Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л. 1.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
591.36 Кб
Скачать

Тактика преодоления психологического кризиса, Стресс против стресса

Мой друг. Огонь огнем встречают,

Беду бедой и хворью лечат хворь...

В.Шекспир

1. Организация ситуаций высокого эмоционального накала

Экспериментировать на человеческих судьбах недопустим так как подвергать кого бы то ни было тяжелым испытание не гуманно. Но жизнь в ее критических проявлениях сад предлагает довольно сложные ситуации. Драматические жизненные события могут «сломать», «раздавить» человека, могут, наоборот, обновить и закалить его душу. Недаром eще древние философы с трагедией связывали очищение — катарсис. Однако встретить и использовать испытание с наибольшим созидательным эффектом не так то просто.

Ситуацию высокого эмоционального накала можно предусмотреть, подтолкнуть и даже самостоятельно смоделировать воспитательных целях, особенно тогда, когда не помогают рационализации, ни поучения и увещевания, ни другие традиционные формы воздействия, Случается, сама действительность подталкивает к тому, чтобы обнажить скрытый конфликт, установить истинные мотивы поступка или прибегнуть к «взрыву» (подобно А.С.Макаренко), чтобы приостановить скатывание человека или коллектива к примитивизму. Задача психлога — своевременно взять управление ситуацией в свои рука помочь ее развитию, не дожидаясь неконтролируемого стихийного разрешения.

Коррекционного эффекта от эмоционального переживаний можно добиться и «лабораторным способом», используя багатейший арсенал психологических упражнений, игр, элементов психотренинговой работы (например, таких известных, как «Горячий стул», «Пространственная социометрия», «Пода рок» и т.п.). Однако то, что возникает из самого контекст жизни, таит гораздо больший эффект.

Перескажем урок одной учительницы, которая не имел диплома психолога, но была им по призванию. В этом можно убедиться, если проанализировать психологическую сторон ситуации, которую она в воспитательных целях организован в своем 3-м классе.

А случилось вот что. Однажды третьеклассник Андрей, озорник и проказник, в который раз «выкинул фокус» да так не­удачно, что его очередная жертва упала и разбила нос. Это переполнило чашу терпения его товарищей: класс, которому надоели эти жестокие шутки, объявил Андрею бойкот. С ним перестали общаться, между собой называли не иначе, как въед­ливыми прозвищами, демонстрировали явную агрессию. Так продолжалось несколько дней. Напряжение возрастало, так как Андрей на агрессию отвечал еще более жестокими поступ­ками. Замкнулся порочный круг: все «клевали» одного, а он терроризировал всех. Нужно было что-то предпринимать, по­тому что ситуация приобретала угрожающий характер.

И тогда учительница решилась на такой шаг. Она пришла в класс на очередной урок и совсем по-будничному завела разго­вор о маленькой простой вещи — скрепочке, которой скреп­ляют бумаги. «Дети, где может пригодиться такая скрепочка?» — спросила она.

Дети активно включились в обсуждение. Задача показалась им несложной, и каждому хотелось сказать что-то свое. Чего они только ни придумывали! Когда же творческое вдохнове­ние детей исчерпалось, учительница подытожила: «Видите, как много добрых слов можно сказать о маленькой скрепочке, вещи простой и неказистой. А в нашем классе есть такой мальчик

— Андрейка. Все вы его хорошо знаете. Правда, не всегда с лучшей стороны. Однако если о маленькой скрепочке можно сказать столько хорошего, то неужели об Андрее, нашем това­рище и однокласснике, мы не сможем сказать ни одного доброго слова. Давайте попытаемся. Давайте вспомним, ведь Андрей

— человек, и не может быть, чтобы за ним не было добрых поступков. Вот я до сих пор помню, как Андрей помог мне...»

Сначала медленно, а потом все активнее дети начали вспо­минать хорошие поступки Андрея. И выяснилось, что о нем тоже можно сказать очень много хорошего. Мальчуган сидел, наклонив голову. Видно было, что ему — ой! как нелегко — в эти минуты. Но после этого случая отношения между детьми и мальчиком наладились.

Анализируя психологическую сторону описанной ситуации, подготовленный читатель проведет параллель с известными психологическими методиками активизации мыслительной деятельности —синектикой и мозговым штурмом. Элементы этих техник настолько умело трансформированы в педагоги­ческую практику, так интуитивно правильно выверены, что работают не только на развитие мышления, но имеют огром­ный воспитательный эффект.

