Неоконченная война
.pdf462
большие — до 75% — потери живой силы и почти 100% автомобильной и бронированной техники.
Ежедневные диверсии, теракты, обстрелы с января по сентябрь 2001 года стали причиной гибели почти 200 во еннослужащих и милиционеров и более 100 чеченцев, со трудничавших с местной властью. Масхадов издал приказ уничтожать каждого, кто согласился служить в МВД Чеч ни и других правоохранительных органах.
Со стороны НВФ «смертельные» расценки составляли: автомобиль с людьми — $300, бронетранспортер— $500, танк— $1000. На тот момент, за время контртеррористи ческой операции (с осени 1999 года) в Чечне погибли 4450 военнослужащих и более 12 500 получили ранения. За этот же период боевики потеряли почти 14 тысяч человек уби тыми и более 29 тысяч ранеными.
За три года «среднесуточные» потери ФС составили 4— 5 человек. Для 45-тысячной Объединенной группировки войск это вроде бы немного. Но если посмотреть на эти потери под другим углом — 1,5 тыс. убитых бойцов в год — это слишком большой урон. На первый взгляд, у федераль ной группировки и по личному составу, и по боевой тех нике имелось полное превосходство над боевиками — в живой силе более чем 20-кратное, по танкам, бронетранс портерам, самолетам и вертолетам — абсолютное. Однако это превосходство федералов над боевиками лишь чисто математическое. Если называть вещи своими именами, то можно признать: группировка ФС находилась в условиях настоящей партизанской войны. Бандиты использовали все «классические» способы ее ведения — от подсыпания отравы в питьевые источники до внезапных ударов по ме стам дислокации федеральных частей.
На тот момент де-факто у Масхадова «под ружьем» на ходились две крупные группировки: одна — скрывавшаяся в горах, другая — растворившаяся среди мирного гооодского и сельского населения.
Основные силы масхадовской армии располагались в горной и предгорной местности Чечни на хорошо замас кированных базах, откуда бандиты совершали вылазки к
463
войсковым гарнизонам, обходя блокпосты мелкими груп пами, а затем сливаясь в отряды в условленном месте.
С начала второй чеченской кампании блокпосты были костью в горле масхадовцев (поскольку перехватывали основные дороги и тактически выгодные позиции). Но в связи с тем что «мирные чеченцы» жаловались Кадырову и его правительству на поборы у блокпостов, количество этих «крепостей» на дорогах по согласованию с Генштабом было решено уполовинить (вместо того чтобы навести порядок среди рэкетиров с автоматами). Это был царский подарок бандитам, которые уже вскоре нагрянули в Шали, а затем и в Аргун мимо развалин бывших блокпостов и уда рили по местному гарнизону. В общей сложности было убито 14 мирных жителей. В тот же период «кривая» по терь среди федералов пошла вверх именно в тех местах, где блокпосты были сняты.
Осенью именно вторая группировка масхадовцев дава ла боевикам огромное тактическое преимущество перед федералами, подразделения которых постоянно находи лись на виду.
Что же касается «конкурентов» Масхадова — Басаева и Хаттаба, — то, по данным разведки, им на тот момент под чинялось более 40 полевых командиров — членов «высше го военного меджлиса Шуры (совета)», чьи отряды дей ствовали против российских войск и МВД на семи основ ных направлениях. Себя Басаев назначил главой Шуры. Его прямой заместитель (аналог «начальника штаба») Хат таб координировал направления и сектора действий раз розненных банд.
За Западное направление басаевско-хаттабовских «шуриков» отвечал известный террорист, 31-летний Рамзан Ахмадов, отряд которого в 150 штыков действовал в ос новном в Ачхой-Мартановском районе и в западной части Грозного. Диверсионные группы Ахмадова действовали также в Курчалоевском, Шалинском и Гудермесском райо нах. Ахмадову, в свою очередь, подчинялся отряд Бекшаева (позывной «Русланбек») под Шаами-Юртом и группы Кири, Хуссейна и Умарова.
