Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МПП_учебник_скан(1).doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
3.52 Mб
Скачать

7. Запрещенные методы и средства ведения войны

С тем чтобы избежать излишних страданий, ничем не оправдан­ных жертв среди мирного населения, сопряженных с военными дей­ствиями, МГП устанавливает принцип ограничения в выборе воюю­щими методов и средств ведения войны, который выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выбо­ре средств нанесения вреда неприятелю» (ст. 22 Конвенции о зако­нах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Он нашел подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвен­циям 1949 года о защите жертв войны: «Право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не явля­ется неограниченным» (ст. 35).

К запрещенным методам ведения войны относятся следующие действия:

— предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам неприятеля;

— нападение на лиц, вышедших из строя;

— взятие заложников;

— отдача приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;

— принуждение лиц служить в вооруженных силах неприятель­ской державы;

— бомбардировка незащищенных городов;

— использование не по назначению отличительных нацио­нальных и международных защитных эмблем и др.

Перечисленные методы ведения войны в качестве запрещенных нашли отражение в ряде международно-правовых актов: Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны (ст. 22-23, ст. 3, 50, 130, 147, соответственно, I—IV Женевских конвенций 1949 г.), а также в До­полнительном протоколе I 1977 года (ст. 35, 75, 85).

К запрещенным средствам ведения войны МГП относит те, ко­торые причиняют излишние страдания своими поражающими свой­ствами:

-— взрывчатые и зажигательные пули, а также пули, легко разво­рачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле (соответ­ствующие Декларации 1868 и 1899 гг.);

— снаряды, имеющие единственным назначением распростране­ние удушающих или вредоносных газов (Декларация 1899 г.);

— удушливые, ядовитые или другие подобные газы (Женевский протокол 1925 г.);

— бактериологические средства (ст. 23 Положения о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.; Женевский протокол 1925 г.; Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.);

— средства воздействия на природную среду, которые имеют ши­рокие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда (Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.).

Нормы МГП запрещают применение и конкретных видов обыч­ного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания: оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколка­ми, не обнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном, кассетные, шариковые бомбы, мины-ловушки (Конвенция о запрещении или ог­раничении применения конкретных видов обычного оружия 1980 г. и четыре протокола к ней).

Запрещается подвергать гражданское население, отдельных граж­данских лиц или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия, а также военный объект, расположенный в районе сосредоточения гражданского населения. Нормы МГП запре­щают превращать леса или другие виды растительного покрова в объект нападения с применением зажигательного оружия, за исклю­чением случаев, когда такие природные элементы используются для того, чтобы укрыть, скрыть или замаскировать комбатантов или другие военные объекты.

В 1995 году Протоколом IV дополнена Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. В соответствии с этим доку­ментом запрещается применять лазерное оружие, специально пред­назначенное для использования в боевых действиях с тем, чтобы не причинить постоянную слепоту органам зрения человека, не ис­пользующего оптические приборы. В мае 1996 года в Протокол II к названной Конвенции были внесены поправки, согласно которым запрещается применять противопехотные мины, не являющиеся дис­танционно устанавливаемыми минами; дистанционно устанавливаемые противопехотные мины, которые не соответствуют положениям о самоуничтожении и самодезактивации; дистанционно устанавли­ваемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они не оснащены эффективным механизмом самоуничтожения или само­нейтрализации, спроектированным таким образом, чтобы мина уже не функционировала как мина, когда она больше не служит военной цели, для которой была установлена.

Мировому сообществу после продолжительных усилий удалось запретить химическое оружие. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года предусматривает обязательства государств не разрабатывать, не производить, не приобретать иным образом, не накапливать или не сохранять химическое оружие, не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было, а также не применять его и не проводить любые военные приготовления к его применению, не помогать, не поощрять или не побуждать кого бы то ни было к про­ведению деятельности, запрещенной этим документом.

В 1997 году в Оттаве была подписана Конвенция о запреще­нии использования, накопления и продажи противопехотных мин и об их уничтожении. Ее подписали свыше 130 государств. В целях ограничения распространения противопехотных мин в России из­дан Указ «О продлении моратория на экспорт Российской Феде­рацией противопехотных мин», который вступил в силу с 1 декабря 1997 г.

Отдельно следует сказать о ядерном оружии. В международном праве нет общепризнанной нормы, которая запрещала бы примене­ние ядерного оружия. Известен лишь ряд международно-правовых актов, направленных на ограничение его количества и дальнейшего качественного совершенствования, на сужение сферы его простран­ственного распространения.

В этом отношении вызывает интерес запрос Генеральной Ассамб­леи ООН в Международный Суд относительно правомерности ис­пользования ядерного оружия или угрозы его применения.

Международный Суд пришел к выводу о том, что, во-первых, не существует ни одной международно признанной нормы, которая пря­мо запрещала бы при любых обстоятельствах использование ядерно­го оружия или угрозу его применения в ходе вооруженного конфлик­та; во-вторых, Суд единодушно констатировал, что любой случай применения ядерного оружия подпадает под действие норм и требо­ваний международного гуманитарного права.

Из этого следует, что, хотя формального запрета на применение ядерного оружия международное сообщество пока еще не выработа­ло, по техническим характеристикам, поражающим факторам, по­следствиям его применения оно подпадает под ограничения, сущест­вующие в международном гуманитарном праве.