Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Cоциология некрасов книга.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
1.47 Mб
Скачать

4.Роль идей в социальных процессах

Идея как проявление сознания - одна из ведущих философских тем в течение ряда столетий. В конце ХVIII века просветители П.Кабанис, К. Вольней и Д. де Траси обосновали идеологию как науку о возникновении и развитии знаний. Термин “идеология” ввёл в оборот Д.де Траси в книге “Элементы идеологии” (1802 г.). Однако известность данный термин получил благодаря императору Франции Наполеону I. Император делил население на две части: 1)деловых людей, к которым относил банкиров, промышленников, военных, естествоиспытателей и 2)”идеологов”, к которым относил юристов, журналистов, литераторов, вообще всех гуманитариев. По мнению Наполеона, надо было сначала завоевать какую-либо страну, а потом поручить юристам обосновать необходимость завоевания.

Возможно, благодаря цинизму правителя Франции идеология стала пониматься не в качестве науки, а как знание пристрастное, подчинённое интереcам какого-либо субъекта. Отдельный человек обладает мировоззрением, но уже у малой социальной группы появляется своя “идеология”, то есть, представления, понятия, суждения, в которых выражается общий интерес группы, либо сходные интересы её членов. Так, например, идеология студенческой группы могла бы быть выражена словами из некогда популярной песенки: “От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год!” Это девиз. Вся же идеология объёмна и многогранна. Она включает в себя суждения об обязанностях и ответственности государства перед молодыми людьми, ценности данного поколения, обоснование прав молодёжи и др.

Чем многочисленнее социальная группа, тем более развита её идеология. Идеология классов образуется в связи с отношением членов класса к собственности, идеология наций - с отношением членов нации к культуре, идеология конфессий - с отношением к догматам веры и т.д. Каждая большая социальная группа имеет свою идеологию. Борющиеся за равноправие с мужчинами (точнее, за неравноправие в свою пользу) женщины исповедуют феминизм, молодёжь создаёт свою субкультуру. Никто лучше стариков не знает, что такое судьба, потому идеологией старости является фатализм.

Над всеми групповыми идеологиями царит идеология государства. В государственной идеологии воплощены не только классовые интересы, как утверждал марксизм, но и интересы других больших социальных групп. Иное дело, что представлены эти интересы не всегда в полной мере. Господствующие слои населения, представляющие большие социальные группы, в различных формах, более или менее тактично навязывают идеологию государства через средства массовой информации, систему образования, культуру всему населению. Ни одно государство не существует без идеологии, и эта идеология всегда господствующая.

Идеология - не наука. Идеология есть пристрастное знание, вбирающее в себя из обыденного знания, науки, вообще всей культуры общества любую информацию, которая используется в целях обоснования и защиты интересов данного субъекта. Иногда, в виде исключения, идеологические суждения являются объективно истинными. Обычно это имеет место при критике чего-либо: существующего строя, социальной несправедливости в каких-либо частных случаях, явных ошибках власти и т.п. Пафос обличения совпадает с истиной, поскольку истина лежит на поверхности и видна всем. Однако в большинстве случаев идеология несовместима с истиной.

Индивиды, социальные группы, государства могут договариваться между собой о чём угодно, но никогда не поступятся своими идеями. Компромисс в идеях означал бы отказ от ценностей и интересов, что по определению невозможно, этo означало бы отказ любого субъекта идеологии от самого себя. А сам о себя никто обувь вытирать не станет. Идеология не только бескомпромиссна, она также агрессивна. Идеология всегда на марше, всегда в наступлении, она насаждается, внушается, в крайнем случае защищается. Спокойное состояние идеологии так же невозможно, как невозможна затвердевшая ртуть. Эффективность или неэффективность идеологии проверяется общественной практикой. Длительность существования советской власти в послевоенный период объясняется вовсе не нефтегазовыми богатствами Сибири, как это доказывали критики командно-административной системы КПСС, а чрезвычайно высокой эффективностью коммунистической идеологии. Она настолько высока, что позволяет до сих пор существовать КНДР и Кубе, что позволила Китаю при переходе к рыночной экономике сохранить власть коммунистов.

Роль идей в жизни общества впервые была осознана на развалинах феодализма. Когда сословные привилегии были отменены, когда подданные превратились в граждан, причём формально равноправных граждан, когда государственная власть не наследовалась, а избиралась - тогда впервые и встал вопрос об идеях как рычаге власти. Так, уже О.Конт считает идеи движущей силой общества. К.Маркс пишет: “Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.” Э.Дюркгейм показывает другую сторону идей: “Oбщество основывается...прежде всего на идее, которую оно само себе создаёт”.

