Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Cоциология некрасов книга.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
1.47 Mб
Скачать

11. Прогресс и регресс общества.

Людей издавна интересовали не только личные судьбы, но и судьбы общества, в котором они жили. Родовой строй и эпоха рабовладения понимали развитие общества как движение по кругу с возвратом в исходную точку (слово "революция", как астрономический термин первоначально обозначало именно такое движение). Всё повторяется (природные явления, смена дня и ночи, времён года, формы хозяйства, отношения людей, социальные институты и т.д.) и нет ничего нового в мире под луной. "Всё возвращается на круги своя", - говорится в Библии. Однако христианство разрывает этот круг и предлагает линейное понимание истории: от сотворения мира до страшного суда. Вся человеческая история располагается между этими двумя крайними точками.

Новое время характерно восторженным отношением к прогрессу, который однозначно связывается с развитием знания. Показательно мнение итальянского учёного и гуманиста Джироламо Кардано (XVI в.). “Как на первое из удивительных в моей жизни явлений...следует указать на то, что я родился в том веке, когда был открыт весь земной шар, тогда как в древности было известно не более 1/3 его. ...Есть ли что-нибудь более удивительное, чем пиротехника и человеческая молния, которая гораздо опаснее молнии небожителей? Не умолчу и о тебе, о великий магнит, ведущий нас по безбрежным морям в далёкие, неведомые края. Прибавим к этому ещё четвёртое открытие - изобретение книгопечатания; созданное руками людей, придуманное их гением, оно соперничает с божественными чудесами, ибо чего же ещё недостаёт нам, кроме овладения небом?”

Не отвергая линейного понимания истории, новое время усложняет его. В 1725 г. итальянский философ Джамбатисто Вико в книге “Основания новой науки об общей природе наций” выдвинул концепцию исторического круговорота. Каждый народ развивается по циклам, состоящим из трёх эпох: век богов (догосударственный строй, когда возникает семья, религия, письменность, зачатки права); век героев (господство аристократии, феодализма, кровавой классовой борьбы феодалов и плебейства); век человека (эпоха народных республик и “гуманной монархии”, расцвета городов и господства разума). За восхождением по этим ступеням следует упадок, возвращение к варварству и история начинается снова. Но повторение в новом цикле не буквальное, а видоизменённое: каждый новый цикл начинается на более высоком уровне. Идея повторяемости на качественно иной основе была доведена до логического совершенства Гегелем в его концепции спиралевидного развития всего существующего.

Новому времени присуще признание прогрессивного развития общества, твёрдая вера в светлое будущее человечества. Предостерегающие голоса, вроде голоса Ж.-Ж.Руссо, показавшего изнанку использования научных знаний, были заглушены дифирамбами прогрессу. На этой вере в лучшую жизнь вырос и марксизм. Если бы не его пренебрежение к природе человека, в особенности, непонимание роли частной собственности в судьбах людей и непонимание значения религии для человека, судьба марксистской доктрины, вероятно, была бы совсем иной. В средине XIX в. интерес к концепции прогресса в буржуазной философии, социологии, историографии падает. Необходимую для укрепления нового строя идеологическую роль данная концепция сыграла: мавр сделал своё дело, мавр может уходить. Тем более, что началась борьба буржуазии со своим вчерашним союзником - пролетариатом. Понятие прогресса стало считаться анахронизмом, подобно понятию монархии. Кроме того, противоречия нового строя породили скептицизм в отношении прогресса в любом общество.

В XX в. концепцию прогресса была призвана заменить концепция социальных изменений - невнятная, не имеющая чёткого категориального аппарата, скудная по содержанию и изобилующая тривиальностями вроде того, что всё развивается, имеет свои причины и последствия. В этой концепции есть всё, кроме самого важного: куда движется общество, жить стало легче или труднее? Западная социология не может обойти этот недостаток и косвенно признает факты прогресса и регресса общества, выражая их в терминах “индекс развития человеческого потенциала”, “зависимая индустриализация”, “теория зависимости”, “недоразвитость”, “новое международное разделение труда” и др. Из идей социологов следует, что процветание и пресыщение трёх десятков государств, называемых экономически развитыми,- прямое следствие нищеты большинства народов мира. Прогресс “цивилизованного мира” куплен ценой лишений и страданий большей части населения планеты. Модель развития “рыночной” экономики основана на беспримерном в истории человечества грабеже природных ресурсов, после исчерпания которых возможна катастрофа.

В связи с ускорением общественного развития в XX в. каждый желающий видеть может констатировать факты прогресса или регресса не только в масштабе отдельно взятого общества, но и в масштабе человечества. Суждения о прогрессе требуют соблюдения некоторых условий. Во-первых, следует уточнить, кто есть субъект прогресса: социальная группа, население государства или человечество характеризующий одного и того же субъекта в различные периоды времени; “социальный прогресс” - это улучшение общения каких-либо субъектов; “общественный прогресс” или “прогресс общества” - термины наиболее адекватные сущности рассматриваемого явления. С учётом выполнения данных условий определение интересующей стороны социальной динамики:

Общественный прогресс - это такое изменение огромной и многообразной сети связей между индивидами, малыми и большими социальными группами, партиями и организациями их представляющими, конечным результатом которого стало повышение уровня свободы для большинства населения.

