Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Cоциология некрасов книга.doc
Скачиваний:
35
Добавлен:
08.12.2018
Размер:
1.47 Mб
Скачать

5. Качество населения как субъекта общества.

Слово “качество” применительно к населению звучит непривычно: привычно лишь говорить о его количестве. Тем не менее, многочисленные факты действительности свидетельствуют о различном поведении людей в однотипных ситуациях. Различия в значении поведения отдельных людей фиксируются обыденным сознанием легко и просто. В характеристике данной личности содержится и её “качество”. Но что легко установить для индивида, то весьма сложно для населения в целом.

Понятие качества населения - одно из самых мало разработанных в социологии. Оно интересует пока одних лишь экономистов (качество рабочей силы) и демографов (воспроизводство населения). Внимание социологов понятия качества населения пока не привлекает по причине некоторых блокирующих разработку проблемы препятствий. В самом деле, почему можно легко установить “качество” Иванова как трудолюбивого человека, Петрова как смелого и мужественного, Сидорова как умного и находчивого, но нельзя установить “качество” всех Ивановых, Петровых и Сидоровых, из которых состоит данное население, вместе взятых? Преградой тому выступают следующие обстоятельства:

1) Идеал равенства, точнее, его упрощенное толкование. Из идеи равенства людей в нравственном, правовом и политическом отношениях делается неявный вывод об их равенстве во всех других отношениях. Следовательно, если один народ (население) “качественнее” другого, то это, будто бы, подрывает тезис об их равенстве. Такое равенство выглядит как одинаковость всех людей, что противоречит фактам действительности. Идея равенства стала популярной в массах потому, что была призвана смягчить, уменьшить реально существующие различия между людьми.

2) Расизм. Доказывание различного качества населения вполне возможно вызовет обвинения в расизме. Опасения получить такое обвинение вынуждает исследователей закрывать глаза на очевидные факты. Однако расизм не имеет прямого отношения к данной проблеме. В пределах одной и той же расы (и не только белой) существовали и ныне действуют народы, одни из которых могут быть отнесены к “историческим”, другие к “неисторическим”.

3) Идеологии государств. По самой своей сути идеология любого государства никогда не признает ущербности своего населения в сравнении с населением других государств. Напротив, пропагандисты стремятся представить историю страны по возможности более древней, как будто, в древности находят аргументы своего мнимого величия. Жалкие попытки представить данную страну эпицентром мировой культуры не только унижают население, но и мешают понять его.

Но даже эти преграды не могут скрыть актуальности проблемы качества населения. Политическая независимость государств Латинской Америки, завоёванная в первой половине XIX века, не сделала многих из них экономическими “тиграми”. Желанная политическая независимость десятков стран Азии и Африки, полученная в 40-е - 60-е г. г. XX века, не привела к не менее желанному процветанию населения, кроме “элиты”. Бывшие союзные советские республики также не блещут успехами. Причину ищут в действиях политиков, что само по себе, конечно, верно. Однако не менее верно было бы изучить состояние населения, из которого произошли политики. Большинству населения, видимо, недоступно понимание простого факта: чванливый, жуликоватый чинуша - это лишь одна сторона медали. На другой стороне медали - трусливый, холуйствующий обыватель, живущий по принципу “моя хата с краю, я ничего не знаю”. Как писал русский философ В.С.Соловьёв, "…качество правительствующих деятелей зависит от качеств того общества, из которого они выходят, и, следовательно, самым надёжным путём улучшения представляется перевоспитание общества... для такого перевоспитания необходимы уже готовые воспитатели, а их-то, вероятно, и недостаёт". Практика прозябания “независимых” государств указывает на некую характеристику населения, выражаемую известными словами: каждый народ заслуживает то правительство, которое он имеет.

