Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Л. 1.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
591.36 Кб
Скачать

Выяснение скрытых мыслей и чувств

Слушай, что говорят люди, но

понимай, что они чувствуют.

Восточная мудрость

Когда психолог, проводя консультативную беседу в ключе рефлексивного общения, отдает предпочтение содержательной стороне высказываний партнера, разговор приобретает рацио­налистический оттенок или протекает в кругу значимых жиз­ненных фигур, мыслей и оценок, имеющих оттенок социаль­ной желательности, стремления поддержать свой авторитет и т.п. Однако рационализация, т.е. знание собственных проблем, не всегда помогает справиться с трудностями, а при неумелом использовании даже приумножает их.

Более глубоких уровней осознания себя и своей ситуации можно достичь, реагируя на эмоциональное состояние клиента. Рефлексирование переживаний и чувств нередко бывает более информативным, чем содержательная сторона разговора, потому что чувства в большинстве остаются истинными и неподдельными, они теснее связаны с тайным, скрытым в глубине души, неосознанными влечениями и желаниями.

Естественно, заметить разницу между чувствами и содержанием, которое вкладывается в сообщение, не легко. Но эта разница в работе консультанта приобретает решающее значение. Как замечает И.Атватер (1988, с. 48), человеку намного приятнее, когда кто-либо понимает его переживания, чем обращает внимание на содержание сообщения. Таким образом фактах истории, рассказываемой клиентом, может стать для психолога второстепенным, уступая место анализу эмоциональных переживаний собеседника. (Кстати, не остановив клиента вовремя, когда накоплено исходное количество информации для анализа, легко утонуть в деталях и не успеть сделать необходимое за ограниченное время консультации).

Замечать чувства партнера по общению можно по-разному Во-первых, нужно обращать внимание на слова и выражения которые он употребляет для определения чувств, например «Я разгневался»; «У меня не было настроения»; «Я страдаю и т.д. Большую эмоциональную нагрузку в речи несут также предлоги, наречия, прилагательные, глаголы, определяющие отношения. Вот какое продолжение имел вышеизложенный диалог:

П.: Вы чувствуете, что ваша дочь уделяет своему сыну и вашему внуку мало внимания. (Резюмирование, уточнение глубины переживаний.)

К.: Мы с мужем жили ради ребенка. Интересы дочери были для нас главными. И я не думала, что она станет такой черствой.

П.: Черствой?(Техника коротких вопросов.) В чем проявляете ее черствость? (Акцентирование эмоционально насыщенного слова.)

К.: С тех пор, как стала самостоятельной (замужество, потом разно — все «решения» принимала, сама), ее поведение становится все боле жестким и вызывающим. Даже ребенка у нас оставляет нечасто хочет продемонстрировать силу и независимость.

П.: В ваших словах проскальзывает неприкрытая обида на дочь. Она не оправдала ваших ожиданий. Вы ощущаете по этому повой дискомфорт. (Перевод разговора в новую плоскость — плоскость чувств.)

Как видим, уточнение эмоционально насыщенного слой может вывести на уровень отсутствующих в рассказе переживаний, обнажить затаенные обиды и претензии. С помощью таких поворотов в разговоре пси-холог объективизирует другие стороны проблемы, осуществляет переход в новую плоскость ее обсуждения.

Во-вторых, нужно следить за невербальными реакциями партнера по общению, а именно за мимикой, интонацией го­лоса, позой, жестами и т.п. Эта диагностическая по своему содержанию информация дает психологические ключи к по­ниманию истинных чувств партнера, так как мало поддается сознательному контролю. Наиболее информативно расхожде­ние между тем, что человек говорит, и тем, что демонстрирует его невербальное поведение. Существует даже термин для обо­значения таких явлений: конгруэнтная и неконгруэнтная ком­муникация (см.: Л.Кэмерон-Бэндлер, 1993, с. 84—92).

Конгруэнтной является такая коммуникация, в которой все сообщения, вербальные и невербальные, соответствуют определенному передаваемому значению. Заметив какое-то несоответствие (например, смущенную улыбку тогда, когда речь идет совсем не о веселых вещах, жесткость, зажатость фигу­ры, сжатые руки, сопровождающие рассказ о любви и т.д.), психолог может поинтересоваться, чем вызвана такая реак­ция и, вероятно, получит дополнительную информацию для размышления.

В-третьих, чтобы почувствовать, что переживает человек, не лишним будет вообразить себя на его месте. Сопережива­ние помогает точнее идентифицировать и воссоздать эмоции собеседника, проникнуться его состоянием.

Однако проблема не только в том, чтобы идентифицировать переживание клиента, важно акцентировать его внимание на их осознании. Перейти к этой части разговора можно, пользу­ясь такими вводными фразами: «Мне кажется, что вы ощу­щаете...»; «Что вы переживали, когда..?»; «Опишите ваши чувства в ту минуту»; «Когда и как вы почувствовали это впе­рвые? »

Не всегда человек в состоянии рассказать консультанту что-то определенное. В таких случаях психолог помогает клиенту актуализировать свои чувства, используя специальные при­емы и техники психологического воздействия. К таким тех­никам принадлежав техника альтернативных формулиро­вок, т.е. специфическая подсказка вариантов переживаний, которые могли бы возникнуть в обсуждаемой ситуации, с тем, чтобы стимулировать деятельность собеседника, дать ему при­мер для описания своих эмоций; техника уточнений «глуби­ны переживаний», помогающая клиенту заглянуть в еще не изведанные уголки собственных чувств (Ю.Е.Алешина, 1993, с. 47—50).

Перевести разговор в новую плоскость можно также с помощью техники парадоксальных вопросов, дозволяющей пошатнуть «абсолютные истины», которыми оперирует клиент. Например, когда клиентка, обратившаяся по поводу разногласии с мужем, в один из моментов разговора в сердцах воскликнула: «Не могу же я сказать об этом (сексуальная дисгар­мония) своему мужу!», психолог парировал: «А почему бы ему ? об этом и не сказать?.. Давайте поразмыслим, что бы из этого вышло».

Во многих подобных случаях достаточно лишь небольшого толчка, чтобы заставить человека задуматься над тем, что прежде не вызывало сомнений, а затем найти конструктивные пути преодоления возникших проблем.

Добиться углубления понимания себя и окружающих по­могут и несовпадения между тем, что собеседник утверждал в начале беседы, и тем, что он говорит на протяжении дальней­шего разговора. Обратить на них внимание клиента можно, пользуясь короткими заметками или схематическими рисун­ками, которые психолог создает в течение всего разговора. Время от времени с этими материалами стоит знакомить и собеседника, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений.

Подобное использование может иметь также информация, полученная в процессе диагностических процедур, умело вплетенных в консультативный процесс. Например, в опроснике, который предлагался для заполнения в начале работы, клиентка ответила, что не может смириться с тем, что ее муж такой бесхарактерный, хочет, чтобы он был настоящим мужчиной. А вскоре в беседе на вопросы психолога: «Считаете ли вы, что ваш муж имеет право на собственное мнение? » ответила: «Нет, он должен соглашаться со мной».

Описанные приемы и техники получили обобщенное название «приемы зондирования психических впечатлений. Они не только помогают выяснять скрытые мысли и чувства клиента, но и дают возможность перевести разговор в фокус более плодотворного сотрудничества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]