неразрывна, что было бы логично рассматривать международный гражданский процесс как часть международного частного права. То же касается международного коммерческого арбитража, как бы его ни рассматривать: или как самостоятельный правовой институт, или как часть международного процесса.

Однако некоторые авторы пытаются включить в предмет правового регулирования МЧП также отношения в валютной, финансовой, налоговой и таможенной сферах1. М.А. Сарсембаев также включает в предмет МЧП финансово-правовые отношения2. С этим согласиться нельзя. Налоговые, валютные, финансовые и таможенные отношения являются частью не частного, а публичного права, и едва ли возможно научно доказать обратное3.

Международное частное право следует понимать, на наш взгляд, как гражданско-правовые отношения международного характера, или как международные гражданско-правовые отношения. Гражданское право здесь понимается в широком смысле слова, включая сюда семейное, трудовое право, международный гражданский процесс, и международный коммерческий арбитраж.

Поэтому можно уточнить предмет МЧП, определяя его как международные частноправовые отношения или как частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом4.

Исходя из этого, следует рассматривать МЧП как самостоятельную отрасль внутригосударственного права цивилистического типа, включающую в себя те части норм гражданского права в широком смысле слова (собственно гражданское право, семейное право, трудовое право, международный гражданский процесс, международный коммерческий арбитраж), которые регулируют частно-правовые отношения, осложненные международным элементом. Если с учетом изложенного определить соотношение МЧП и ВЭД, получается, что значительная часть отношений, регулируемых МЧП, составляет предмет регулирования права ВЭД. Это часть отношений собственно гражданского права, которая составляет так называемое предпринимательское право, трудовое право, а также международный гражданский процесс и международный коммерческий арбитраж. То есть к ВЭД не относятся семейные отношения и та часть гражданско-правовых отношений, которая связана с деятельностью физических и юридических лиц, не носящей характера предпринимательской деятельности.