Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МПП_учебник_скан(1).doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
3.52 Mб
Скачать

2. Понятие и источники международно-правового регулирования деятельности религиозных объединений и организаций

Попытки международно-правового регулирования религиозной и церковной деятельности предпринимались практически с момента возникновения современного международного права. Так, в Вест­фальских мирных договорах (24 октября 1648 г.) гарантировалось равноправие трех религиозных вероисповеданий: кальвинистов, ка­толиков и лютеран, а также содержались правовые нормы, касающие­ся территориального церковного устройства и распределения цер­ковной собственности.

Положения, направленные на обеспечение свободы религиозной деятельности, включались в Парижский мирный договор [18(30) мар­та 1856 г.], Берлинский трактат [1(13) июля 1878 г.], Версальский мирный договор (28 июня 1919 г.) и в другие договоры Версальской системы (1919-1923 гг.).

Религиозные и церковные вопросы издавна занимали значитель­ное место в международно-договорной практике русских государств и Российской империи. Так, еще в договорах Великого Новгорода с Великим княжеством Литовским (ок. 1445 г.) затрагивались вопросы деятельности православной церкви на литовской территории и като­лического присутствия на «земле Новгородской».

Статус и права православной церкви были предметом целого ряда статей русско-польского Договора о «вечном мире» [6(16)1681 г.]. Положения и права православной церкви в Турецкой империи регулировались Кючук-Кайнарджийским мирным договором между Рос­сией и Турцией, подписанным 10(21) июля 1774 г. Заключенный уже при советской власти Рижский мирный договор между РСФСР, УССР и Польшей (18 марта 1921 г.) гарантировал выполнение религиозных обрядов и права религиозных меньшинств на территориях участни­ков договора в условиях полной свободы.

Проблемы религиозных свобод и церковной деятельности затра­гивались в ряде документов СНГ, а также в Договоре 1992 года между Российской Федерацией и Польшей.

В основе современного международно-правового регулирования участия религиозных организаций в международных отношениях в конечном счете лежат права на свободу религии и религиозную дея­тельность, зафиксированные в форме международно-правовых обяза­тельств или рекомендаций в таких международных документах, как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.), Международный пакт о гражданских и полити­ческих правах (16 декабря 1966 г.), Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1 августа 1975 г.), Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дис­криминации на основе религиозных убеждений (25 ноября 1986 г.).

Нормативное содержание понятия свободы совести и свободы ре­лигии, в том виде как оно сложилось в настоящее время, предусмат­ривает возможность беспрепятственно исповедовать религию или убеждения; делать это как индивидуально, так и сообща с другими в публичном или частном порядке; в формах богослужения, пропо­веди, отправлений религиозных и ритуальных обрядов. Это право включает также свободу выбирать или менять религиозные убежде­ния либо не исповедовать никакой религии.

Любое ограничение свободы религии и религиозной деятельности должно быть совместимым с международными обязательствами кон­кретного государства и не противоречить общепризнанным нормам международного права. Такие ограничения могут устанавливаться в соответствии с государственными законами и только в случаях, не­обходимых в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия и согласия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Важное значение в плане конкретизации права на свободу рели­гии и религиозной деятельности, включая взаимоотношения между государством и религиозным объединением в области международ­ных отношений, имеет Итоговый документ Венской встречи 1989 го­да представителей государств — участников Совещания по безопас­ности и сотрудничеству в Европе.

В нем, в частности, впервые была изложена система мер, га­рантирующая функционирование религиозных объединений как самостоятельных церковных структур. Она, в частности, предусмат­ривала:

— предоставление религиозным объединениям статуса, соответ­ствующего их внутреннему правопорядку, то есть религиозно-право­вым (каноническим) нормам;

— право религиозных объединений организовываться в соответ­ствии со своей собственной иерархической и институционной струк­турой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам, а также любым свобод­но достигнутым договоренностям между ними и их государствами;

— содействие созданию климата взаимной терпимости и уваже­ния между верующими различных объединений, а также между ве­рующими и неверующими;

— разрешение подготовки персонала в соответствующих учреж­дениях;

— уважение права верующих и религиозных объединений приоб­ретать и использовать священные книги, религиозные издания на языке по своему выбору и другие предметы и материалы, относящие­ся к исповеданию религии или веры;

— разрешение религиозным объединениям, организациям и уч­реждениям производить, импортировать и распространять религиоз­ные издания и материалы;

— участие религиозных объединений и организаций в обществен­ном диалоге, в том числе через средства массовой информации;

— право религиозного объединения или организации заниматься благотворительной деятельностью, испрашивать и получать добро­вольные финансовые и другие пожертвования.

Соблюдение сложившейся в современном международном праве системы религиозных прав и свобод, включающей право религиоз­ных объединений участвовать в международных отношениях, состав­ляет одну из основ современного международного правопорядка и гарантирует стабильность мирового сообщества.