Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции от др.мира до Англ. рев..doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
587.26 Кб
Скачать

VI. История народов Южной и Юго-Восточной Азии в Средние века.

В центре Евразии лежат высокие горы и пустынные плоскогорья, южные склоны которых покрыты густыми тропическими лесами. Поэтому народы Южной Азии издавна стремились общаться между собой по морю подобно тому, как в Элладе теплое море не разоб­щало, а соединяло греков.

Еще в 3 тыс. до н. э. был проложен морской путь от устья Евфрата к западному берегу Индии. Незадолго до новой эры ин­дийские мореходы научились использовать муссоны — устойчивые приморские ветры, которые полгода дуют с северо-востока, а пол­года — с юго-запада. С помощью муссонов парусный корабль может за полгода доплыть от Малайского полуострова до Мадагаскара или обратно. В начале новой эры южный Муссонный путь (его называли Путем пряностей) стал так же важен для народов Евразии, как на севере Шелковый путь через Великую степь.

Распад великих держав Античности — царства Кушан в Индии империи Хань в Китае — привел к длительной разрухе и переселению народов. При этом многие индийские и китайские купцы ремесленники, воины, монахи переселились в Юго-Восточную Ази и начали просвещать местных варваров. Вскоре на землях будущей Камбоджи возникло царство Фунань, которое считалось вассал Китая. Его правители покровительствовали индийским религиям индуизму и буддизму.

В VII веке, когда в Индии распалось царство Гуптов, а в Китае укрепилась империя Тан, посередине Муссонного пути, т. е. на берегах Индонезии, образовалась морская империя Шривиджайя. Ее центр — Палембанг — находился на восточном берегу острова Суматра, вблизи Малаккского и Зондского проливов, по которым купцы плыли из Индии в Китай. Контроль над морской торговлей обеспечил процветание империи Шривиджайя до XIII века, когда ее владения поделили новые народы, унаследовавшие ее культуру: индийскую грамоту и философию, городской образ жизни, систему царской власти, чиновной бюрократии и т. д.

Влияние индийской культуры в Шривиджайе оказалось сильнее и глубже, чем влияние китайской цивилизации. Этому способст­вовали простой индийский алфавит и две соперничающие государ­ственные религии: индуизм и буддизм. С тех пор почти всю Юго-Восточную Азию, кроме северных частей Бирмы, Лаоса и Вьетнама, историки и географы называют Внешней Индией. Местные географические названия обычно происходят из индийских языков. Например, слово Шри­виджайя означает «солнечная победа», Суматра — «море», Явадвипа — «ячменный остров», Сингапур — «львиный город», и т. д.

Уже в VIII веке рядом со Шривиджайей на Яве возникли другие царства: Матарам, где правили индуисты, и Шайлендра, где пра­вители исповедовали буддизм. Около 800 года правители Шайлендры завершили постройку Боробудура — огромного каменного храма, воздвигнутого на природном холме. Его рельефы, изображающие жизнь Будды, вьются по склону холма спиралью длиною более пяти километров.

В начале IX века на месте бывшего царства Фунань — в нижнем течении реки Меконг и вокруг озера Тхонлесап — народ кхмеров создал свое государство Камбоджу. Природные условия в этом районе напоминают Египет: раз в год из-за муссонных дождей Меконг разливается так, что почти вся страна превращается в озеро. Затем вода спадает, и земледельцы начинают сажать рис, а если использовать каналы и дамбы, можно собирать даже по три урожая в год. В этих природных условиях здесь сложилось государство, похожее на Египет времен фараонов.

Страной управлял божественный царь — дэвараджа. Окружен­ный жрецами и придворными, он почти не общался с народом. Царь поклонялся индийским богам во главе с Шивой и Вишну, строил в их честь многочисленные храмы. Самый известный храм — Ангкор-Ват — был воздвигнут при «солнечном царе» Сурьявармане II (1113—1150). Правитель Камбоджи носил также индийский титул чакравартин (владыка Вселенной) и стремился к господству над соседями: Тямпой (Южный Вьетнам), Паганом (на реке Иравади — в будущей Бирме), княжествами монов и таи (на реке Менам — в будущем Таиланде).

Непрерывные захватнические войны и строительство храмов истощали хозяйство Камбоджи так же, как войны и постройки пирамид привели к упадку Древний Египет. Поэтому за каждым «выдающимся» царем в Камбодже следовал ряд «умеренных» пра­вителей, при которых страна медленно возрождалась. Такое чере­дование «взлетов» и «передышек» оборвалось в XIII веке, после царя-буддиста Джайявармана VII, при котором был построен новый священный город Ангкор-Тхом с храмом Байон, украшенным огромными каменными статуями царя (вроде колоссальных статуй Рамзеса II в Абу-Симбеле).

После смерти Джайявармана VII в Камбодже вспыхнули восстания, жрецы-индуисты вытеснили буддистов, соседние народы отвоевали у кхмеров свои бывшие владения. Камбоджа превратилась в незначительное государство. Борьба за первенство в Индокитая развернулась между правителями Бирмы, Таиланда и Вьетнама. Китайские императоры часто вмешивались в эти усобицы, но добиться устойчивого контроля над Индокитаем они так и не смогли.

Напротив, вмешательство исламских правителей Средней Азии в борьбу между народами Индии оказалось успешным. Одной из причин этого явления в Индии стало вытеснение буддизма индуизмом в эпоху царей Гуптов. Лишенные собственной "мировой" религии с единым Богом Творцом, многие индийцы стали принимать ислам после того, как захватчики-мусульмане победили правителей-индуистов.

Этот процесс начался около 1000 года после походов афганского султана Махмуда Газневи, и завершился в начале XIII века, когда султан Мухаммед Гури покорил всю Северную Индию. Некоторые индуистские царства Южной Индии сохранили свою независимость до XV века. В начале XVI века с севера в Индию вторглась новая волна мусульман во главе с потомком Тимура — Бабуром, который в 1526 году победил индийских мусульман, захватил Дели и основал империю Великих Моголов.

В это же время индийский пророк Нанак основал секту сикхов, которые признавали единобожие, а также равенство между кастами и отрицали идолопоклонничество. Внук Бабура — Акбар, объедив всю Индию в 1580-х годах, объявил свободу религий и даже пытал создать новый религиозный культ, приемлемый для всех народ Индии. Но эта попытка не имела успеха: до наших дней Индия сохранила огромную пестроту языков, религий, рас и обычаев.

После того как ислам укрепился в Индии, купцы-мусульмане начали его проповедь вдоль Муссонного пути. Постепенно во всех прибрежных городах возникли мусульманские колонии, и в XIV веке ислам стал преобладающей религией в новой индонезийской империи — Маджапахите. Когда в начале XV века китайский им­ператор Чэн-цзу решил установить свой контроль над всем Муссонным путем, ему пришлось назначить адмиралом китайца-му­сульманина Чжэн Хэ. Но «заморская империя» китайцев оказалась убыточной для казны, и их дальнее мореплавание прекратилось.

В XII—XIII веках моряки Индонезии проникли в Тихий океан, постепенно заселив острова Гавайи, Таити и многочисленные атоллы Полинезии, вплоть до Новой Зеландии и острова Пасхи (Рапануи). Только на островах Меланезии и Микронезии мореходы-полине­зийцы встретили более ранних поселенцев — темнокожих курчавых папуасов, родственных жителям Австралии и Новой Гвинеи. К моменту появления европейцев в Тихом океане почти не осталось незаселенных островов. Местные мореходы плавали на плотах и лодках с балансиром на тысячи километров без компаса, ориенти­руясь по звездам, мастерски используя ветры и течения.