Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборка хрестоматии.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Психологические трудности пубертатного развития

А. Образ тела

Центральную роль в становлении личности подростка играну происходящие в нем физиологические изменения. Скорость, с которой происходят соматические перемены, ломает тот константный образ тела, который сформировался в детстве, и требует построения нового телесного Я. Эти изменения ускоряют смену психологи­ческих позиций, которую должен совершить подросток: наступле­ние физической зрелости, очевидное и для самого подростка, и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса

Опросы, проведенные на детях предподросткового возраста, выявили высокий уровень тревожности, озабоченности и неудов­летворенности, связанный со своей внешностью. Это беспокойство продолжает расти в пубертате, принимая все более критический и негативный оттенок. Относительно постоянный между 8 и 11 года­ми, образ тела испытывает множество превращений, достигающих максимума в 14 лет, и постепенно стабилизируется к 18 годам (Simons, Rosenberg, 1975). В период между 11 и 15 годами под­ростки для указания нелюбимых черт своего характера часто обра­щаются к физическим характеристикам; позднее же они отмечают в качестве таковых личностные черты или особенности социального поведения.

Известно, что морфологическое развитие происходит неравно­мерно: пубертатный скачок сначала затрагивает внутренние орга­ны, а мускулатура развивается позднее. Эти временные диспропор­ции могут, однако, быть приняты за окончательные, и для отрочест­ва больше, чем для других возрастов, характерны воображаемые физические недостатки (Harrison, 1976). Канестрари и его сотруд­ники (Canestrari et al., 1980) исследовали развитие подобных «дисморфофобий» на выборке подростков в возрасте от 10 до 17 лет и выяснили, что субъективные диспропорции сначала затрагивают отдельные компоненты образа тела (ступни, ноги и руки), затем охватывают общий образ тела (рост и вес), наконец касаются наиболее социально значимых частей (лицо и голос).

Реакция подростков на происходящие с ними физические изменения исследовалась во многих работах. Дуайер и Мэйер (Dwyer. Mayer, 1971) констатировали, что 30 % американских девочек и 20 % мальчиков подросткового возраста испытывают беспокойство по поводу своего роста: девочки боятся оказаться слишком вы­сокими, мальчики — слишком маленькими. Именно физическая «стать» является для подростков одной из центральных характеристик идеального образа человека своего пола. Так, среди маль­чиков только те, кто в 15 лет имеет рост более 1,9 м, кажутся себе слишком высокими!

Лишний вес представляет исключительно важную проблему в отрочестве, особенно потому, что он приобретается именно в это время. Тучность противоречит идеальным критериям физической привлекательности, что ведет к формированию жестких установок по отношению к весу как у более тучных подростков, так и у осталь­ных. Но и здесь наблюдаются половые различия. Согласно иссле­дованию Дуайера и Мэйера, мальчики мало озабочены увеличени­ем веса и редко ограничивают себя в пище, в то время как 60 % их сверстниц считают, что обладают лишним весом, и уже пытались похудеть с помощью диеты, хотя в действительности только 16 % из них испытывают реальные трудности, связанные с ожирением. Мальчики и девочки ощущают специфическую тревогу, свя­занную с развитием гениталий. Мальчики демонстрируют живой интерес к развитию половых органов, и начало пубертата дает пишу для тревожных вопросов и сравнений со сверстниками. Де­вочки меньше интересуются развитием гениталий, их озабочен­ность в основном связана с ростом груди. Розенбаум (Rosenbaum, 1979) выявила, что большинство тревог 30 опрошенных ею дево­чек-подростков связаны с развитием груди, этим наглядным дока­зательством женственности. Гораздо меньший интерес вызывали первые менструации, которые всеми исследователями считаются основным феноменом женского полового созревания. Мюссен (Mussen et al., 1974), не указывая характеристик выборки и мето­дов исследования, утверждает, что около половины девушек спо­койно или безразлично реагируют на первые менструации, 40 % ис­пытывают негативные чувства и только 10 % проявляют положи­тельные эмоции интереса и гордости. Согласно той же Мюссен, эти результаты объясняются тем, что большинство матерей говорят дочерям о негативных сторонах менструаций. Розенбаум (Rosen­baum, 1979) опросила 30 девушек привилегированных социально-экономических классов и выяснила, что, считая себя достаточно подготовленными к этому событию, они встречают его безропотно, смирясь с данной биологической реальностью.

Б. Раннее и позднее половое развитие

Психологические следствия раннего или позднего полового развития были предметом систематического исследования в целом ряде работ, среди которых следует особенно отметить лонгитюдные исследования в Соединенных Штатах (Peskin, 1967; Mussen, Jones, 1975).

