Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
03_Сем_КСР_ФДО_2012.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
1.11 Mб
Скачать

3.5. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблема смысла жизни

И.С. Кон

1. Как меняется отношение к жизни и смерти в истории духовной жизни человечества?

 Первобытное сознание рассматривает смерть и возрождение как посменное чередование циклов, подобное смене времен года. При этом подчеркивается, с одной стороны, взаимосвязь жизни и смерти (вплоть до того, что мертвые присутствуют среди живых), а с другой — прерывность бытия. <...> В раннефеодальном обществе смерть мыслится как коллективная судьба, требующая покорности, ибо «мы все умрем». «Прирученная смерть», как назвал эту установку Филипп Ариес.

Европейская цивилизация начиная с эпохи Возрождения не только признала абсолютную ценность индивидуального «я», но и провозгласила его право на посюстороннюю земную самореализацию. <...> В эпоху Возрождения личность начинают превозносить как высшую социальную ценность. Соответственно меняется отношение к человеческой жизни, ценность ее. Люди осознают, что жизнь одна, и время, отведенное ей, скоротечно. В искусстве приобретает смысл тема страдания (например, распятого Христа) — этим подчеркивается ценность жизни, которую мы приобрели через смерть Христа; до XI—XII вв., в искусстве — в народном примитивизме и позднее — страдания не фиксировались (поскольку считались нормой); мы, обращаясь к такому искусству, можем видеть только бесстрастные лица персонажей лубков, ранних икон или описание подвигов «безличных» (не имеющих ярко выраженной индивидуальности, внутреннего мира, психологических переживаний) героев народных сказаний и баллад. <...> Страх смерти говорит о растущей привязанности к жизни <...>. Земная жизнь начинает восприниматься как нечто самостоятельное, независимое от небесного блаженства. <...> Как только вопрос о смысле жизни приобретает светское звучание, он начинает переводиться на практическую почву: как жить и что делать?

Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. С. 191.186, 192, 194.

Х.-Г. Гадамер

1. В чем заключается суть концепции «пограничной ситуации» в философии К. Ясперса?

2. Как определяет конечность бытия М. Хайдеггер?

 Пограничные ситуации, по Ясперсу, суть те ситуации человеческого здесь-бытия, где <...> человек должен полагаться только на самого себя и где в самом человеке обнаруживаются содержания, какие всегда бывают скрыты в процессе чисто функционального применения науки, нацеленного на овладение миром. Таких пограничных ситуаций много. У самого Ясперса особо выделена ситуация смерти, наряду с ней — ситуация вины. В том, как человек ведет себя, когда он виновен, более того, когда он оказывается лицом к лицу со своей виной, нечто выходит наружу, обнаруживается — existit. Способ, каким он ведет себя, таков, что сам человек — всецело внутри того, что с ним происходит. В такой форме Ясперс вводит в свою систему кьеркегоровское понятие экзистенции. Экзистенция — это обнаружение всего, что в человеке, собственно, есть <...> Решающее значение имеет здесь то обстоятельство, что такое обнаружение представляет собой не смутное проявление эмоций, а высветление, высвечивание. Ясперс употребляет термин «высвечивание экзистенции», а это значит: то, что было спрятано и существовало в скрытом виде, возгоняется в свет экзистенциального единства, собирающего внутри себя свою решимость. <...>

Начиная свое фундаментальное продумывание смысла бытия, Хайдеггер подхватил этот мотив; главными темами «Бытия и времени» стали «здесь—бытие», которое всегда «мое», «бытие виновным», «движение—к—смерти». К несчастью, в первые десятилетия усвоения хайдеггеровских идей этим понятиям придали моральное значение, что было очень созвучно ясперовскому пониманию экзистенции. Но морализация коснулась и такого понятия «Бытия и времени», как «собственное». Собственно человеческое бытие, принципиально отличаясь от несобственного «поддержания жизни», от «публичности», от man, от «болтовни», от «любопытства» и от всех прочих форм впадения в социум и исходящей из него нивелирующей силы, выступает в пограничных ситуациях, в движении к смерти — словом, выступает как человеческая конечность. Надо признать, что в этих рассуждениях чувствуется пафос последователя Кьеркегора, мыслителя, давшего мощный импульс всему нашему поколению. Но фиксация этого влияния скорее скрывает действительные интенции хайдеггеровской мысли, чем помогает нам увидеть их. Для Хайдеггера дело заключалось в том, чтобы перестать мыслить сущность конечности как стену, о которую разбивается наш порыв к бесконечному, и научиться позитивно понимать конечность как собственную основу всего состава человеческого бытия. Конечность значит временность, а «сущность» человеческого бытия заключается в его историчности — таковы знаменитые положения Хайдеггера, на которые он опирался, ставя свой вопрос о бытии.

Гадамер Х.Г. Философские основания XX века // Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 16–26.