Общественному прогрессу противостоит общественный регресс, который означает такое изменение сети общественных связей между субъектами, конечным результатом которого стало понижение уровня свободы для большинства населения.

В обоих определениях речь идёт о большинстве населения, а не о всех людях. Увеличение свободы для всех лиц - состояние желательное, однако, маловероятное. В любом обществе имеются лица, демонстрирующие правовую девиантность, попросту говоря, преступники; их прогресс, вряд ли, коснётся. Есть ещё и люди бездарные, неудачники. К ним прогресс будет иметь отдалённое отношение. Регресс общества также не охватывает всё население: обычно находятся люди, греющие руки у костра чужих несчастий. Нередко они же и подрывают устои общества. Наглядный пример: торговля наркотиками. Люди, торгующее ими, запрещают своим детям даже прикасаться к наркотикам. Пусть умирают чужие, их не жалко.

Более сложным моментом в определении прогресса-регресса является понятие свободы. Оно многогранно, имеет много определений, но все они так или иначе сводятся к одному: свобода есть такое качество жизни, которое позволяет человеку раскрыть, развить заложенные в нём природой задатки и максимально реализовать себя в жизни. Когда свободу определяют как познанную необходимость, возникает вопрос: ради чего познаётся необходимость? Свобода воли, свобода духа, свобода слова, свобода совести, свобода действий, свобода творчества, свобода.... - для чего эти свободы, если но для более высокого качества жизни?

Свободен тот, кто хорошо живёт и только в этом значении свобода соответствует смыслу жизни человека. Слово “хорошо” не следует толковать мещански: в смысле богатства, денег, собственности и т.п. Хорошо жить - значит развить себя как существо духовное. Без денег человек уподобляется собаке, которая каждый день озабочена поисками куска хлеба. Но и с деньгами он станет животным, если будет интересоваться лишь чувственными наслаждениями, превратится в “счастливую корову”. Материальные блага - средство, духовное развитие - цель. Мы едим, чтобы жить, а не живём, чтобы есть. Лишь в таком смысле свобода большинства членов общества - главный критерий общественного прогресса.

Частные критерии общественного прогресса

Главный критерий общественного прогресса является обобщением ряда так называемых частных критериев. Общество структурируется, делится на относительно самостоятельные части не только по субъектам, а и по содержанию деятельности. В обыденной жизни люди без труда отличают область политики от области экономики, науку - от религии, право - от экологии и т.д. В каждой из этих облаем тоже можно выделить свой, особый показатель (показатели) продвижения вперёд или отката назад.

Экономика: имеются три критерия – а) уровень развития производительных сил общества, означающий степень соответствия экономики интересам общества (своими специалистами из своих материалов изготавливается всё от канцелярской кнопки до космического корабля); б) уровень производительности труда, означающий количество производимой продукции за единицу времени при опреде­лённом количестве работников и при определённых затратах энергии и материалов; в) качество, конкурентоспособность продукции на рынке.

Внутренняя политика: баланс отношений между большими социальными группами, что предполагает не только разделение, но и уравновешивание всех ветвей власти, наличие развитой системы сдержек и противовесов.

Право: степень соответствия норм позитивного права идеалам естественного права.

Наука и техника: “путь от идеи до машины”, то есть, от теоретической разработки до практического внедрения. Чем короче этот путь, тем прогрессивнее общество. Застёжка - “молния” прошла его за 50 лет, телефон - за 25 лет, атомная бомба и АЭC - за 6 лет.

Образование: а) духовное развитие личности, б) подготовка необходимого количества и номенклатуры специалистов.

Экология: продолжительность и масштаб поддержания экологического баланса.

Искусство: создание самобытных произведений, выражающих данную культуру.

Прогресс в каждой из указанных областей внешне выражается в соблюдении прав человека, количестве свободного времени, в доступности жизненных благ, в здоровье и др.

Цена прогресса

Суждение о том, что за прогресс надо платить, является распространённым и почти общепризнанным. В его основе лежит высказывание К.Маркса: “Идол прогресса не пьёт нектар иначе, как из черепов уби­тых.” Яркая метафора освободила поколения исследователей от критического анализа. К тому же она совпадает с житейской мудростью: любишь кататься, люби саночки возить. В настоящее время “саночки” возить необязательно, но обязательно дышать их выхлопными газами В таких суждениях прогресс общества отождествляется с историческим процессом. Исторический процесс, общественная жизнь, действительно, противоречивы. Противоречия порождаются интересами различных субъектов, что находит выражение в противоречиях сторон общественной жизни: экономика против экологии, политика против права, образование - против религии и т.д. Но нельзя любой факт существования общества считать прогрессом, поскольку в этом случае лишается смысла само понятие прогресса: им можно считать и регресс...

