Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сляднева пособие.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.

55

«Я издал уже одиннадцать книжек пересматриваю га, и нахо­жу много такого, что мне хотелось бы теперь уничтожить или пере­менить. Такова наша участь!.. Если б у меня было на сей год не 300 суб-скрибентов (подписчиков. — О.С), а 500, то я постарался бы на тот год сделать наружность журнала приятнее для глаз Читателей,., мог бы время от времени делать эстампы, рисованные и гравированные Лип-сом, моим знакомым, который ныне столь известен в Германии по своей работе...»

В этом срединном обращении к читателям содержится кос­венный рекламный призыв: подписывайтесь на журнал — и офор­мление его будет значительно улучшено.

В конце издания, перед закрытием, Н.М. Карамзин обращает­ся к публике со словами прощания:

«Сей книжкою... Московский журнал заключается. Издатель, сле­дуя похвальному обычаю старинных журналистов, должен вытти на сцену с эпилогом. Вот мой эпилог: благодарю всех тех, которые брали на себя труд читать Московский журнал».

3. Иногда издатель подробно излагал причины, которые зас­тавили его закрыть журнал. Так поступил Ф. Туманский, издатель журнала «Лекарство от скуки и забот» (1786-1787), при окончании своего издания:

«Причина пресечения та, что издатель доселе и пятой части из­держанного иждивения не возвратил, и вторую часть хотя с великим своим убытком продолжал, дабы сохранить слово. По сему никто в вину ему не поставит, что он противу желания своего кончить должен...»

Издателями журналов широко используются такие обращения к публике, как «любезная публика», «почтеннейшая публика», «гос­пода любители учености», «любезные россияне», «милые читатель­ницы», т. д.; слова «Публика» и «Читатель» пишутся с заглавных букв — дополнительная форма почтения. Уже не приходится сето­вать на недостаток экспрессии и эпитетов: в стремлении завоевать читательский рынок издатели не жалели громких слов и фантазии.

Помимо таких, уже довольно изощренных, форм саморекла­мы (рготойоп) журналы использовали и более прямолинейные способы рекламирования. Например, журнал «Ежемесячные сочи-

нения к пользе и увеселению служащие» (1755-1764) на титуль­ных листах январских и июльских книжек помещал бесхитрост­ную рекламную надпись «Для всех». Первый номер журнала «Вся­кая всячина» (1769-1770) раздавался бесплатно, но надпись на ти­тульном листе гласила: «Сим листом бью челом, а следующие впредь изволь покупать». Издатель журнала «Почта духов» (1789) И.А. Кры­лов напечатал объявление о готовящемся журнале на отдельном ли­сте и раздавал его бесплатно в книжной лавке, о чем дополнительно сообщили «Санкт-Петербургские ведомости» в № 100 1788 г. Это же обращение И.А. Крылов перепечатал в № 1 своего журнала, в нем подчеркнута неординарность нового журнала (журнал напи­сан в форме писем различных духов—духов воды, воздуха и т. п.):

«Издание сие будет очень любопытно для тех, кои не путешество­вали под водою, под землею, по воздуху...»

В конце XVIII в. в России появились первые журналы мод. Журнал мод — это рекламное издание, рекламное явление; его смысл, цель и первичная функция — пропагандировать моды, при­зывать читателей пользоваться предлагаемыми образцами для под­ражания. Первый модный журнал появился в 1779 г., издателем его был Н.И. Новиков. Надо отметить, что издатель смешал воедино два понятия — модный, то есть популярный, журнал и собственно журнал мод. Журнал назывался «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета», и в обращении к «милым чита­тельницам» издатель рассуждает о том, что именно они своим вни­манием могут «сделать журнал модным». Журнал открывался мод­ной картинкой (выполненной в технике литографии) «Щеголиха на гулянье», содержал еще несколько картинок, представлявших либо полный наряд, либо только головной убор. Наряды и шляпы носили довольно претенциозные названия: шляпы — «Рог изоби­лия», «Чепец победы», «По-драгунски», платья — «Расцветающая приятность», «Прелестная простота» и т. д. В большинстве своем картинки демонстрировали дамские моды, лишь один лист пред­ставлял «Счастливого щеголя». Помимо этих картинок в журнале не было ничего, относящегося к моде: это было литературное из­дание, предлагающее читательницам стихи и прозу.

56 Очерки истории российской рекламы