В философии качество понимается как непосредственно чувственно данная реальность. Внешне качество обнаруживается через свойства. Применительно к населению свойства приобретают вид стереотипов поведения, присущих большинству членов общества. Поэтому качество населения можно определить следующим образом: совокупность типичных для большинства населения признаков поведения. Один из наиболее явных признаков - активность населения. Насколько активно население, таково и его качество.

Активность населения не уподобляется рефлекторной активности животного, она обладает определённым смыслом. Имеется в виду не столько смысл жизни индивида, сколько смысл существования большой социальной группы, к которой принадлежит индивид, и смысл существования общества, одним из элементов которого является социальная группа. Отсюда и более конкретное определение: качество населения - это его способность к самоорганизации и самореализации, к полноценной жизни. Во внешне политическом аспекте качество населения проявляется в способности к защите от агрессии других государств, а также в защите от чрезмерного культурного влияния других народов.

Несмотря на разнообразие исторических судеб и особенности культур, представляется возможным выделить некоторые общие для всех населений критерии качества.

1) Состояние здоровья большинства населения. Больной человек явно уступает в “качестве” здоровому, поскольку он недостаточно активен. Кто часто и подолгу болеет, тот мало живёт и трудится. Медицинская статистика способна дать впечатляющую картину количества больных, потерянные дни, недели, месяцы и годы пассивного существования, а также экономические потери государств.

2) Уровень реального образования большинства населения. Под образованием имеется в виду не обладание “аттестатами зрелости” и дипломами, а способность к творчеству в любой области общественной жизни, способность решать проблемы и преодолевать трудности. С этой точки зрения количество формально образованных и их фактическое количество не всегда совпадают. Социология образования в принципе могла бы установить разницу между этими величинами.

3) Уровень развития науки и техники. История науки и техники свидетельствует, население каких стран совершало открытия и изобретения, изменивших облик мира и жизнь отдельной семьи. Ничто не продвигало человечество так далеко вперёд, как научные открытия и технические изобретения. Они изменили за несколько столетий образ жизни миллионов людей, которые должны бы быть благодарны учёным и изобретателям. История науки техники также свидетельствует, что некоторые народы, точнее, населения, внесли крайне скромный вклад в научно-технический прогресс, а вклад иных равен нулю.

4) Ментальность населения. Ментальность - устойчивый и типичный для большинства населения образ чувств, мыслей и поведения. Причина той или иной ментальности - тайна велика. Возможно, она кроется во взаимодействии наследственности и культуры. Некоторые черты ментальности вошли в поговорку: французы галантны, итальянцы темпераментны, немцы пунктуальны, англичане консервативны, американцы деловиты, японцы самоотверженны. Но русские ленивы, нелюбопытны (А.С.Пушкин), в России много дураков и плохих дорог, а где два украинца, там три гетмана... Если норманнская версия истории Руси верна и наши предки, действительно приглашали норманнов править собой, это объяснит многие факты в поведении потомков.

5) Самовоспроизводство родной культуры. На протяжении столетий контакты носителей различных культур приводили к заимствованию образцов культур других наций и рас. Это нормальное явление взаимообогащения культур. Иногда любовь к родине не позволяет предпочесть чужое, пусть даже лучшее, своему родному. Благодаря патриотизму развивается или сохраняется родная культура. Так, например, несмотря на преимущества метрической системы мер, предложенной французами, англичане даже на пороге XXI века не отказались от своих футов, фунтов, унций, ярдов и миль. Для сравнения: когда-то в России были пальцы, локти, аршины, пуды и версты.

