Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МПП_учебник_скан(1).doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
3.52 Mб
Скачать

3. Материальная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом

Вследствие развития науки и техники и применения их достиже­ний в практических целях государствами используются космические ракеты, ядерные суда, супертанкеры, атомные электростанции, ко­торые относятся к источникам повышенной опасности, то есть таким объектам, которые из-за особых технико-функциональных характе­ристик при наступлении непредвиденных и непреодолимых чрезвы­чайных обстоятельств могут выходить из-под контроля и причинять материальный ущерб другим субъектам международного права. Такой ущерб причиняется вопреки и помимо воли государства, непосред­ственно причастного к оперированию источниками повышенной опасности и несмотря на его стремление обеспечить все разумно необходимые меры безопасности. Размеры такого ущерба потен­циально могут быть огромны. Вероятность наступления подобных ситуаций и осознание государствами необходимости правовой ре­гламентации их последствий предопределили возникновение в сис­теме современного международного публичного права норм, призван­ных обеспечить надлежащее урегулирование возмещения ущерба, причиненного в результате эксплуатации таких видов техники. Появление этих норм положило начало становлению в системе со­временного международного публичного права нового института — института объективной ответственности государств.

В настоящее время такого рода нормы содержатся в отдельных отраслях международного права, в частности в международном кос­мическом праве, международном атомном праве, международном воздушном праве, морском праве (например, Конвенция о между­народной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенция об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960 г. и Дополнительная кон­венция к ней 1963 г., Конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962 г., Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 г., Конвенция о возмещении вреда, причинен­ного иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952 г.).

Помимо существующих в отдельных отраслях права конвенций, правовой основой для обеспечения данной проблемы являются и судебные решения (например, решение Международного Суда ООН по делу о проливе Корфу 1949 г.).

Объективная ответственность государств представляет собой са­мостоятельный комплекс международно-правовых отношений, ос­новное содержание которых составляют обязанность государств, принятая в соответствии со специальными соглашениями, возмес­тить причиненный в связи с осуществлением ими правомерной дея-

тельности ущерб и право потерпевших государств требовать на ос­новании специальных соглашений возмещения такового.

Объективная ответственность может возникнуть при наличии трех необходимых условий:

1) международно-правовых норм, которыми такая обязанность и соответствующее право предусматриваются;

2) событий, с наступлением которых связывается вступление в силу механизма, предусмотренного упомянутыми нормами;

3) прямой причинной связи между событием и материальным ущербом.

Первое условие представляет собой юридическое основание объ­ективной ответственности государств, а второе выступает в качестве ее фактических оснований.

Источником событий, являющихся фактическим основанием объ­ективной ответственности, являются непреодолимая сила и случай. Спецификой непреодолимой силы является то, что причины, ее вы­звавшие, не связаны ни с источником повышенной опасности, ни с государством, которое этим источником оперирует. Это такие обстоя­тельства, которые не могут быть предсказаны и предотвращены с помощью современных научно-технических средств (например, землетрясение, цунами, тайфун, шторм, непредсказуемые процессы в верхних слоях атмосферы и т.д.).

В отличие от непреодолимой силы, случай представляет собой наступление такой ситуации, когда государство лишается возможнос­ти контролировать работу источника повышенной опасности в силу нежелательных, неожиданных и необратимых процессов в его обо­рудовании, в результате чего возникшая независимо от воли этого государства угроза причинения ущерба не может быть устранена не­смотря на все принимаемые меры.

При этом следует иметь в виду, что рассматриваемые события могут служить фактическим основанием объективной ответственно­сти государств лишь при наличии специальных международных соглашений, которые признают их в качестве таковых. Данные согла­шения применяются в конкретных областях и только в отношении указанных в них источников повышенной опасности. При отсутствии таких соглашений государства, в связи с осуществлением правомер­ной деятельности которых возник ущерб, не являются связанными юридической обязанностью возмещать его.

Специальные международные соглашения устанавливают макси­мальный предел возмещения ущерба, что является справедливым рас­пределением между государствами, участвующими в соглашении, бре­мени риска, который связан с развитием науки и техники и с использо­ванием их достижений в практической деятельности этих государств.

При исчислении объема объективной ответственности государств за .ущерб, причиненный в связи с осуществлением правомерной

деятельности, может быть применима лишь категория положи­тельного ущерба, возмещение которого является обязательным. При этом под положительным ущербом понимаются стоимость утрачен­ного или поврежденного имущества, а также расходы, произведен­ные потерпевшим государством по ликвидации этих утрат или по­вреждений.

В настоящее время над проблемой объективной ответственнос­ти идет работа в Комиссии международного права ООН, которая в 1980 году по поручению Генеральной Ассамблеи ООН приступила к изучению комплекса вопросов, связанных с международно-право­вой ответственностью за вредные последствия действий, не запре­щенных международным правом. В перспективе Комиссия между­народного права ООН ставит задачу подготовки соответствующей конвенции. В 1992 году Комиссия постановила придерживаться по­этапного подхода при рассмотрении данной темы. На первом этапе рассматриваются вопросы предотвращения трансграничного ущерба. К настоящему времени Комиссия обсудила достаточно большое ко­личество докладов специальных докладчиков, в которых была сде­лана попытка обобщить практический и доктринальный материал, но пока Комиссии удалось выработать только несколько проектов статей. В данных проектах статей речь идет о видах деятельности, не запрещенных международным правом и осуществляемых на тер­ритории или иным образом под юрисдикцией или контролем го­сударства, которые сопряжены с риском нанесения значительного трансграничного ущерба в силу своих физических последствий.

