Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Цивилистические записки.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
1.39 Mб
Скачать

Приобретательная давность в российском гражданском праве

Сначала в законе “О собственности в РСФСР” от 24 декабря 1990 года (ст.7), а затем в части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 234), вступившей в силу с 1 января 1995 года, в отечественном гражданском праве вновь появился институт, которого не знало советское гражданское право ‑ институт приобретательной давности. Это не вызвало фурора в ученых кругах или немедленных значительных перемен в жизни страны, однако появление такого института положило конец неурегулированности законодательством целого ряда очень часто встречающихся на практике ситуаций, разрешило ряд противоречий в законодательстве, в гражданском праве как отрасли и как науке, завершив растянувшийся на многие десятилетия спор о том, нужен ли институт приобретательной давности праву нашей страны.

Приобретательная давность (давность владения) ‑ не отечественное и уж тем более не новое изобретение. Приобретение в собственность в порядке давности владения при наличии определенных условий (bona fide и justa causa, т.е. добросовестность владельца и правомерное основание владения) ‑ институт еще римского частного права1. Страны, воспринявшие римское право как основу их национальных правовых систем (Франция, Германия, Швейцария, Австрия и др.), восприняли в свое время и институт приобретательной давности2. Имеется этот институт и в гражданских кодексах ряда штатов США (например, § 1007 ГК Калифорнии)3.

В российском праве конца XIX века, законодательством были четко установлены условия приобретения права собственности по давности владения, никто и не думал сомневаться в необходимости института приобретательной давности. Однако в РСФСР и СССР не был надлежащим образом урегулирован вопрос о правовом положении имущества после истечения срока исковой давности по виндикационному иску. В основном господствовало мнение, что вещи, находящиеся у беститульного владельца в таких случаях необходимо считать бесхозяйными4. Были и другие мнения, но отражения в законодательстве они не нашли, так что официальной точкой зрения на институт приобретательной давности в 20 – 80-е гг. можно считать оценку его как несовместимого с основами советского социалистического права. Поэтому в советский период в нашей стране института приобретательной давности не существовало.

Однако существовали отношения определенного рода, требующие регулирования, и, соответственно, проблемы, связанные с отсутствием такого регулирования ‑ речь идет о “неопределенности правового положения фактического владельца имущества, не истребованного в пределах срока исковой давности”5. В результате сначала в законе “О собственности в РСФСР” от 24 декабря 1990 года (п.3 ст.7), а затем в новом Гражданском кодексе России (статья 234) появилась давно забытая, казалось бы, приобретательная давность. (Настолько забытая, что некоторые достаточно видные юристы посчитали ее “абсолютно новым понятием для нашего гражданского права”6!). “Необходимость введения этой категории объясняется отпадением преимуществ для государственной (публичной) собственности, в которую ранее в соответствии со ст.143 ГК РСФСР 1964 года по общему правилу и поступало бесхозяйное имущество”7.