Общественный прогресс - это совокупность достижений общества в каждый данный момент времени. Результативная сторона исторического процесса показывает, что прогресс общества может быть большим или меньшими в том или ином отношении (материальном или духовном),но никогда не бывает отрицательной величиной. Тенденция прогресса выражается не прямой линией, как это представлялось в марксизме, а волнообразной. На графике, осью ординат которого является свобода, а осью абсцисс - исторический процесс, время, можно показать взлёты и падения любого общества.

До сих пор общественный прогресс рассматривался в национальном масштабе, но существует и глобальный подход к его изучению. Во всемирном масштабе действующими лицами мировой драмы являются государства и группы государств. Развитие человечества породило в XX веке ряд проблем, решение которых уже не под силу одному государству. Это глобальные проблемы человечества, затрагивающие жизненные интересы как тех, кто повинен в данных проблемах, так и тех, кто не причастен к их возникновению. Глобальными такие проблемы называются не только из-за их мирового значения, но и из-за желания виновных разложить свою вину на все народы и государства. От этого собственная вина кажется меньшей.

Наиболее жгучие глобальные проблемы таковы: предотвращение мировой атомной войны (с распадом СССР она не исчезла), неприменение силы в межгосударственных отношениях, экологический кризис в масштабе планеты, международная преступность и терроризм, энергетический кризис, исчерпание природных ресурсов, в особенности нефти и газа, торговля наркотиками, распространение СПИДа и др.

Современное состояние человечества – результат длительного многотысячелетнего развития. Этому процессу присущи две тенденции: экстенсивная и интенсивная. Первая означала распространение культур по всей пригодной к жизни поверхности планеты. От мест обитания родов и племён до территорий малых и больших государств шёл процесс освоения земли. В конце XIX века весь мир был поделён между крупнейшими империалистическими державами. Экстенсивная тенденция исчерпала себя и на смену ей пришла интенсивная тенденция, означавшая усиление связей между народами и государствами. Её результатом стали две мировые войны в XX веке и десятки локальных войн. Другим её результатом стало возникновение глобальных проблем современности, а затем и явления глобализации.

Прогресс всего человечества может осуществляться лишь через решение глобальных проблем, иного пути нет. История человечества свидетельствует, что за последние 10-12 тысяч лет его развитие не знало попятных движений. Тенденция, хотя и очень медленного, но неуклонного движения по пути прогресса характерна для всех народов вне зависимости от того, как разные культуры взаимодействовали друг с другом, либо даже при отсутствии культурных контактов. Народы стремятся к объединению усилий в рамках межгосударственных организаций, однако этот процесс оказался не так прост, как представлялось раньше. Народы не желают соединяться в единый муравейник, они стремятся к объединению, но сохраняя свою самобытность. В то же время данная тенденция не является гарантией недопущения регресса человечества в будущем. Атомная война или экологический кризис могут отбросить народы мира в каменный век.

В XIX веке мир стал довольно жёстко организованной системой. События в одной части мира оказывали большее или меньшее воздействие на другие его части. В Xxвеке взаимосвязт стран и регионов многократно усилились.Борьба двух наиболее мощных социально-политических систем – капитализма и социализма - определила основное содержание истории этого столетия. К концу XX века вне зависимости от краха социализма стала проявляться тенденция глобализации мировой экономики. Американский социолог Р.Робертсон в 1988 году дал толкование термину “глобализация”, а в 1992 году изложил основы своей концепции. В самом общем виде глобализация есть процесс нарастания взаимозависимости обществ, протекающий во всемирном масштабе. Ведущая роль в нём принадлежит транснациональным корпорациям, которые производят 40% мирового валового продукта, на них приходится 80% торговли высокими технологиями и они контролируют 90% вывоза капитала. Транснациональные корпорации взаимодействуют друг с другом, богатые страны “дружат” с богатыми.

Глобализируются лишь страны со среднедушевым доходом более 15000 долларов в год. Всем остальным странам уготована роль поставщиков сырья и сбыта дешёвой продукции. Глобализация - не только благо (доступ к новым технологиям), но и большой риск. Мировой кризис в условиях глобализации может иметь такой же резонанс, как и великая депрессия 1929-1933 г.г., только во всемирном масштабе. Банкротами станут не фирмы и банки, а государства. Финансовый кризис конца 90-х г.г. XX века ясно обозначил такую перспективу. Отсюда следует, что глобализация - не тот путь, на котором может быть найдено решение жгучих проблем современности. В XXI веке население трёх десятков самых богатых государств по-прежнему будет уделять больше внимания экзотическим животным, чем миллионам бедняков во всём мире.

К глобальному прогрессу человечества применимы те же критерии, что и к прогрессу национальному, но необходимы поиски иных решений глобальных проблем. Необходимо установление справедливых экономических и политических отношений между народами, что весьма проблематично при данной биодуховной природе человека.