Отрицательные последствия культурных контактов сказываются в тех случаях, когда культура одного населения подавляет культуру другого. Это выражается в угасании национальных традиций, обычаев, верований, праздников и др. В XVIII веке самобытность русской культуры подверглась влиянию культуры Германии (главным образом Пруссии), в XIX веке - культуре Франции, в XX веке - Англии и США. Насаждалось всё иноземное: одежда, причёски, парики, музыка, стереотипы поведения, техника, экономические теории, политические институты, речевые обороты и т.д. Украинская культура подверглась ещё большему влиянию культуры Польши. Качество населения проявилось в поведении его наиболее активной части. Сладострастно топтали родное и пресмыкались пред иноземным дворяне, предприниматели, учёные, журналисты, деятели литературы и искусства, спортсмены и другие категории населения. По этому поводу Ф.М.Достоевский писал: "Наши западники – это такой народ, что сегодня трубят во все трубы с чрезвычайным злорадством и торжеством о том, что у нас нет ни науки, ни здравого смысла, ни терпения, ни уменья; что нам дано только ползти за Европой, ей подражать во всём рабски и, в видах европейской опеки, преступно даже и думать о собственной нашей самостоятельности". Атрофия воли к самостоятельной жизни породила у восточных славян логику подражания: всё отечественное - плохое, все иноземное - хорошее, следовательно, чтобы шагать вровень с веком, надо делать всё, как “у них”. Придворные идеологи раболепствовали перед зарубежной культурой, процесс упадка родных культур они представляли движением по пути прогресса, “подтягиванием” до уровня передовых культур. И всё это с непременным оголением верхней челюсти, означающей улыбку пресмыкателей (улыбка тоже заимствована у американцев). "Чи готовий ти до Хєллоуину"? – вопрошает "бигборд" одессита. Непонятно, почему гражданин Украины должен отмечать американский праздник, а москвичи – ирландский праздник святого Патрика.

Пресмыкательство перед чужой культурой особенно хорошо видна на примере языка. Простой факт массового изучения иностранных языков в учебных заведениях свидетельствует об ущербности национального сознания, поскольку другая страна наш язык (да ещё за государственный счёт!) не изучает. Если “им” наш язык не нужен, а нам “их” язык необходим, то “они” важнее нас. В то же время данное неравенство - лишь часть более сложной проблемы. Иностранные языки проникают в языки более слабых субъектов культуры и вытесняют языки национальные.

Подсчёт заимствований из языка народа А народом Б и, напротив, заимствований из Б народом А даёт красноречивое представление о качестве каждого из народов-населений. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с заменой отечественных слов иностранными. Например, нечто хорошее – “супер”, образ – “имидж”, обноски – "секондхэнд", градоначальник – “мэр”, продавец – “реализатор”, сосиска – “хот дог”, вратарь – “голкипер”, встреча в верхах - “саммит”, беседа только с Вами – “суперэксклюзивное интервью” и т.д. и т.п. Более того, в русском или украинском культурном поле иностранные слова даже конкурируют между собой. Так, например, прекрасные слова “благодетель” и “покровитель” были заменены на “меценат”, которое, в свою очередь, было вытеснено словом “спонсор”. К французскому слову “карта” привыкли как к родному, теперь же в украинском языке оно заменено английским словом “мапа”.

Между тем, в Западной Европе иностранная лексика воспринимается не так покорно, как на востоке континента. Итальянцы не говорят больше “окей”, а произносят родное “си”, не говорят “спич”, а произносят “речь”. Французы называют компьютер “ординатером”, а плейер “балладером”. Во Франции и Польше даже штрафуют государственных служащих за употребление иностранных слов при наличии отечественных аналогов. Группа преподавателей германских вузов начала кампанию за проведение лексической реформы современного немецкого языка. Они призывают исключить слова английского (точнее, американского) происхождения и заменить их на французские аналоги. Один из идеологов кампании заявил: "Мы не считаем США достойным примером для подражания, пока они нарушают международное право…" В конце XX века многие поняли, что “главный” язык мира - угроза национальной самобытности. Но это далеко от нас. Ещё в XIX веке Ф.Тютчев в полемике славянофилов и западников высказался относительно последних так, что лучше и не сказать:

Напрасный труд - нет, их не вразумишь,-

Чем либеральней, тем они пошлее.

Цивилизация для них – фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней не гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы,

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы.

Прошло более ста лет, а что изменилось?