Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции от др.мира до Англ. рев..doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
587.26 Кб
Скачать

II. Высокое Европейское Средневековье (X – XIII вв.).

1. Европа в X -- XI вв.

В первой половине X в. мадьяры обосновались на территории бывшей римской провинции Паннония, в среднем течении Дуная. Победить конные войска венгров было труднее. Это сумел сделать в 955 году германский король Оттон I (936—973) на реке Лех возле Аугсбурга. В 962 году папа короновал Отгона I как «императора Запада». Так возникла Священная Римская империя германской нации, основанная потомками тех самых германцев, которых Карл Великий покорил (ее также называют Римско-Германской империей).

Империя Оттона I оказалась долговечнее, чем империя Карла. Дело в том, что развитие феодализма в Европе ускорилось: родовое землевладение исчезало, повсюду строились частные замки (еще деревянные) профессиональных воинов — рыцарей, которым король раздавали окрестные деревни в управление и кормление. В конце Х века норманны и мадьяры крестились и образовали свои государства, их правители получили от папы римского Сильвестра I короны и королевские титулы.

Папа Сильвестр II (999—1003) был на редкость образованным человеком: окончил мусульманский университет в Барселоне, хорошо знал арифметику, геометрию и астрономию, собрал библиотеку книг латинских и греческих классиков. Он увлекался музыкой, делал музыкальные и астрономические инструменты, первым ввел среди европейцев арабские цифры (прежде пользовались латинской системой записи чисел). В политике Сильвестр II сотрудничал сыном и внуком Отгона I, а также с королем Франции Гуго Капетом — основателем династии Капегингов.

Ясно, что такой замечательный папа не мог появиться «ниоткуда». Церковная реформа в Европе началась еще в 910 году, когда аббат Одо основал в Аквитании (в местечке Клюни) новый монастырь. Его монахи не имели личного имущества, питались все вместе и постоянно трудились: обрабатывали землю, писали иконы, перепи­сывали рукописи. Такая община могла служить примером: крестьяне верили в святость монахов-тружеников, в силу их молитв. Ученики аббата Одо основали монастыри по всей Франции, Германии, Ита­лии; многие монахи из этих монастырей становились епископами, позднее — даже папами. Первым таким папой стал Сильвестр II.

Византия достигла в это время высшего могущества царской власти, поэтому императоры Востока не признали титул «император Запада» за наследниками Отгона I. Папу римского они считали ниже своего патриарха. Прочный союз с папой римским был нужен прежде всего «императору Запада» и всем европейским королям. В начале XI века жители Западной Европы впервые осознали свое культурное единство и политическое единообразие; теперь они про­тивопоставляли себя обоим Востокам — Исламскому и Православ­ному. Сголкновения между ними стали чаще и острее.

В середине XI века в церковной жизни Европы произошли два главных события: окончательный разрыв церквей Востока и Запада — Православной и Католической — и начало церковной реформы на Западе. В обоих случаях инициатива шла из Рима, но события назревали давно. Первый разрыв между Римом и Константинополем произошел в 730-х годах, в эпоху византийского иконоборчества, и завершился в 843 году победой их противников иконопочитателей. За время раскола христиане Запада и Востока поняли, что их пребывание в одной церкви невозможно. С тех пор церковное единство временами восстанавливалось и вновь разрывалось. В 1054 году папа римский окончательно проклял патриарха и всю Вос­точную церковь как «еретическую».

Инициатором церковной реформы в Риме был монах и папский казначей Гильдебранд. Он задался целью превратить церковь в централизованную правящую партию, которая контролирует все светские власти, включая королей и императоров. Для этого было обходимо взять все имущество церкви под контроль ее высшего руководства. Первым шагом стало введение целибата — безбрачия духовенства: все священники Запада были обязаны жить как монахи. После смерти их имущество переходило к церкви. Следующий шаг — реформа папских выборов: теперь в них участвовали только высшие церковники, главы католической церкви в отдельных странах (кардиналы), а не все духовенство и знатные горожане Рима, как было прежде.

Такое усиление власти высшего духовенства не могло понравиться императору. Чтобы устоять в борьбе с ним, Гильдебранд заключил союз с норманнами, которые в это время укрепились на Сицилии и в Южной Италии, выбив византийцев и мусульман из их последних крепостей в этом регионе. Вождь нормандцев Робер Гвискар основал в Сицилии свое герцогство (позднее оно стало Сицилийским королевством). Гвискар помог Гильдебранду, будущему папе Григо­рию VII (1073 — 1085), в его борьбе против германского императора Генриха IV (1056—1106).

В 1075 году Григорий VII особым "Декретом об инвеститурах" запретил всем светским владыкам без одобрения папы римского замещать своими людьми должности епископов, аббатов и священников. Это возмутило императора и германских князей: они привыкли назначать своих родичей и друзей на церковные посты и таким путем отчасти контролировать церковь. Генрих IV тут же собрал в Германии съезд князей и объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви; этим решением он освободил всех вассалов Генриха IV от их феодальной клятвы. Многочисленные враги Генриха IV подняли мятеж, и ему пришлось мириться с папой — идти к нему на поклон в крепость Каноссу. В 1077 году папа «простил» Генриха IV, но в 1080 году борьба возобновилась. Теперь Генрих IV с князьями не только низложил Григория VII, но и выдвинул ему соперника — антипапу Климента. В ответ Григорий VII низложил Генриха IV и назначил новым императором швабского герцога Рудольфа.

