Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебники 6079.doc
Скачиваний:
83
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
595.48 Кб
Скачать

16.5. Торговые отношения в эпоху раннего производящего хозяйства

Натуральное хозяйство, типичное для эпохи аграрных цивилизаций, не стимулирует развитие рыночных отношений. Подавляющая часть производства обеспечивает лишь личное потребление земледельцев плюс выплаты правящей элите. При этом интерес к усовершенствованию технологий производства ограничен. Во-первых, натуральное хозяйство можно вести традиционными способами. А во-вторых, успешного земледельца с помощью механизма круговой поруки понудят к дополнительным выплатам. В итоге складывается консервативная, традиционалистская система хозяйствования, подавляющая возникновение технологических и организационных инноваций. Объем прибавочного продукта, производимого аграрным обществом, на протяжении многих столетий оставался практически неизменным.

И, тем не менее, экономика аграрной эпохи не обходится без рынка. Как отмечают антропологи, торговля в различных формах зарождается уже на этапе присваивающего хозяйства, где в основном носит межплеменной характер (для внутриплеменных отношений характерен обмен дарами). Причем сама возможность такой торговли определяется равновесием сил, способностью и готовностью применить насилие. Если равновесие нарушается, обладающий силовым превосходством контрагент уже не торгуется, но просто отнимает.

При переходе к производящему хозяйству роль торговли возрастает. Земледельцам нужны уже не столь примитивные, как прежде, орудия труда. Необходимость более совершенных инструментов насилия подталкивает к техническим нововведениям в военном деле. Для всего этого часто требуются материальные ресурсы, отсутствующие в местах, где сконцентрировано оседлое сельское население. Усложнение технологий приводит к появлению новых занятий, не связанных с сельским хозяйством. Возникают гончарное, кузнечное и другие ремесла.

Начинает распространяться межгосударственная торговля. Складываются устойчивые, организованные самыми инициативными людьми своего времени – купцами – международные торговые связи, такие, например, как Великий шелковый путь. Становится привычной мелкая розничная торговля на базарах.

Торговля, предполагающая равноправные контрактные отношения, требует появления новых правовых форм, необходимых для регулирования хозяйственных споров, выполнения контрактов. Аграрному государству эта функция чужда. Его главнейшая забота – облагать налогами подданных, а не обеспечивать условия для их коммерческой деятельности. Торговцы сами создают кодексы, собственные правила. При этом, как правило, торговые сообщества складываются на базе этнически и культурно однородных групп людей, у которых высокий уровень взаимодействия и взаимопомощи.

Этнические меньшинства далеко не всегда следуют правилам поведения, которые элиты аграрных обществ навязывают большинству населения. Обычно этнические меньшинства не имеют земли для занятий сельским хозяйством, поскольку им такая деятельность запрещается властями. С другой стороны, этнические меньшинства часто имеют родственников и налаженные контакты в других регионах. Все это стимулирует развитие торговой специализации.

Но занятие торговлей в аграрном обществе воспринимается с подозрением, считается неблагородным и потенциально опасным. В обществе, разделенном на управляющую элиту и крестьянскую массу, купец – инородное тело. Он нужен и полезен, но всегда подозрителен. Его зажиточность, богатство не соответствуют его социальному статусу. Само его наличие – угроза традиционным порядкам. Очень часто в аграрных империях, когда товарно-денежные отношения приобретали заметные размеры и начинали активно воздействовать на общество, государство решительно вмешивалось в сложившуюся ситуацию и административными мерами изменяло ее в свою пользу.

Такая политика аграрного государства определялась еще и тем, что развитие торговли идет рука об руку с кредитными отношениями. В аграрном обществе кредит означает ростовщичество. Как правило, к ростовщикам крестьянские семьи обращаются в неурожайные годы, когда налоговая база и без того под угрозой. Это вызывает беспокойство правящей элиты, которая регулирует налогообложение, не допуская полного разорения крестьянских хозяйств, но не может помешать ростовщику разорить земледельца. Отсюда постоянные попытки властей запретить или ограничить ростовщичество, регулировать размер процента. Широко распространенные в религиях традиционных аграрных обществ запреты на ростовщичество и ограничение ставки процента имеют вполне рациональные основания. Подданный аграрного государства не должен попадать в долговое рабство, иначе с него нельзя будет брать налоги.

Ослабление стимулов аграрных империй к развитию торговли определяется также и их негативным отношением к морским границам, прибрежным районам, которые считаются зоной, опасной для жизни, местами ссылки нежелательных элементов. Дело в том, что прибрежные районы трудно контролировать, поскольку велика угроза децентрализованного насилия, пиратских набегов, обороняться от которых аграрным империям непросто. В результате власти предпочитают оставлять прибрежные территории ничьей землей и ограничивают торговое судоходство.

Таким образом, в эпоху раннего производящего хозяйства торговля хотя и несет в себе серьезный потенциал для экономического развития, но в целом остается на периферии общественной и экономической жизни. И еще в конце XVIII века большая часть мирового населения вела натуральное хозяйство.

Распространение инноваций на основе конкуренции в аграрном обществе ограничивается в основном военным делом. Производственные, технологические новшества для большей части земледельческого населения означают лишь новые обязательства перед правящей элитой, а от инноваций в организации военного дела непосредственно зависит судьба самих элит. Революция в военном деле, обусловленная изобретением колесницы, весьма быстро охватывает государства Евразии. Не меньшее влияние на создание массовых армий оказала технология выплавки железа, сделавшая войны более доступными и демократичными. Изобретение стремени позволило создать тяжеловооруженную конницу, во многом определившую социальную организацию Европы на грани 1-го и 2-го тысячелетий н. э. Тяжелый арбалет, лук, потом порох – все это усиливает государственную власть и ведет к закату феодализма. Через военное дело, соперничество армий и вооруженных групп технологические инновации в эпоху аграрных цивилизаций начинают трансформировать и общественную жизнь.

Совсем не так обстоят дела с гражданскими изобретениями. Даже самые важные из них – ветряная и водяная мельницы, хомут, троеполье, компас – распространяются по миру медленно. Это вполне объяснимо: в отличие от военного дела, здесь нет жесткого механизма, который настоятельно требует следовать лучшим образцам, заставляет использовать прогрессивные технологии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]