На Южном направлении, в Урус-Мартановском районе и западной части Шатойского района действовало от
464
60 до 80 боевиков Асламбека Абдулхаджиева. Ему подчи нялись отряды Абдурахмана в 40—50 человек в урочище Танги-Чу и Джамбулата в Урус-Мартане. Этим кочующим группам принадлежало авторство терактов в Шалинском районе.
На Центральном направлении орудовали друг Барае ва — гражданин Саудовской Аравии Абу Дар и более 200 бандитов. В зону ответственности террористов входили районы Шали, Аргуна, селения Майртуп и юго-восточной части Грозного. Так, в Аргуне на федеральные подразделе ния нападали боевики командира Ассадулы, а в Грозном было сосредоточено около ста бандитов амира Нурдина (позывной «Стадион»).
За Веденское направление, предгорную часть Шалинского района, север Веденского ущелья, селения Старые Атаги и Ярыш-марды перед Басаевым отвечали полевые командиры Хамзат с 40 боевиками и Абу Якуб, которому подчинялось более 30 бандитов.
Северо-Восточное направление, главным образом Гудер мес и его окрестности, курировал Абу Умар. Среди 60 его боевиков подавляющее число составляли ваххабиты, сре ди которых было много иностранцев.
На Северном направлении, в том числе в районах Тол стой-Юрта, Джалки действовало около 30 арабских наем ников Абу Фатыя. Диверсии устраивались группами «Джамаат» до 15 боевиков.
Наконец, на Юго-Восточном направлении, под НожайЮртом, на востоке Веденского и Курчалоевского районов, по данным разведки, федеральным силам противостояло около 200 боевиков. В Веденском ущелье с 35 бандитами засел Абдул аль-Валид по кличке Измарай, которому Хат таб присвоил звание «подполковника» и назначил «замес тителем командира батальона». В Ножай-Юртовском рай оне диверсии устраивали боевики Хамбиева и Эльдарова, а также несколько групп из отрядов Хамзата и араба Аб- дул-Малика. Под Ведено обосновалось около 30 боевиков убитого Ширвани Басаева. В юго-восточных районах бан диты вели себя довольно пассивно, ограничиваясь наблю дением за действиями воинских подразделений, совершен ствованием системы управления разрозненными форми-
465
рованиями, а также оборудованием новых и восстановле нием разрушенных базовых лагерей.
Хроника террористической партизанщины
С конца лета 2000 года боевые действия в Чечне со сто роны бандформирований обрели черты партизанщины, щедро разбавленной терроризмом и уголовщиной. Армия же, по словам К. Мяло (75), чье присутствие и функции в Чечне с окончанием, как уверяло политическое и военное руководство, если не самой «контртеррористической опе рации», то войсковой ее части (а согласно удивительному заявлению Сергея Ястржембского, война в Чечне вообще «закончилась еще в марте 2000 года с боями под Комсо мольским»), чем дальше, тем становились более непонят ными, неизбежно начала превращаться в точку фокусиро вания всех накопленных населением в ходе войны отри цательных эмоций. А весь сценарий начинал — если не бук вально, то в основных чертах — напоминать сценарий 1995—1996 годов, с его диалектикой превращения победы в поражение и отторжения армии искусственно возбужда емой и «благородно негодующей» общественностью. В первую очередь, той, что комфортабельно и безбедно про живает в Москве и стоит у кормила СМИ.
Верно, что в 2000—2001 годы никто не объявлял фор мального моратория, превращавшего солдат в дичь для боевиков. Однако вынужденные и, возможно, неловкие действия армии (неловкие по определению, ибо по при роде своей она предназначена для войсковых операций в боях с четко названным противником) в той ситуации диф фузной диверсионно-террористической войны, в которой она оказалась, превратились в объект пристрастного и жесткого мониторинга. В сущности, ее искусственно ста вили в положение невозможного выбора: либо, по образ цу эпохи моратория, бездействовать, множа число жертв как среди военнослужащих, так и среди гражданского на селения (разумеется, «благородное негодование» обще ственности было бы гарантировано и в этом случае); либо всё-таки пытаться отвечать ударом на удар. Статистика же диверсионных ударов угрожающе возрастала.
