Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
dnd.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
2.35 Mб
Скачать

IV.2.10. Искушение и покаяние

Искушение – это выбор между Добром и Злом. Покаяние – это оценка Добра и Зла. Искупление – это путь к Добру и отрыв от Зла, смена жизненных вех.

Жизнь человека – всегда связана с выбором искушений, покаянной оценкой и искуплением “греховных страстей” (по учению преподобного Иоанна Лествичника).

“Говорят, что грешил,

Что не к сроку свечу потушил…

Как умел, так и жил,

А безгрешных не знает природа”. – сказал Б. Окуджава на вечере, посвященном памяти Владимира Вы­соцкого.

Проблема искушений – это большая психологическая, философская, религиозная и медицинская проблема. Можно дать следующее определе­ние искушения: искушение – это самоиспытание человека, его телесных или духовных, личных или социальных установок на оптимальное удо­вольствие. Человек стремиться к удовольствию, но часто не достигая его. Искушение всегда опирается на базовое явление – систему человеческих потребностей и связано с аномальным способом удовлетворения потреб­ностей (алчным или даже недопустимым); искушение обозначает беспре­дел какой-либо потребности, т.е. ситуацию, когда человек “впал в иску­шение”. И тем самым лишился свободного выбора. Искушенный (или ис­кушаемый) человек всегда несвободен, он зависим “от чего-то” или “от кого-то” (скажем, от сигареты, от наркотика, от алкоголя, от капризной красавицы, от самодурства начальственного чиновника). В этом моменте видна психологическая мудрость христианства, которое для устранения из душ людей мелкой зависимости от земных искушений выдвигает идею Бога как спасителя от искушений. Любя Бога и концентрируясь чувст­вами на любви к Нему, человек оказывается свободным, независимым от стремления к массе земных благ и удобств для себя, хотя они иногда и приобретаются греховно: через алчность и вседозволенность, зависи­мость и угнетение. В молитвенном покаянии и искуплении – в этом и тайная мудрость, спокойствие и твердость верующего человека, его пси­хологического равновесия и здоровья – как независящего от искушения “быть всегда” или “первым” (или “всезнающим” – даже заблуждаясь в этом); или “быть начальником” (болея “властолюбием” без должного на то основания); или “быть богатым”, иметь “суперавтомобиль” или “пообладать” красивой женщиной (или даже “женой знакомого”)…

Очень интересна в этом плане и связь чувства искушения с чрезмер­ными претензиями человека на познание и любопытство, от которого церковь предостерегает нас, начиная с Евы и Адама (яблоко познания и Змей-искуситель). Искушение подчас связано лишь с “минутным удо­вольствием”. Покаяние и Искупление приходят потом, позже как раская­ние и сожаление о содеянном. В молодости человек искушается телес­ными искушениями (потребностями тела – пища, напитки, сигареты, нар­котики, девочки). В зрелые годы – к телесным искушениям прибавляются духовные искушения – оценка событий с позиции собственного видения истины, вера в непогрешимость своего взгляда (хотя он может быть эле­ментарно малограмотным или даже невежественным). В старости люди искушаются “митингами”, “шествиями”, а сегодня впадают в “КПСС–ма­разм” (под видом отстаивания своих принципов – на деле – это часто лишь склеротизированные догмы тех, кто потерял прежние “кресла”). Пенсионеры духовно искушаются, ибо к иным, телесным искушениям они уже мало пригодны.

Объектами искушения выступают или телесные потребности и ин­стинкты или духовные потребности и интересы. О телесных искушениях в общих чертах уже было сказано и я перехожу к искушениям духовным. Объектом искушения является Истина. И здесь можно предложить сле­дующую систему определений, где истина царствует в духе воплощенная:

Наука – искушение истины разумом.

Политика – искушение истины властью.

Право – искушение истины законом.

Мораль – искушение истины справедливостью.

Искусство – искушение истины чувствами.

Философия – искушение истины мудростью.

Религия – искушение истины верой.

Человек может стать “рабом инстинкта” или “рабом идеи” (истины). И хотя это различное рабство, но все же – это зависимость, не­свобода, – иногда даже болезнь. Здоровье – это свобода от рабства те­лесных и духовных привычек (зависимостей). Человек зависим (и даже “сгорает”) от привычек желудка, от половых прихотей (“синдром Каза­новы”), от сигареты и рюмки, от духовных самоистязаний Разума, Власти (властолюбие – самая страшная и почти неизлечимая болезнь честолю­бия), Закона, Справедливости, Чувств (эмоций), Мудрости, Веры, от уг­рызений совести. В известной мере – каждый человек может стать Ин­квизитором самому себе, каждый сжигает себя на костре страстей и ис­кушений, привычек и предпочтений, за идеалы и идолы духа (Вождя, Партии, Пути).

История знала многих властолюбивых тиранов (Александр Маке­донский, Нерон, Каллигула, Наполеон, Гитлер, Сталин) ибо для них “слава моя – выше моего благоразумия” (Александр Македонский). Вот один весьма интересный исторический факт. Александр Македонский во время “Великого Похода в Индию” собрал совет – идти ли дальше? К этому времени императора Александра уже именовали “Великим Сыном Богов”. Он стал жестоким и немилосердным, казнившим всех инакомыс­лящих. Не все осмеливались говорить правду открыто. Но вот встал один из молодых и талантливейших его полководцев Кен Полимократ и сказал:

– “Великий Сын Богов! Ты можешь меня казнить, но только после того, как ты меня выслушаешь…

– Говори, смертный! – сказал Александр – Великий Сын Богов.

