Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции от др.мира до Англ. рев..doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
587.26 Кб
Скачать

VIII. Япония в Средние века и Раннее Новое время.

Несколько иначе, чем другие восточные страны, развивалась Япония. Сюда редко вторгались с материка завоеватели, но довольно легко проникали купцы и монахи-проповедники. Регулярные муссонные дожди делали здесь ненужным искусственное орошение, поэтому крестьянские общины вели хозяйство порознь, не нуждаясь в сотрудничестве с соседями. В результате в Японии централизованное государство возникло довольно поздно — в VIII веке. Верховный правитель (тэнно) исполнял в основном религи­озные функции, а вожди племен (ками) постепенно превращались в феодальных правителей. Все это делало японское общество по­хожим на западноевропейское: буддизм играл здесь такую же роль, как христианство в Европе, а влияние заморского Китая было подобно влиянию Византии на Европу.

В Х веке японское государство более всего напоминало Францию. Императорский двор в Киото управлялся наследственными мини­страми из рода Фудзивара; влияние монахов при дворе дополнялось утонченной светской литературой и живописью. В XI веке этот уклад стал изменяться. Перенаселение в центре японского государ­ства (на юге острова Хонсю) вызвало агрессию пограничных фео­далов на север (о. Хоккайдо) и завоевание ими большой равнины Канто, прежде населенной варварами — айнами..

Князья-завоеватели (даймё) стали сильнее столичных министров; распри между ними вылились в цепь гражданских войн вроде войны Алой и Белой розы в Англии. Главной боевой силой стало сословие малоземельных воинов-помещиков (самураев). Подобно европей­ским рыцарям, они исповедовали строгий кодекс воинской чести и безусловной преданности сеньору (бусидо). Но в отличие от За­падной Европы, в Японии не возникли ордены рыцарей-монахов, религиозный фанатизм здесь был слабо распространен, поскольку не было сильных врагов-иноверцев.

К концу XII века главой японского правительства стал наслед­ственный воевода (сёгун) из княжеского рода Минамото. Феодаль­ная иерархия дополнилась чиновной бюрократией. Началось бурное развитие портовых городов на западном побережье страны. Отразив в 1270-х годах попытку монгольского вторжения из Китая, чему способствовал тайфун, который японцы назвали ками-кадзе (вол­шебный ветер), японское феодальное государство вступило в долгую эпоху равновесия общественных сил. Она закончилась в XVI веке образованием абсолютной монархии, похожей на европейские королевства того времени.

В XIV—XVI веках Япония была единым государством, но единого правительства в ней не было. Император (тэнно) жил в столице Киото, но реальной власти не имел. Первым министром считался верховный воевода (сёгун) из рода Асикага, но ни один великий князь (дайме) его не слушался. Японские рыцари — самураи под­чинялись только своим князьям. Буддийские монастыри имели боль­шую военную силу, вокруг них собирались крестьяне в поисках защиты от грабителей-феодалов, так что образовались многотысяч­ные армии религиозных сектантов. Города-порты западного побе­режья выросли и разбогатели на морской торговле. Они тоже не хотели подчиняться никому, а от крупных феодалов откупались данью. Ясно было, что объединить страну сможет лишь тот, кто сумеет договориться и с самураями, и с горожанами, и с монахами.

В середине XVI века начались успешные войны Ода Нобунага (1573—1582) (у японцев, как у китайцев и корейцев, на первом месте пишется фамилия, на втором—имя). Это был знатный, но небогатый самурай. Соседний князь напал на его крепость. У князя было около 25 тысяч бойцов, а в армии Ода — только 3000. Но в начале штурма крепости поднялся ураган, и атака прервалась. Под при­крытием урагана воины Ода подошли вплотную к лагерю врага и начали атаку раньше, чем там смогли опомниться. Князь погиб, часть его войска бежала, а остальные перешли на сторону Ода. Среди них был молодой самурай Токугава Иэясу. Другой молодой воин — Тоётоми Хидэёси (оруженосец Ода) отличился в этом бою и стал офицером.