Притягательность идей объясняется несовпадением объективной реальности человеческой жизни с её отражением в сознании данного человека. Буддиста, отказывающегося от земных удовольствий, невозможно увлечь какими-либо идеями, кроме идей Будды. Жизнь, вполне удовлетворительная, по мнению Иванова, может показаться ужасной избалованному Петрову и начнёт жить мечтой о лучшей жизни. Мечта превратится в идею в тот момент, когда Петров встретит Сидорова, пленённого такой же мечтой. Когда Петровых и Сидоровых наберётся достаточно много, из их среды выдвинется вождь-идеолог, который укажет верное направление движения. Таков предельно упрощённый механизм действия идеи. Наука не всегда учитывает этический аспект, поскольку она основана на объективности, а не справедливости. С точки зрения права каждого народа на самоопределение своей судьбы, права каждого человека на личную свободу одни идеи можно оценить как справедливые, другие - как несправедливые.

Но идеям нет дела до оценок. Любая идея, если она овладела человеком, помогает человеку переносить тяготы и лишения жизни, служит “лучом света в тёмном царстве”, служит пищей души. Человек живёт не настоящим, а будущим, всё лучшее у него впереди, он не только не признаёт компромиссов, но и не знает середины. Бедняк из лачуги не довольствуется приличным жильём, перед его глазами сверкает дворец. Идеи зовут вперёд на борьбу с существующим злом. И потому ни одно социально значимое потрясение не обошлось без идеологической подготовки. Уже в древнейших восстаниях рабов организующим началом была идея справедливости. В крестьянских войнах идея справедливости воплотилась в образе родного, доброго, народного царя. В буржуазных и пролетарских революциях рядом со справедливостью встали свобода, равенство, братство всех людей. В настоящее время мир потрясён идеей исламского экстремизма, согласно которой путёвка в рай обеспечена тому, кто жертвует жизнью ради аллаха. Практика показывает, что сущность идеи состоит не в её истинности, а в её эмоциональности. В идее соединилось, казалось бы, несоединимое: рассудок и чувство. Но они соединились.

Идеи движут не только социальными группами. Они движут и население в целом перед лицом внешнего врага. В этом случае население уподобляется социальной группе, действующем в более объёмном контексте. Гораздо сложнее дело обстоит с объединяющей население идеей при отсутствии внешнего врага. В литературе такую идею называют национальной, хотя точнее её было бы назвать общенародной. Когда нет такой идеи, общество находится в состоянии дезинтеграции, оно “недружное”. Затягивание с выработкой объединяющей идеи опасно. Общество становится “рыхлым”, теряет иммунитет против фарисейства извне и готово пойти за тем, кто укажет новый путь в “светлое будущее”. Общенародная идея предполагает не унификацию, нивелирование личностей, а разнообразие религий, языков, культур. Если все люди будут одинаковыми, не понадобится никакая объединяющая идея: просто некого будет объединять. Объединяют не одинаковых, а разных. Общенародная идея предполагает также добровольность её принятия свободными людьми. Рабов объединять не надо, они и так уже давно объединены своим рабством.

Проблема становления общенародной идеи заключается в том, что именно может быть объединяющей идеей. Ушла в прошлое идея классовой борьбы, на которой было построено советское государство. Уходит в прошлое идея массового героизма во время Великой Отечественной войны, которой питалась эпоха застоя. Не смешно, а грустно видеть до сих пор в школах стенды, повествующие о героях войны, закончившейся более полувека тому назад. Неужели общество не может предложить подрастающему поколению никаких других образцов для подражания? Анализ альтернатив идее прошедшей войны не внушает доверия к ним. Одна из альтернатив - возрождение религии, точнее, того, что населению подаётся как религия. Это идеология духовенства. Церкви в нашей стране в лучшие для неё времена не удавалось добиться той власти, которую имел Ватикан в Западной Европе. Тем более призрачны её шансы сплотить общество после десятилетий массового атеизма. Только поверхностно мыслящие люди не поймут, что крестики на шее и иконки в руках - знаки страха людей перед будущим, а не истинной веры в Бога. Подлинная религиозность проявляется не в выполнении культовых процедур и атрибутике, а в том, как облагороженный верой в Бога человек относится к другому человеку. Увы, даже поведение некоторых церковных иерархов далеко, очень далеко от идеала религиозности.

Идея, предлагаемая правыми силами в Украине, также не может быть объединяющей. Этo идея унификации и нивелирования личностей всех граждан Украины: все говорят на одном языке, все веруют в одну историю страны, все подчиняются одной церкви, все дружно поддерживают одно правительство и сообща ополчаются против России. Эта идея настолько одиозна в сознании большинства населения, что даже президент Л.Д.Кучма заявил: национальная идея не сработала. Она не сработала потому, что никогда не была национальной.

Общенародная идея в Украине, несмотря на десятилетнее топтание на месте, всё же появится. Ею станет идея прав человека. Объединить население Украины в настоящее время способны не воспоминания о славных деяниях гетманов, а борьба за реальные права человека: за собственность, за свободу слова, за участие в осуществлении власти и др. В конечном счёте это будет опять-таки борьба за социальную справедливость.