466
Слово — хронике.
4 августа 2000 г. А. Масхадов распорядился призвать в ряды вооруженных формирований подростков с тринад цати лет. В тот же день, в результате проведения специ альной операции в Шаройском районе Чечни, был блоки рован и уничтожен направлявшийся в сторону российскогрузинской границы крупный отряд иностранных наемни ков. Их командир А. Зурка взят в плен.
Первый заместитель начальника генерального штаба РФ В. Манилов заявил, что за время проведения контртер рористической операции в Чечне было уничтожено 14 тысяч террористов. В ходе специальной части операции ликвидировано свыше 500—600 чеченских сепаратистов, более 2 тыс. добровольно сложили оружие. Задержаны и освобождены по амнистии около двухсот бывших участ ников бандформирований.
По мнению генерал-полковника В. Манилова, в начале войны федеральным силам на Северном Кавказе противо стояла хорошо укомплектованная, вооруженная, экипиро ванная армия, численность которой составляла пример но 26 тыс. человек. Потери федеральной стороны с 2 авгу ста 1999 года составили 2585 военнослужащих (из них 1666 — Минобороны) убитыми и 7505 (4607 — Миноборо ны) ранеными. Две с половиной тысячи раненных воен нослужащих вернулись в строй.
8 августа близ селения Самашки на радиоуправляемом фугасе подорвались два автомобиля федеральных войск. Погибли два военнослужащих, еще четверо получили ра нения. На окраине Урус-Мартана на управляемом фугасе подорвался бронетранспортер внутренних войск. В резуль тате завязавшегося затем боя были смертельно ранены двое военнослужащих и 12 получили ранения.
10 августа бандформирования совершили не менее 15 нападений и обстрелов позиций и колонн федеральных сил в Грозном, Шали, Гудермесе и Наурском районе. В рай оне селения Алхун в Ингушетии (!) произошел бой между подразделениями федеральных войск и чеченскими бое виками. Имеются жертвы с обеих сторон.
14 августа начальник ГУБОП МВД РФ М. Ваничкин за явил, что 20 наиболее известных из 90 командиров неза-
467
конных вооруженных формирований, воюющих в настоя щее время в Чечне против федеральных сил, арестованы
инаходятся в следственных изоляторах. По его словам, часть командиров уничтожена в ходе боев.
3 сентября первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ В. Манилов заявил, что между затуханием актив ных боевых действий в Чечне и резким обострением ситу ации в Центральной Азии «имеется прямая связь». Он от метил, что террористы действуют по единому сценарию,
иподчеркнул необходимость принятия срочных мер для ликвидации нового очага международного терроризма. Манилов напомнил, что события последних месяцев под тверждают существование «дуги напряженности»: Косо во — Чечня — Курдистан — Афганистан — Синьцзян-Уйгур- ский автономный район — южные Филиппины.
14 сентября в Чечне произошло самое крупное за пос ледние месяцы боевое столкновение в районе населенно го пункта Урус-Мартан. Уничтожено пять боевиков, погиб ли четыре военнослужащих федеральных сил, девять по лучили ранения. Впоследствии на месте столкновения был обнаружен блиндаж с оборудованными огневыми позици ями для миномета и стрелков.
16 сентября: «В светлое время суток все районные отде лы внутренних дел Грозного, кроме Ленинского района, были обстреляны чеченскими боевиками из автоматичес кого оружия. По некоторым из них «работали» снайперы...
При прочесывании леса в районе Грозного — Новые Ата ги обнаружено три фугаса, предназначенных для подрыва воинских колонн, крупнокалиберный танковый пулемет, а также два автомобиля».
