Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сляднева пособие.rtf
Скачиваний:
3
Добавлен:
21.07.2019
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Глава III. Реклама в газетах и журналах VIII—XIX вв.

53

лю, оно стало более человечным и уважительным. Так, объявление о продлении срока подписки на «Московские ведомости», опубли­кованное в № 2 1780 г., разительно отличается от приведенных выше объявлений аналогичного содержания из газет первой половины XVIII в.:

«Получены от многих Особ письменные пожелания подписаться на «Московские ведомости» позже сроку. Типография, желая со своей стороны всевозможное тем Особам удовольствие показать, начала пе­чатать несколько излишних экземпляров...»

Процесс становления такого вежливого, уважительного обра­щения к читателю в газетах, очевидно, не обошелся без влияния журналов. Журналы второй половины XVIII в. были в большин­стве своем увеселительными, развлекательными. Издатели стара­лись привлечь как можно больше подписчиков, заинтересовать их всеми возможными средствами, так как коммерческий успех жур­нала определялся исключительно количеством подписчиков. Изда­тели уже сознавали зависимость коммерческого успеха своего пред­приятия от благосклонности читателя. Поэтому популярной фор­мой рекламы стало обращение издателя к публике, разговор с чи­тателем (сейчас такая форма продвижения товара называется ргототдоп и относится к сфере риЬНс ге1аиопз). Почти каждый но­вый журнал начинался письмом издателя к публике, где он расска­зывал о своих намерениях, о планах журнала, об авторах и их про­изведениях, неизменно высказывал комплименты уму и просвещен­ности читающей публики, льстил. Цель такого обращения — при­влечь как можно больше подписчиков. Заметим, что и при закры­тии журналов (а век их в XVIII в. был, как правило, недолог) изда­тель обращался к публике, прощался с нею, благодарил за внима­ние, иногда объяснял причины прекращения журнала. Это тоже было рекламой, но уже не рекламой журнала, а саморекламой из­дателя, ибо через какое-то время он вновь появлялся на литератур­ной сцене в качестве издателя следующего журнала, и важно было сохранить хорошую репутацию в читательской среде.

Вот несколько примеров обращений издателей к аудитории.

1. Журнал «Магазин натуральной философии, физики и хи­мии» (1788-1790). При открытии его издатель Н.И. Новиков обра­щается к подписчикам:

«Щастливы будем, если сей наш труд принесет пользу хотя некото­рому числу любопытных и трудолюбивых людей, которые не могут чи­тать чужестранных книг. Сие есть искреннейшее желание издателей».

При закрытии журнала:

«Долгом почитаем изъявить благодарность нашей почтенной Пуб­лике за благосклонное принятие их (журналов. — О.С.)л>.

Для рекламных обращений Н.И. Новикова характерна четкая мотивация. В приведенном выше примере акцент сделан на уни­кальности издания (сегодня это называется «уникальностью тор­гового предложения»): издатель подчеркивает, что научный журнал будет выходить на русском языке, в то время как в XVIII в. языками науки были латынь и немецкий. В другом обращении к читателю — при открытии журнала «Живописец» (1775)— Н.И. Новиков пред­принимает попытку расширить свою читательскую аудиторию, привлечь в круг подписчиков представителей мещанского сосло­вия, тогда как основными читателями журналов в то время были дворяне. О последних издатель пишет не без иронии:

«Просвещенные люди (дворяне) читают французские книги, как пользуются французскою пудрою, помадою... Сожалеть должно о том, что в число сих последних многие весьма хорошие и полезные книги не попались, которые весьма бы были достойны занимать место самой душистой пудры, из Франции привозимой... Мещанам же, сим просто­сердечным людям, по незнанию их чужестранных языков... нравятся рус­ские книги и журналы».

2. «Московский журнал» Н.М. Карамзина (1791-1792) начи­нался словами:

«Издатель употребит все сичы свои, чтобы продолжение было луч­ше и лучше. Журнал выдавать не шутка я знаю однако же чего не делает охота и прилежность?»

За первый год журнал собрал всего 300 подписчиков, но Н.М. Карамзин не остановил издания, он вновь обращается к чи­тателю в ноябрьской книжке:

54

Очерки истории российской рекламы