2. Эффект отсроченного последействия

Благословляю всех, кто злого случая игру

Направить хочет к миру и добру.

В.Шекспир

Если без предрассудков относиться ко всякого рода предостережениям, опасениям и прогнозам, прибегать к ним только в случаях, как говорят в медицине, «жизненных показаний», можно достигнуть аффекта отсроченного последействия. Ваши слова сработают в предусмотренной вами ситуации и, возможно, приведут к желательному результату.

Предостережение ни в коем случае не должно быть эмоци­ональным нагнетанием страхов и тревог. Скорее оно — взве­шенное, причинно-логическое обоснование будущих изменений. Следует различать конструктивные, т.е. обоснованно-созидательные, и неконструктивные предостережения, имеющие це­лью манипулирование сознанием человека. Среди конструк­тивных можно выделить: а) позитивно-содержательные, при-открывающие эмоционально привлекательные перспективы; б) негативно-содержательные, несущие негативно окрашенный картины будущего; в) нейтральные, констатирующие что-либо без определенных эмоциональных оттенков.

Естественно, позитивно-содержательные и нейтральные антиципации предлагать человеку проще. Да и сбываясь, они как бы вторично подкрепляют слова психолога, добавляют им значимости. Сложнее с негативно-содержательными предостережениями. Для того чтобы грамотно воспользоваться этой формой антиципации, нужно очень хорошо изучить человека, с которым приходится иметь дело, ориентироваться в базовой структуре его психики, нюансах мотивации и направленности. Иначе можно получить противо-положный результат, т.е. создать негативные установки, нарушить положительную Я-концепцию, дать ложные ориентиры. Короче говоря, необхо­дима максимальная осторожность.

Одно дело предрекать совершеннолетнему юноше, который втягивается в пьянство, перспективу пережить алкогольный делирий (белую горячку), другое — расписывать «трудному» подростку все «прелести» жизни в колонии для несовершен­нолетних преступников. Информация информации — рознь. Во втором варианте она полностью вероятностная («Слепого случая игра») и порою не лишена в глазах неопытного сущест­ва определенного, иногда притягательного, ореола. В первом же случае фатальное пророчество приближающейся беды мо­жет основываться на тщательном предварительном сборе информации, профессиональном знании закономерностей разви­тия этой болезни и возможностей. ее прогнозирования (см.:Максимова, 1995).

Нужно как можно полнее изучить модели типичного пове­дения юноши, оценить особенности его психической органи­зации (темперамент, характер, тип мыслительной деятельнос­ти, личностную направленность). Важно учесть содержание внутренних конфликтов, связанных с неудовлетворением ба­зовых потребностей на различных стадиях формирования Я (Берне, 1986), систему защитных механизмов (Фрейд, 1991). Эти данные полезно сопоставить с особенностя­ми социальной ситуации его жизни и межличностных отно­шений. Кроме того, нужно проанализировать частоту его выпивок, воздействие алкоголя на его психику, проверить нали­чие факта отягощенной наследственности.

Лишь заручившись данными такого подробного анализа, можно защитить свое право выдвинуть негативно-содержатель­ный прогноз: «Нет, упаси бог, я не хочу вас поучать, вы взрос­лый человек, живите как живете, но имейте в виду: развитие вашей болезни определяется такими психологическими пред­посылками... и физиологической склонностью... Очень скоро ваш организм отреагирует на принятие алкоголя белой горяч­кой. Не стоит ли задуматься над этим уже теперь?» И когда человек впоследствии переживает то, что обещалось (ведь жизнь, не всегда поддающаяся предвидению, часто с неотвра­тимой безотлагательностью ведет к закономерному), он в шоке. А подобное состояния часто бывает переломным, (В конкрет­ном примере перелом привел к позитивным изменениям и от­сроченный прогноз, совпавший с реальным ходом событий, способствовал длительной ремиссии).

В традиционной психотерапии и некоторых видах психотренингов техники шокового воздействия нередки (например, психодраматический шок, тренинговые «группы обнажения» и др.). В связи с тем, что это приемы острого психологическо­го вмешательства, их проведение довольно серьезно контроли­руется. В процессе консультирования условий для такого кон­троля нет, поэтому осуществлять элементы шокового воздей­ствия нужно с большой осторожностью. Влиять можно лишь на какие-то конкретные стороны поведения человека, не заде­вая глубинных психологических образований личности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]