Преждевременное половое развитие может вызвать некоторые преходящие трудности у подростков, которые, обладая взрослым телом, но детским сознанием, не могут соответствовать определен­ным социальным ожиданиям. Однако положительные стороны та­кой ситуации очевидны. В 14 лет подростки, раньше других достиг­шие физической зрелости, обладают высоким социальным стату­сом как среди мальчиков, так и среди девочек. Сравнение двух групп 30-летних людей с разным временем наступления пубертата показало, что лица, имевшие раннее половое развитие, в дальнейшем следовали более конформной в социальном смысле модели по­ведения: их суждения и установки были более социально приемле­мы, они чаще включались в традиционные формы социальной и по­литической активности. Представляется, как утверждает Пескин (Peskin, 1967), что очевидные преимущества раннего полового соз­ревания способствуют преждевременному принятию социально одобряемого мировоззрения.

Позднее половое развитие вызывает, напротив, серьезные проб­лемы, особенно у мальчиков, которые имеют в этом случае более низкий социальный статус, испытывают чувство физической непол­ноценности и некоторые трудности психологического характера: негативный образ Я, чувство социальной отверженности и чувство зависимости (Mussen, Jones, 1975). Эти проблемы остаются и во взрослом возрасте. Лонгитюдное исследование двух групп мужчин с поздним и нормальным пубертатом показало, что в возрасте 33 лет, когда какие-либо физические различия между ними исчезли, у лиц с поздним половым созреванием наблюдались те же психологи­ческие трудности, что и 16 лет назад.

У девочек с поздним развитием все обстоит иначе. Хотя по срав­нению с нормально развивающимися сверстниками они более тре­вожны, эта тревога концентрируется на физических проблемах, не сопровождаясь трудностями, характерными для мальчиков с по­добным типом развития. Таким образом, психологическое значение полового созревания сильно зависит от социальных стереотипов, влияние которых различно для мальчиков и девочек.

В. Субъективная половая конформность.

Юношеское беспокойство по поводу своего внешнего вида во многом связано с субъективной половой конформностью, т. е. же­ланием выглядеть адекватно своему полу. Идеальный образ телес­ного Я в значительной степени ирреален, так как половое созре­вание в отрочестве особенно подвержено жесткому контролю норм культуры и средств массовой информации, в особенности в группе сверстников. Физическое развитие в отрочестве характеризуется большими индивидуальными различиями, и это разнообразие рез­ко контрастирует с социальными требованиями соответствовать идеальным образцам, доминирующим в группе сверстников

Стереотипы, связанные с образом тела, формируются очень ра­но, еще до отрочества. Лернер и Корн (Lerner, Korn, 1972) показа­ли, что, начиная с детского сада, большинство мальчиков выбирают атлетические образцы физического развития, предпочитая их всем остальным и приписывая им такие черты характера, как ум, воспи­танность, дружелюбие. С возрастом приписывание негативных черт лицам с эндоморфной конституцией и положительных черт лицам с мезоморфной конституцией увеличивается

Но, как свидетельствуют исследования позднего полового соз­ревания, социальное давление по-разному влияет на мальчиков и девочек. В то время как у девочек наступление пубертата сглажи­вает временную тревожность, у мальчиков психологические следст­вия поздней зрелости остаются заметны и к 30 годам. Так как кри­терии возмужалости определены довольно однозначно, всякое на­рушение канонов маскулинности влечет за собой опасность быть подвергнутым остракизму и тем самым психологические трудности. Общество и группа сверстников более терпимы к женским половым ролям, которые могут разворачиваться в более широком регистре; например, девочки могут выбрать модель «свой парень» и получить признание своего семейного и социального окружения.

Формирование мужской идентичности происходит в отрочестве в рамках узкого коридора, что, возможно, объясняет гораздо большее, чем v девочек, непринятие своей «родовой» принадлеж­ности, больший процент мужской гомосексуальности и транссексуальных влечений у мальчиков (Rosenbaum, 1979; Douvan, 1979)

Хотя у девочек по сравнению с мальчиками склонность к приня­тию своей «родовой» идентичности выражена сильнее, их образ те­ла гораздо более аффективно окрашен, распространяясь на весь образ Я. Девочки чаще утверждают, что они менее физически при­влекательны, чем подруги, большинство из них хотели бы изменить что-то в своей внешности, в то время как мальчики вполне удовлет­ворены своим внешним видом.

Взаимосвязь объективных оценок своей физической привлека­тельности и Я-концепции была исследована Лернером и его сотруд­никами (Lerner et al., 1973, 1974). Установлено, что у обоих полов стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлека­тельности. Но оценка собственной физической привлекательности девочками значимо коррелировала с другими, личностными и со­циальными параметрами представления о себе, что не наблюда­лось у мальчиков. Другими словами, девочка-подросток, считаю­щая себя внешне малопривлекательной, негативно оценивает и другие стороны Я, в то время как мальчик четко различает эти ас­пекты: он может негативно оценивать свою внешность и при этом высоко ценить свои социальные или интеллектуальные качества.

В ходе сравнительного исследования Симонз и Розенберг (Simons, Rosenberg, 1975) выяснили, что девочки обладают более нестабильным и противоречивым образом тела и заниженной само­оценкой, чем мальчики. Девочки склонны к неблагоприятной оцен­ке своих настоящих и будущих сексуальных ролей и переживаниям по поводу изменений тела, придавая чрезмерное значение женской красоте и ее канонам в нашей культуре.