После этой победы Ода Нобунага прославился. Могучий князь Такэда Сингэн стал его союзником; их войска под командой Тоётоми Хидэёси завоевали две соседние провинции, поэтому путь к столице Киото был открыт для армии Ода. В 1567 году его войска вошли в столицу. Нобунага приказал бойцам не грабить жителей. Это было такой редкостью в ту пору, что благодарные жители Киото признали его законным фактическим правителем. Ода сместил старого сёгуна, и назначил нового правителя Киото. Когда и этот не подчинился, он и его сместил. Сам Ода не имел законных прав стать сёгуном, поскольку не был в родстве с семьей Асикага, а открыто нарушать старые законы он не хотел.

Победив в 1570 году северных князей, Ода Нобунага впервые столкнулся с армией монахов и крестьян секты икко. Это было первое поражение Ода. Дело в том, что у монахов оказалось около 3000 мушкетов (ремесленники на западе Японии научились изго­товлять их у португальцев). Через год Нобунага основал первый в Японии государственный завод по производству мушкетов, и в 1575 году его армия расстреляла в битве конницу молодого князя Такэда Кацуёри, который в бою погиб (старый князь Такэда Сингэн к этому времени умер). У Ода остались только две группы мощных врагов: монахи секты икко и два великих князя — Мори Тэрумото и Уэсуги Кэнсин. Токугава Иэясу сдерживал князя Уэсуги на востоке, а Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси воевали на западе, подчиняя один монастырь за другим. Пленных щадили, но брали с них клятву больше не воевать против армии Ода.

В 1578 году умер великий князь Уэсуги Кэнсин, а в 1580 году Ода подчинил себе последний монастырь секты икко. Чтобы ослабить влияние буддийских монахов в стране, Ода разрешил португальским католическим монахам вести в стране проповедь христианства. Он дал большие льготы приморским городам и привлекал в свою армию всех «безработных» и безземельных (ронинов) самураев. К 1582 году у Ода остался только один опасный противник — великий князь Мори Тэрумото. По по­ручению Ода Тоётоми Хидэёси начал войну с Мори. В это же время Токугава Иэясу получил отпуск в награду за победы и отправился отдыхать в Сакаи — портовый город на западе Японии. Скоро выяснилось, что сил одного Тоётоми в войне против Мори не хватает. Ода не хотел сам покидать столицу и поручил другому своему воеводе — Акети отвести подкрепление на запад. Однако Акети решил сам захватить верховную власть. Собрав войско, он внезапно напал на Ода и убил его.

Неожиданная смерть Ода Нобунага все перепутала. Самым вли­ятельным человеком в Японии считался Токугава Иэясу, но он тогда отдыхал в Сакаи, вдали от своих войск и владений. Полководец Тоётоми Хидэёси командовал самой большой армией, но он был занят войной против князя Мори. Акети был ближе всех к столице, но его считали изменником.

Тоётоми Хидэёси (1582—1598) действовал быстрее и хитрее других. Получив весть о гибели Ода, он сразу заключил перемирие с Мори, двинул войска к столице, чтобы застать Акети врасплох, и убил его. Затем занял столицу и объявил, что будет править Японией от имени внука Ода Нобунага. Токугава понял, что опоздал к дележу власти, и признал первенство Тоётоми с условием, что тот не будет мешать ему править на востоке. Два соперника по­мирились, обменялись заложниками-родственниками и жили мирно до смерти Хидэёси.

Тоётоми провел в Японии важные реформы. Он создал единую армию, ввел одинаковую одежду для солдат и поставил их на государственное обеспечение. Была проведена перепись всех земель Японии с учетом их урожайности. Владения каждого феодала оце­нивались числом коку (мешков риса), сдаваемых крестьянами еже­годно в качестве налога, составлявшего обычно 40 процентов урожая. Сопротивление князей проведению этой переписи было подавлено.

Чтобы избежать новых гражданских войн, Тоётоми решил обе­зоружить большую часть населения, особенно монахов и безземель­ных самураев, которые жили в деревнях. Всех этих воинов Хидэёси старался сделать либо солдатами, либо крестьянами. В столице он восстановил прежние прообразы министерств (общественных работ, финансов, торговли, полиции и др.), их возглавили старые соратники Ода Нобунага. По всей стране чиновники контролировали действия князей и местных советов, состоявших из 5 самураев и 10 крестьян в каждой волости. В 1585 году началась чеканка серебряной и медной монеты.