– Великий, ты видишь сам, сколько было эллинов у тебя в начале по­хода и сколько их осталось сегодня, сколько эллинов подошло к Гинду­кушу Индийскому. Одни погибли от ран и болезней. Другие ушли от тебя, опустошенные телом и духом. Третьих ты расселил по землям, тобою покоренным. Оставшиеся с тобой воины устали от походов, из­мучены телесно и изнурены духовно. Они истосковались по родным оча­гам, отцам, матерям, женам и детям. Они ушли воевать бедными, на­деясь на богатство. Бедность они не потеряли, богатства не приоб­рели. А получили от тебя лишь раны телесные и изнурения духовные. Воины сгорели в походах и устали от битв. Не веди, Великий, эллинов дальше, не веди солдат против их воли в битву. Ради удовольствия и славы даже великим императорам воевать преступно. Эллин без духа побеждать не может, ибо он уже не воин. Скажу тебе всю правду: ду­маю, что даже великие полководцы с уставшим народом обречены…”

Вот такова речь Кена. Очень хочется, чтобы речь эту прочитали наши депутаты, члены правительства, президент.

Говорят, что в раю нет нераспятых: путь в рай немыслим без жертв и страданий. И нужна ли человеку жизнь вечного прозябания – “без боже­ства, без вдохновения, без слез, без жизни, без любви?” (А. Пушкин).

Все лучшее, что есть в нашей жизни воплощено в способности тво­рить. Но творчество всегда влечет за собой невосполнимые затраты души и тела, энергии, жизни. Преобразование мира, освоение планеты и кос­моса, изнурительные эксперименты, годы, проведенные за письменным столом над книгой, в архивах и библиотеках – не по обязанности, а за со­весть – отрывают людей от семьи, либо вообще не дают возможности создать семью. Но ведь мир был бы беден без Коперника и Галилея, Нью­тона и Эйлера, Колумба и Магеллана, Пржевальского и Ливингстона, Эвариета Галуа и Анри Пуанкаре, без Менделеева, Менделя, Моргана, без Вейсмана и братьев Вавиловых, Сеченова и Павлова, Тимирязева и Ор­бели. А сколько распятых гениев в искусстве – Рембрандт и Ван-Гог, Ан­дрей Рублев и Михаил Врубель, Данте и Шекспир, Пушкин и Лермонтов, С. Есенин и А. Блок, М. Цветаева и А. Ахматова. На костер пошли Джор­дано Бруно и Мигель Серветт, сгорают Гоголь и Достоевский, Мусорг­ский и Высоцкий…

В мире есть Бог и ангел Люцифер – “Ангел, завидующий богу”. В этом все трагедии человеческой истории, трагедии мироздания: зависть губит мир. Даже гений умопомрачается, если он поражается завистью. Посмотрите вокруг себя и вы не ошибетесь, если скажете: истинно так – Люциферы живут среди нас, даже если их вожди уже давно лежат в мав­золеях.

Зло – это не просто отсутствие Добра, это присутствие Лжи, Нена­висти, Клеветы, Гордыни, Тщеславия и все это соединяется в Зависти Люцифера. Познать Добро – это означает принять Истину в себя, причас­титься Истиной, жить в Истине и Красоте. Человек должен усмирить свою гордыню Зависти и Мести – потому что человек не может быть Бо­гом.

И вспоминаются слова пророка Иоанна: “Усмири свою гордыню че­ловек – ибо ты не Бог”.

…Не устояла Ева, вкусила плод из Дерева Эдемского Сада, соблаз­нила Адама ибо поверила Змею-искусителю, что и они (“Перволюди”) могут стать бессмертными (как Бог!) и мудрыми (как Бог!). Поверили люди тем Змеям–искусителям, которые продиктовали им вместо Нагор­ной Проповеди – подгорный Манифест 1848 г., мол, вам нечего терять, кроме своих цепей, а приобретете вы весь мир. А потому все соединяй­тесь и разрушайте мир “до основания”… И скоро все Никто – станут Всем.

Посмотрите вокруг – разрушено все – “до основания”. И Все – пока остались Никто. И открылись нам глаза на те преступления, которые со­вершили большевики в России: геноцид по отношению к народу, экоцид по отношению к природе, валеоцид по отношению к каждому человеку. А бесправие народа (юрисцид!) было возведено в “неограниченную ника­кими законами и правилами власть “ (Ленин). Узаконенное беззаконие – это власть “не советская, а соловецкая”, власть ГУЛАГа. Так, большевики в России совершили преступление без наказания и искушение – без по­каяния. И в этом видится сегодня трагизм современной ситуации. Выход всего в покаянии, в духовном преобразовании людей (ибо не бытие, а дух детерминирует мир, историю, жизнь людей).

# $ + K > @ Давиденко Д.Н. и др. Глава 4.п3