18 сентября «ударные вертолеты уничтожили в минув шие сутки три базы боевиков. Блокпосты федеральных сил обстреливались в минувшие сутки семь раз. Боевики про должают оборудование складов с оружием, боеприпасами, продовольствием в труднодоступных горных районах с Целью подготовки к зиме. Бандформирования полностью перешли к тактике партизанской войны, избегают прямо го столкновения с федеральными войсками и действуют из засад с последующим немедленным и организованным отходом». В этот же день верховный шариатский суд Чеч-
468
ни принял решение об отстранении А. Масхадова от дол жности президента республики. Решение принято в связи «с признанием факта виновности Масхадова в развязыва нии военных действий на территории Чечни».
20 сентября: «Авиаудары по позициям боевиков нано сили вертолеты армейской авиации Ми-24. Действия фе деральных сил поддержала также артиллерия. Вертолет, оснащенный тепловизором, обнаружил 18 целей (места скопления боевиков, базы, передвижения отдельных групп экстремистов), по которым были нанесены авиационные и артиллерийские удары...»
22 сентября артиллерия федеральных сил нанесла се рию массированных ударов по позициям боевиков в гор но-лесистой местности Ножай-Юртовского и Веденского районов. В этих районах, по оценке военного командова ния, находилось до тысячи экстремистов, в том числе боль шое количество наемников. В райцентре Шали удалось предотвратить крупный теракт. В городе был обнаружен автомобиль «Жигули», начиненный 100 кг взрывчатки. Всего за сутки в различных районах Чечни саперами об наружено и обезврежено более 20 мощных фугасов, уста новленных боевиками. Федеральные силы потеряли за неделю в Чечне 19 человек убитыми, 51 военнослужащий ранен.
По данным заместителя начальника Генштаба Валерия Манилова, с 23 по 30 сентября потери составили 20 чело век погибшими и 48 ранеными. Потери не намного мень шие еженедельных потерь ОКСВ в Афганистане, да и фе деральных сил России в тот период, когда ее руководство, по причинам весьма туманного свойства, еще не считало нужным прикрывать реально идущие боевые действия риторикой «окончания войны».
29 сентября в ближайшее окружение главы временной администрации Чечни А. Кадырова вошел один из самых известных сторонников независимости Чечни «бригадный генерал» С. Ямадаев, занимавший при А. Масхадове один из ключевых постов.
5 октября вечером личный состав Назрановского погранотряда обнаружил группу из 9 боевиков, двигавшихся на север от горы Тихкорт. По ним был нанесен артилле-
469
Примечание: потери боевой техники во второй войне даны по состоянию на 23 мая 2000 г.
рийский удар. В районах Ведено, Аргун, Ножай-Юрт, Кучали группы боевиков до 30 человек обстреляли мирных жителей и подразделения федеральных войск.
12 октября в Грозном у здания Октябрьского райотдела внутренних дел был взорван УАЗ-469, в результате чего 12 человек погибли и еще 20 получили ранения. Представи тели официальной чеченской администрации расценива ли случившееся как теракт со стороны боевиков, направ ленный на устрашение чеченцев, лояльных к федеральным властям.
16 октября пограничники Назрановского отряда на склоне горы Тихкорт обнаружили группу из 50 боевиков, двигавшихся от российской границы в сторону Ингуше тии. По бандитам был открыт огонь, и они отошли на тер риторию Грузии. Военный комендант Чечни Иван Баби чев заявил, что «сокращение Объединенной группировки войск начнется только после полного разгрома экстреми стов и создания условий, при которых их повторное появ ление станет невозможным». На следующую ночь в Веден ском районе были подорваны 9 фугасов, вследствие чего были уничтожены две машины внутренних войск МВД и ранены 8 милиционеров.
18 октября в том же Веденском районе боевики совер шили 11 подрывов, при этом были взорваны два автомо-
470
биля внутренних войск. На протяжении только одних су ток позиции и объекты федеральных сил обстреливались 19 раз. Погибли четверо и ранены семь военнослужащих.