В области религии действия Тоётоми были более умеренные: любая секта имела право на проповедь, если она поддерживала правительство и выступала против мятежников. Христианских мис­сионеров, которые не были согласны с этой политикой, Хидэёси изгнал, но простых христиан преследовать не стал. Японцы не были фанатичны: случалось, что воины-единоверцы из враждебных армий вместе отмечали Рождество или иной праздник, а потом расходились по своим лагерям и в следующем бою убивали друг друга.

Очень важной проблемой для Хидэёси была армия. Внутри страны ей стало нечего делать, а распустить ее нельзя — безработ­ные солдаты могли взбунтоваться. Надо было найти для армии «большое дело» вне Японии (еще в 1587 году Тоётоми строил планы завоевания Кореи и Китая). В 1592 году началась Корейская война.

Сначала вторжение японцев в Корею шло успешно: были за­хвачены Сеул и Пхеньян. Но потом вмешалась китайская армия, а корейские партизаны-рыбаки, подобные нидерландским гёзам, причиняли японцам большой ущерб. Корейский адмирал Ли Сун Син построил первые корабли-броненосцы с артиллерией — у япон­цев ничего подобного не было. Император Китая был готов признать Тоётоми Хидэёси правителем Кореи, если он станет вассалом Китая. Однако Тоётоми отказался и объявил войну Китаю. Она шла с 1596 по 1598 год и оборвалась только после его смерти. Тогда новое японское правительство вернуло армию домой из Кореи, поскольку в стране началась новая усобица.

Токугава Иэясу (1598—1616) не участвовал в Корейской войне. Он был самым богатым землевладельцем в Японии, опытным поли­тиком и умел ждать своего часа. Умирая, Тоётоми Хидэёси назначил своим наследником малолетнего сына Хидэёри, но реальным хозяином страны стал Токугава. Большинство новых соратников Тоётоми (героев Корейской войны) завидовали богатству Токугава и не хотели, чтобы он стал новым правителем Японии. Заговор против Токугава возглавили министр торговли и полиции Исида Мицунори и пол­ководец-христианин Кониси Юкинага. С ними в союзе был молодой князь Уэсуги, сын старого Кэнсина, а князь Мори Тэрумото дер­жался в стороне.

Сначала Исида организовал покушение на жизнь Токугава Иэясу, но неудачно, и сам попал в тюрьму. Разочарованный в мятеже князь Уэсуги уехал в свои владения на востоке. Исида бежал из тюрьмы и стал собирать на западе страны армию против Токугава. К нему присоединились самые известные сторонники Тоётоми Хидэёси и их вассалы. Но многие молодые и менее славные воеводы перешли на сторону Токугава — от него они ждали новых почестей и богатств. Осенью 1600 года войска приготовились к битве возле Сэкигахара (на западе острова Хонсю), где когда-то Ода Нобунага одержал свои первые победы. Местность здесь очень неровная: горы, ущелья. Армия Токугава была заметно меньше, но было ясно, что исход определит не число, а согласованность действий. Среди противников Токугава единства не было; только Исида и Кониси доверяли друг другу и готовы были биться до последнего. Выждав момент, Токугава послал гонца к одному из своих противников с вопросом: «Ты за кого? Если за меня — атакуй Исида!» Тот послушался, и началась битва, в которой с каждой стороны участвовало не больше половины армии. Токугава победил, а Исида и Кониси погибли. Уцелевшие противники Токугава Иэясу по совету старого князя Мори решили прекратить сопротивление. Токугава никого не каз­нил, но отобрал у побежденных много земель. Потом он стал медленно оттеснять от власти Тоётоми Хидэёри, а правительствен­ные учреждения переносить из Осаки (где раньше жил Тоётоми Хидэёси) в крепость Иеддо (будущий город Токио). Он постепенно заменял чиновников, хранивших верность Хидэёси, своими людьми. К 1614 году все было закончено: Уэсуги и другие старые враги Токугава сдались. Иэясу помиловал всех, но обложил штрафами, а также запретил японской знати исповедовать христианство — новой державе не нужна была чужая вера.

В 1615 году сын Токугава осадил крепость, где жил Тоётоми Хидэёри. После упорной осады крепость сдалась, Хидэёри покончил с собой. Вскоре старший Токугава отрекся от власти, передав ее сыну. Это прошло спокойно — государственный аппарат новой Япо­нии набрал силу, его враги выдохлись. Токугава был родственником прежних сёгунов (Минамото и Асикага), так что сам имел право на этот титул. Он принял его в 1603 году, и его династия правила Японией до 1868 года.