Проекты статей по данной теме не должны создавать помехи для развития науки и техники. В этой области должны применяться неко­торые общие принципы, в частности следующие:

— каждое государство должно иметь максимальную свободу дей­ствий в пределах своей территории, совместимую с уважением суве­ренитета других государств;

— государства должны уважать суверенитет и равенство других государств;

— невинную жертву трансграничных последствий нельзя остав­лять на произвол судьбы, вынуждая ее самостоятельно покрывать понесенные ею убытки.

4. Формы реализации международно-правовой ответственности

Политическая ответственность реализуется в форме сатисфак­ции (предоставление затронутому государству удовлетворения, т.е. вы­ражение сожаления, публичное извинение, наказание своих виновных должностных лиц, оказание особых почестей затронутому государ­ству и т.п.), репрессалии — ответных насильственных действий со

стороны затронутого государства в отношении делинквента (напри­мер, задержание рыболовного судна за незаконный лов рыбы). Дейст­вия по индивидуальной и коллективной самообороне в отношении агрессора также могут быть отнесены к понятию репрессалий.

От репрессалий следует отличать реторсии — ответные акции в связи с недружественными действиями, которые не составляют де­ликта (например, временный отзыв своего посла в ответ на недру­жественные заявления в адрес страны, которую посол представляет). Реторсии не считаются одной из форм ответственности, поскольку предпринимаются при отсутствии факта правонарушения.

Считается, что репрессалии и реторсии должны быть соразмерны­ми тем действиям, которыми вызваны.

Международное преступление влечет ответственность в форме коллективных санкций, которые, согласно Уставу ООН, могут пред­приниматься на основании решений Совета Безопасности в отноше­нии государств, действия которых представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.

Принцип соразмерности на санкции не распространяется. Санк­ции по существу могут представлять собой форму наказания за со­вершение международного преступления.

Материальная ответственность также реализуется в различных формах.

Реституция означает восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения. Репарации означают денеж­ную или иную материальную компенсацию убытков потерпевшей стороне. Субституция — это передача пострадавшему субъекту объ­ектов, равнозначных по значению и стоимости, взамен утраченных.

Международное право признает возмещение лишь непосредствен­ных убытков (прямых и косвенных), но не упущенной выгоды.

Когда война считалась одним из средств разрешения междуна­родных споров, возмещение побежденной стороной победителю военных издержек именовалось контрибуциями. В настоящее время контрибуции не выплачиваются.

5. Ответственность за международные преступления

Международные преступления это тягчайшие международно-противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и угрожают между­народному миру и бездпасности. В проекте статей об ответственно­сти государств, подготовленных Комиссией международного права, подчеркивается, что «международно-противоправное деяние, возни­кающее в результате нарушения государством международного обя-

зательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообщест­вом в целом, составляет международное преступление».

В качестве тягчайших международных преступлений впервые в истории в уставах Международных военных трибуналов в Нюрн­берге 1945 года и Токио 1946 года были названы преступления про­тив мира, военные преступления и преступления против человеч­ности.

В дальнейшем квалификацию преступлений против человечности получили геноцид (Конвенция о предупреждении преступления гено­цида и наказании за него 1948 г.), расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дис­криминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресе­чении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), приме­нение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.).

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 95 (I) 1946 года под­твердила принципы Нюрнбергского трибунала как отражающие деяния, составляющие преступления против мира и безопасности человечества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года утверждает: «Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность».

В 1953 году Комиссия международного права подготовила проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, ко­торый, однако, не был в 1954 году одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. В 1997 году Комиссия международного права подготовила но­вый проект кодекса. В него включены следующие составы междуна­родных преступлений: агрессия, угроза агрессией, вмешательство во внутренние дела государства, колониальное и другие формы иност­ранного господства, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные пре­ступления, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, международный терроризм, незаконный оборот нарко­тических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Что же следует считать исключительно серьезными военными преступлениями? Это нарушения международного гуманитарного права, то есть законов и обычаев войны и Женевских конвенций 1949 года, дополненных в 1977 году двумя протоколами. К ним от­носятся умышленное убийство лиц, находящихся под покрови­тельством Женевских конвенций, пытки и другое бесчеловечное

обращение, умышленное причинение тяжелых страданий или серь­езного увечья, принуждение военнопленного или гражданского ли­ца служить в неприятельской армии, незаконное депортирование гражданских лиц, взятие гражданских лиц в качестве заложников и др.

К нарушениям законов и обычаев войны относят, в частности, применение отравляющих веществ и видов оружия, предназначен­ных причинять излишние страдания; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пунк­ты; захват, разрешение или умышленное повреждение культовых, культурных и научных учреждений и исторических памятников; разграбление общественной или частной собственности.