26 октября президент РФ Владимир Путин заявил, что главная часть задач, которые были поставлены при нача ле проведения антитеррористической операции в Чечне, выполнена.
Ответной репликой заявлению президента РФ 29 октяб ря прогремел взрыв в селе Чири-Юрт; вследствие подры ва радиоуправляемого фугаса погибли 2 работницы кафе
и5 сотрудников СОБРа Приморского края, 5 милиционе ров были ранены. Боевики также обстреляли комендату ры и блокпосты в Ленинском, Октябрьском и Заводском районах Грозного и расположение МЧС. В Старопромысловском районе Грозного у блокпоста федеральных сил взорваны фугасы.
10 ноября первый заместитель министра внутренних дел Владимир Козлов заявил, что МВД известны более 130 зарубежных неправительственных организаций, фондов
иобществ, прямо (!) или косвенно поддерживающих бое виков.
Вывод напрашивается очевидный: речь шла не о дей ствиях «разрозненных групп боевиков», огрызающихся
впредсмертной агонии, а о хорошо организованной и в значительной части направляемой и всесторонне подпи тываемой из-за рубежа диверсионно-террористической войне. Которую, кстати сказать, именно уже само это ко личество руководящих зарубежных центров не позволя ет считать в полном смысле слова партизанской, ибо пос ледняя, в основном, все-таки опирается на национальные силы.
20 ноября, в тот день, когда боевики совершили напа дение на колонну ОМОНа из Карачаево-Черкессии (погиб ли 6, ранены 11 военнослужащих), президент Путин, выс тупая на сборах руководящего состава ВС РФ и словно на прочь позабыв о том, что было им сказано 26 октября, поставил перед военными задачу — «полностью ликвиди ровать бандформирования и их базы». А также указал на «непростительные потери», назвав общее число погибших с начала контртеррористической операции: 2600 человек.
471
27 ноября чеченские боевики совершили двадцать на падений на позиции российских войск в Чечне, в резуль тате которых семь российских военнослужащих погибли и более десяти получили ранения. Артиллерийским об стрелам подверглись базы боевиков в Итум-Калинском, Веденском, Ножай-Юртовском и Курчалойском районах.
8 декабря 2000 г. в Гудермесе в результате взрыва фугаса двое сотрудников чеченского республиканского ОМОНа погибли, трое получили тяжелые ранения. Утром у здания, где размещается РУБОП, подорвал себя террорист. Тяже лое ранение получила местная жительница, которая затем скончалась в больнице.
9 декабря 2000 года на восточной окраине Алхан-Юрта взорвался автомобиль «Москвич». Когда на месте проис шествия собралась толпа, в машине сработало второе взрывное устройство. Погибли 22 человека, 52 получили ранения.
11декабря в селе Бачи-Юрт в собственном доме застре лен один из охранников главы администрации республи ки Ахмада Кадырова.
12декабря вертолеты Ми-24 армейской авиации унич тожили два опорных пункта боевиков, нанесли три удара по скоплениям экстремистов в Ножай-Юртовском райо не. Федеральная артиллерия нанесла удары по местам скоп ления боевиков в Шалинском, Урус-Мартановском, Курчалоевском, Веденском, Ножай-Юртовском и Ачхой-Марта- новском районах.
13декабря в результате спецоперации сотрудники МВД
вселении Серноводск (Сунженский район) освободили Двух российских солдат, которые 2 декабря были похище ны с территории своей воинской части, расположенной в пригороде Владикавказа.
По данным российских военных, с 1 по 7 января 2001 года боевики более 170 раз обстреливали позиции феде ральных войск. 8 января российская авиация неоднократ но наносила ракетно-бомбовые удары по предполагаемым позициям сепаратистов в Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни.
9 января 2001 г. в станице Каргалинская вместе с 17-лет- ним сыном убит начальник поселкового отделения мили-