В Германии и Италии началась гражданская война. Войска Генриха IV взяли Рим, их оттуда выбил Робер Гвискар. Даже смерть Григория VII не оборвала усобицу: спор пап с императорами за власть тянулся с переменным успехом до середины XIII века.

Другой замысел папы Григория VII — крестовые походы. Папа хотел, чтобы римская церковь объединила всю Европу, превзойдя императорскую власть. Для этого надо было возглавить новое «большое дело», которое увлекло бы всех активных европейцев и позволило бы истратить их силы с пользой, а не во взаимной усобице. Набеги варваров и иноверцев на Европу к этому времени прекратились, поэтому Григорий VII решил перенести войну на вражескую землю. Повод нашелся легко: в Иерусалиме во власти мусульман находились Крест и Гроб Иисуса Христа. Византийские императоры пытали в Х веке отвоевать Иерусалим у арабов, но безуспешно.

В 1070-х годах из Средней Азии пришла новая волна мусульман — турки-сельджуки. Они разгромили войска Византии, захватили большую часть Малой Азии, заняли Иерусалим, но к христианским святыням отнеслись с уважением, поскольку их пророк Мухаммед, создатель ислама, объявил Иисуса Христа одним из своих предшественников — посланцев единого Бога. В 1090-х годах государство Сель­джуков разделилось на несколько частей. Это вселило надежду папе Урбану II, и в 1095 году он созвал во Франции Клермонский собор в городе Крермоне, призвав всех европейцев освободить Иерусалим от мусуль­ман.

Европейцы откликнулись на призыв папы так же активно, как в древности эллины на призыв Александра Македонского к войне против Персии. Но в этот раз у крестоносцев не было единого командования: император не доверял папе, короли Англии и Фран­ции были заняты решением внутригосударственных проблем. Пер­вый крестовый поход возглавили графы и герцоги. В державе Сельджуков шла череда усобиц, поэтому крестоносцы имели нео­жиданный успех. В 1099 году Иерусалим был взят; рыцари основали там Латинское королевство, а королем выбрали Бодуэна — фландр­ского графа, который стал вассалом папы, но не подчинялся ни императору Запада, ни императору Востока.

Как и воины Александра Македонского, крестоносцы сначала хотели немного: разбогатеть за счет военной добычи, получить от папы отпущение грехов и со славой вернуться домой. Но получилось иначе: крестоносцам пришлось создавать на Востоке свои государства и, тесно общаясь с иноверцами, многому у них учиться.

Культурные достижения Ближнего Востока постепенно меняли образ жизни европейцев и образ их мышления. Вначале были заимствованы простые вещи: арбалет, мыло, подушка и матрац, пряности, рис, стеклянная посуда. Позднее, в XIII—XIV веках, европейцы переняли у мусульман организацию общественных боль­ниц (госпиталей), банковского дела, изготовление хлопковых и шелковых тканей и разные ремесла, связанные с химией. В XIV веке европейцы проявили интерес к трудам античных и арабских классиков: были переведены на латынь рукописи Евклида, Аристо­теля и Архимеда, медицинские трактаты Галена и Авиценны, на­учные и философские трактаты Бируни и Фараби. На этой основе развивалась культура европейского Возрождения.

Однако между крестоносцами и жителями Востока было немало конфликтов. Византийские императоры считали всех, кто занял мусульманские земли, своими вассалами, но западные «франки» не признавали над собой ничьей власти, а византийцев они считали еретиками. Долгие усобицы католиков с православными завершились в 1204 году штурмом и взятием Константинополя крестоносцами. На месте Византии рыцари образовали Латинскую империю, которую возглавил (по выбору крестоносцев) еще один граф Фландрии -- Болдуин. Напротив, отношения крестоносцев с мусульманами Востока (сарацинами) после первых побед перешли в равновесие боевых сил: то рыцари совершали набеги, то сами «франки» подвергались грабежам. В 1187 году новый правитель Сирии и Египта Юсуф бен Эюб Салах-ад-дин (Саладин) (1171—1193) разгромил армию крестоносцев и занял Иерусалим. Дальнейшие крестовые походу на Ближнем Востоке не имели успеха, и к 1291 году «франки» потеряли все свои крепости в этом районе. Константинополь был отвоеван византийцами еще в 1261 году.

С XI века районами крестовых походов стали Испания где франки соперничали с маврами — африканскими мусульманами и Прибалтика (где германские рыцари воевали с языческими племенами ливов, куршей, пруссов, эстов, литовцев, а также с православной Русью — жителями Новгорода и Пскова). Как и на Ближнем Востоке, кре­стоносцы создали здесь рыцарские ордены — военно-феодальные республики, признающие себя вассалами папы, но фактически не­зависимые и живущие за счет эксплуатации завоеванного населения. По мере усиления соседних королевств ордены становились их вассалам так, Ордены тамплиеров и госпитальеров, изгнанные мусульманами с Ближнего Востока, стали вассалами Франции, Орден святого Яго — вассалом Кастилии, Ливонский орден — вассалом Польши.