Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сляднева пособие.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава IV. Возникновение косвенной реклам

83

«Кабинет сей открыт ежедневно с 12 до 4-х пополудни в Офицер­ской улице, в доме Корца, под № 195. При сем долгом почитаю сказать, что г. Палацци отличается не только глубокими познаниями в изящных искусствах, но и приветливостью и добродушием, с которым он пока­зывает их своим посетителям».

Не только большие, но и малые формы рекламных текстов находим мы в «Северной пчеле». Иногда это небольшие реклам­ные заметки, нередко с нравоучительными и моралистическими рассуждениями. Так, в № 147 1830 г. в отделе «Смесь» читаем:

«Новый женский пансион г-жи Портновой, воспитанницы Смоль­ного института. Русская дворянка, образованная монаршими щедрота­ми, зная нравы, обычаи и потребности родной страны, г-жа Портнова предприняла обязанность воспитательницы, как уплату долга отече­ству за собственное образование.

В заведении... обращается величайшее внимание на нравственность и внушается любовь к Престолу и Отечеству».

И, конечно, указан точный адрес пансиона. Примечателен и факт равноправного существования реклам­ных статей среди других публикаций «Северной пчелы». До сих пор в российских газетах рекламу помещали лишь в виде объявле­ний в специальных разделах, обозначенных «Для известия», «Объявления» или в приложениях. В «Северной пчеле» реклам­ные статьи могли появиться, как мы видели, в разделах «Смесь», «Художества», а также и в других — например, «Словесность» или

«Внутренние известия».

Еще одна характерная черта рекламы в «Северной пчеле» — повышенная экспрессивность, эмоциональность. Ф. Булгарин пер­вым ввел в обиход рекламу, пробуждающую живую реакцию чита­теля, отклик, ответную реакцию. В других современных «Север­ной пчеле» изданиях мы не увидим даже попыток создания эксп­рессивной рекламы. Вы помните, в официальных газетах язык объявлений отличался казенной сухостью.

Сравним два типичных примера рекламы газет-ровесниц:

«Северной пчелы» и «Коммерческой газеты», обе были основаны в

1825 г.

Коммерческая газета:

«С 17 числа текущего месяца в доме купца Косиковского, состоя­щего в Адмиралтейской части, по втором квартале на Невском проспек­те, под № 69, продаваться будут с аукционного торга ежедневно, от 11 часов утра до 3 пополудни разные конфискованные товары, а именно: сукна, казимиры разных цветов, шелковые материи, ситцы, холстинки, копенкоры...»

Северная пчела:

«Я вам стану рассказывать не арабские сказки, но сущую правду, а все-таки очень боюсь, чтобы вы не назвали меня мечтателем, когда я вам скажу, что у нас в Петербурге есть вещь, которой не видал весь род человеческий от сотворения мира, до прошлого 1834 года, что состав­ляет семь тысяч с лишком лет. Не видал по важной причине, что вещь эта не была еще открыта в наше мудреное время. В древности за это открытие увенчали бы выдумщика лаврами и миртами на играх Олим­пийских, ему воздвигли бы статую, а, может быть, и храм... А в наше мудреное время нам показывают это чудо за два рубля...»

(Речь идет о микроскопе, демонстрировавшемся в 1835 г. в Петер­бурге, кстати, в том же доме Косиковского на Невском проспекте, и рек­ламная статья под названием «Невидальщина» опубликована с целью при­влечь публику на демонстрацию аппарата.)

Цитаты говорят сами за себя. Конечно, многословие рекламы «Северной пчелы» чрезмерно, восторги преувеличены, а сопутству­ющая информация отчасти неверна («Посредством этого микро­скопа, увеличивающего предметы в 60 тысяч, и в 3 миллиона, и в 6 миллионов раз...» — такое увеличение не под силу даже современ­ным электронным микроскопам), но она содержит необходимые для рекламного обращения качества: интригует, заинтересовыва­ет, стимулирует действие (пойти и посмотреть), в то время как объявление «Коммерческой газеты» только информирует.

В том же живом разговорном ключе написаны практически все рекламные материалы «Северной пчелы», а темы их достаточно раз­нообразны. В первую очередь, это реклама книг и журналов. Замет­ки о них мы находим почти в каждом номере и, по российской тра­диции, книжной рекламе в «Северной пчеле» отводилось почетное место: она располагалась в нижнем левом углу первой страницы, а,