Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - 1993-1999 / Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - Т. 7. - 1998

.pdf
Скачиваний:
122
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
3.87 Mб
Скачать

Мюнхен. 1927 г.

И.А.ИЛЬИН

Собрание сочинений

И.А.ИЛИН

Собрание сочинений в десяти томах

Москва •РУССКАЯ КНИГА1998

И.А.ИЛЬИН

Собрание сочинений Том седьмой

Москва •РУССКАЯ КНИГА 1998

УДК 1/14 ББК 87.3 И 46

Составление и комментарии Ю. Т. Лисицы

Художник Л. Ф. Шкапов

Ильин И. А.

И 46 Собрание сочинений: В 10 т. Т. 7/Сосг. и коммент. Ю. Т. Лисицы; Худож. JI. Ф. Шканов. — M.: Русская книга, 1998. — 608 е., 1 ил. портр.

В том вошли лекции и брошюры И. А. Ильина, посвященные анализу идейной и духовной сущности большевизма и коммунизма как общемировых явлений, разоблачению античеловеческой политики большевиков в советском государстве, перспективам и путям строительства новой России. Большинство предлагаемых работ публикуется на русском языке впервые.

0301030000 - 009

 

 

 

УДК 1/14

И

M - 105 (03) 97 6 / о 6 -

 

ISBN5

-

268

-

01393

-

9

общ.

ББК 87.3

ISBN5

-

268

-

01427

-

7

(т. 7)

 

©Лисица Ю. Т., 1998 г., составление и комментарии.

©Шканов Л. Ф., 1998 г., оформление.

ОБОЛЬШЕВИЗМЕ

ИКОММУНИЗМЕ

БОЛЬШЕВИЗМ И КРИЗИС СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

1

Всегда и везде правосознание составляет реальную и священную основу общественного бытия и государства. Трудно себе представить человека, начисто лишенного правосознания. Каждый, кто бы он ни был, обладает правосознанием совершенно независимо от того, знает он об этом или нет, умеет дорожить этим своим духовным наследием или относится к нему с пренебрежением; — его имеет каждый, кто живет и знает, что кроме него есть на свете и другие люди. Ибо право есть незримо присутствующая и объективно существующая грань, отделяющая один живой человеческий дух от другого и в то же время соединяющая их.

Люди, как правило, не замечают правосознания и не воспитывают в себе его правильный духовный ритм, вследствие чего оно часто кажется им беспочвенным и бессильным, легко утрачивает свою истинную цель, пульс его жизни нарушается, а дух становится жертвою дурных страстей. Духовно же здоровому человеку свойственно явное убеждение в том, что во взаимоотношениях людей можно и должно различать объективно верное поведение от объективно неверного, т. е. что на самом деле существует объективно действующая и праведная грань человеческой свободы, которая определяет, что должно, что можно, чего нельзя в плане человеческих желаний и возможностей. Ощущение, пусть даже смутное, этой объективно действующей грани, диктуемое собственным опытом, есть первичный феномен правосознания.

Если подходить к этому ощущению осмотрительно и внимательно, постоянно и с толком превращать его в данность, подкреплять и упражнять его, то зарождается своего рода духовная функция, которую можно назвать правовою совестью, или голосом здорового, нормального правосознания. Нетрудно догадаться, что право созна-

7

И. А. ИЛЬИН

ние в человеке наличествует всегда; что данные его имеют определенное, стойкое содержание; что оно имеет волевую природу; что из-за своей предметности оно облекается в форму единой высшей цели и как своеобразный духовный опыт обладает верной, соответствующей ему структурой духовного акта, которая при овладении ею ведет исследователя прямо к исследуемому предмету.

Вся общественная жизнь — сознательно или бессознательно — пронизана и движима правосознанием, посредством его связуется и реализуется; ибо в стихии правосознания осуществляется любой заработок и любая покупка, равно как и клевета, измена Родине и гражданская война; хотя патриотический подвиг и подлое преступление далеко не равнозначны. Значит, перед каждым человеком, перед любым народом и перед всем человечеством стоит задача — выработать в себе нормальное правосознание и сделать это на основе полной отдачи себя объективной правовой целесообразности, на основе духовно-автономного самообладания, на основе твердых убеждений, правильных понятий о чести, свободе и справедливости. Бывают времена, когда и все общество,

игосударство делают в этом направлении большие сдвиги. Но беда, если этот процесс остается лишь внешним

иповерхностным, если он не закрепляется в глубинах души, на том фундаменте ее, который и есть иррациональная духовность человека, или если эта неосознанная духовность охвачена смутой либо разложением! Тогда между поверхностной гражданской цивилизацией и глубокой политической культурой появляется трещина; правовая жизнь мелеет, формализуется и сводится к чисто внешним процедурам и механизмам. От поколения к поколению передается все более вырождающийся правовой опыт; человек привыкает воспринимать право как нечто внешнее, формальное, насильственное; постепенно утрачивается уважение и доверие к праву; а если и ведется борьба за право, то не за содержательную и предметную справедливость, а за внешнее навязывание своей власти и упрочение своего влияния. Тогда правовая жизнь вырождается, лишается своей духовности, развенчивается, теряет свой чистый источник, свою основу

исвою воспитывающую и дисциплинирующую мощь

8

О БОЛЬШЕВИЗМЕ И КОММУНИЗМЕ

Право остается без духовного наполнения и живительной силы, постепенно превращается в свирепую власть и дезорганизующее насилие.

2

Примерно по такому пути двигался и сегодняшний кризис правосознания, который придется сполна испытать и выстрадать России, да и другим народам. Исторически этот кризис связан с процессом секуляризации всей духовной культуры и с угасанием в ней религиозного духа.

Такое в мировой истории наблюдается уже не в первый раз. Когда разложение язычества достигло известного апогея, зашатались основы античного правосознания; римской государственности тоже пришлось пройти трагический период длительной смуты, волнений, гражданских войн, бессилия перед напором варваров. Религиозная беспочвенность неизбежно привела к духовной и этической беспринципности; индифферентизм вылился в крайний нигилизм, способствуя во всем открытой агрессивности. Религиозно-беспочвенное правосознание оказалось неспособным поддерживать общественный порядок и монументальную государственность Рима.

Но в этом явном распаде античного, civitas1 уже закладывались основы нового религиозного опыта, на котором суждено было взрасти и окрепнуть новому, христианскому, правосознанию. Христианская религия учила новому отношению к Богу и к людям. Она, во-первых, вызывала живое единение с Божеством в акте совершенной любви Божией; и во-вторых, живое единение с ближним в акте совершенной бо го чтимой человеческой любви. Однако во всем этом не было непосредственного учения о праве и государстве, законе и суде, субъекте права и его общественном положении; более того — все эти понятия как бы отодвигались на задний план и в концепциях первых столетий отчасти как бы даже игнорировались. И тем не менее христианское откровение внесло в мир совестливый, глубокий, чистый, религиоз- но-этический дух; а искреннее самостояние и пребывание в этом духе привело человека к особому пониманию мира, сограждан, права и государственности. В челове-

9

Соседние файлы в папке Ильин И.А. - Собрание сочинений в 10 т. - 1993-1999