Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МПП_учебник_скан(1).doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
3.52 Mб
Скачать

1. «Секторальный принцип» владений в Арктике

Арктика — район земного шара, расположенный вокруг Север­ного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км, если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундр. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66°ЗГ с.ш.), то площадь Арктики составит примерно 21 млн. кв. км.

К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия (последние три — незначительными частями сухопутной территории).

В мае 1925 года правительство Канады официально объявило канадский арктический сектор как составляющий пространство в пределах 60° в.д. — 141° з.д., вплоть до Северного полюса. Сувере­нитет Канады на земли и острова в рамках данного сектора был закреплен дополнением к Закону о северо-западных территориях от 10 июня 1925 г., запретившим иностранным государствам и их граж­данам заниматься какой-либо деятельностью «без разрешения канад­ских властей в пределах Канадской Арктики между 141° и 60° з.д.». (В качестве примера более позднего законодательства подобного

рода можно указать на канадский закон от 2 августа 1972 г., преду­сматривающий обязательные правила по предотвращению загрязне­ния морской среды в границах Канадской Арктики.)

Официальные российские притязания на арктический сектор датируются нотой-депешей российского правительства от 20 сентяб­ря 1916 г. «Правительствам союзных и дружественных держав». Дан­ной нотой сообщалось о включении в состав территории России Земли Императора Николая II, острова Цесаревича Алексея, острова Старокадомского и острова Новопашенного, открытых экспедиция­ми Вилькицкого в 1913 и 1914 годах, а также подтверждалось, что неразрывной частью России являются острова Генриетты, Жаннетты, Беннетты, Геральд, Уединения, Новосибирские, Врангеля и др., «рас­положенные близ азиатского побережья Империи» и составляющие «продолжение к северу континентального пространства Сибири». В ноте напоминалось также о том, что острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач и иные меньших размеров, расположенные близ европейско­го побережья России, составляют территорию России «ввиду того, что их принадлежность к территориям Империи является общеприз­нанной в течение столетий».

Ни от одного из государств не поступило заявления о несогласии с данной нотой. Были отмечены, после установления советской власти в России, отдельные попытки проверить «на прочность» суЁеренитет России в отношении указанных территорий. Так, в 1923 году судно под командованием английского капитана Нойса без разрешения посетило остров Врангеля, а в 1924 году американская шхуна «Hermen» — остров Геральда. Это заставило правительство СССР выступить 4 ноября 1924 г. с заявлением о том, что все земли и острова, составляющие «продолжение к северу Сибирского ма­терикового плоскогорья», принадлежат по праву правопреемства РСФСР.

Официальным актом, подтвердившим принадлежность Советско­му Союзу всех земель и островов в Северном Ледовитом океане, перечисленных в ноте от 20 сентября 1916 г. правительством Рос­сийской империи, стало Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР «Об объявлении территорией Сою­за ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», от 15 апреля 1926 г.

Географическое арктическое пространство, в пределах которого все ранее открытые земли и острова, а также земли и острова, ко­торые могут быть открыты, объявлялись территорией Советского Союза, за исключением земель и островов, признанных ранее прави­тельством СССР принадлежащими другим государствам, было объяв­лено к северу от побережья СССР (в настоящее время — Российской Федерации) с боковыми границами по меридиану 32°04'35" в.д. и меридиану 168°49'30" з.д. Постановление от 15 апреля 1926 г. не затрагивало вопросов правового статуса и правового режима морских пространств в указанных границах.

Таким образом, сами по себе границы полярных секторов не считались государственными границами, а установление тем или иным государством полярного сектора не предрешало вопроса о правовом режиме входящих в этот сектор морских (водных) прост­ранств. Считается, что правовой режим каждого отдельного района арктического моря следует оценивать отдельно, исходя из фактиче­ски сложившегося и имеющего многолетнее признание правопоряд­ка, основанного на учете оборонных, политических, экономических и иных интересов, в первую очередь прибрежных государств.

В соответствии с таким подходом и Россия вправе рассматривать морские пространства Арктики в пределах «российского полярного сектора» (в том числе Северо-Восточный проход) в качестве зоны своих особых интересов. Это влечет за собой признание за Россией права принимать в указанной зоне любые необходимые меры для обеспечения своей безопасности, вплоть до запрещения появления в пространстве зоны военных кораблей и самолетов других го­сударств.

Дания в течение ряда столетий оккупировала юго-западную часть острова Гренландия. Между 1916 и 1920 годами ее суверенитет над всем островом был признан многими государствами. Однако Норве­гия создала в 1922 году на северо-востоке Гренландии свою станцию и провозгласила в 1931 году норвежский суверенитет над этой частью острова, оправдывая свои действия тем, что Дания не осуществля­ла эффективной оккупации северо-восточной части Гренландии. Постоянная палата международного правосудия своим решением от 5 апреля 1933 г. признала суверенитет Дании над всем островом Грен­ландия, приведя в обоснование своего решения довод о том, что на северные полярные области в силу их природных особенностей не должны распространяться обычные требования об эффективной оккупации в качестве основания для признания прав суверенитета над ними и что в отношении таких областей достаточно осущест­влять простой контроль после их открытия и нотификации об этом.

Обладателями земель в Арктике являются также Норвегия и США. Положение Норвегии как арктического государства связано, прежде всего, со Шпицбергенским архипелагом.

Правовое положение Шпицбергена было определено на Париж­ской конференции 1920 года с участием США, Великобритании и ее доминионов, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, Дании, Норвегии и Швеции. Советская Россия не была приглашена на конференцию. Договор о Шпицбергене был подписан 9 февраля 1920 г. В 1935 году к нему присоединился Советский Союз. Кроме того, к Договору в разное время присоединились более 20 других стран Европы, Латинской Америки и Азии.

Участники Договора согласились «признать на условиях, установ­ленных настоящим Договором, полный и абсолютный суверенитет Норвегии над архипелагом Шпицберген с Медвежьим островом» (ст. 1). Согласно ст. 2, суда и граждане всех договаривающихся сторон «допущены на одинаковых основаниях к осуществлению права на рыбную ловлю и охоту в местностях, указанных в ст. 1, и в их территориальных водах». Договор обязывает Норвегию не со­здавать и не допускать создания «в местностях, указанных в ст. 1», какой-либо морской базы, не строить никаких укреплений в тех же местностях, которые «никогда не должны быть использованы в воен­ных целях» (ст. 9). В ст. 10 Договора было оговорено: «В ожидании того, что признание Высокими Договаривающимися Державами Рус­ского Правительства позволит России присоединиться к настоящему Договору, русские граждане и общества будут пользоваться теми же правами, что и граждане Высоких Договаривающихся Сторон».

Права, предоставленные Договором о Шпицбергене России, осу­ществлял Советский Союз, а после его распада соответствующие права перешли к России.

Норвегия, получив по Договору права суверенитета над Шпицбер­геном, не установила своего арктического сектора.

В пределах Северного полярного круга Норвегия владеет, кроме того, небольшим островом Ян-Майен.