Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

422

0 размахе развернутой западной прессой кампании сви­ детельствует передовица венской «Kurier», так отзывающей­ ся о «русском Иване»: «Цинизм из арсенала нечеловека, на который существует только один ответ: санкции, санкции, санкции». В связи с этим, чтобы в России не «оскорбляли» Гитлера, следует напомнить, что Гитлер считал русских «только» «низшими человеками». А вот подобного пошиба «демократы» считают их вообще «нечеловеками».

Всамой Чечне А. Масхадов сформировал специальный отряд идеологической обработки и пропаганды, «воору­ женный» фальшивыми документами, лживыми кино-, фото-, видеоматериалами. Отряд создан в рамках спецо­ перации «Лифт» для обслуживания так называемых «сво­ бодных журналистов», работающих в районах дислокации бандформирований.

Вто же время, по сообщению информированных ис­ точников, близких к финансовым кругам, участвовавшим

вДавосском форуме, стало известно о факте перевода в Россию около 1,5 млрд долларов для оказания «гуманитар­ ной помощи населению Чечни». По данным этого же ис­ точника, деньги были предназначены для лоббирования интересов чеченских боевиков в российских СМИ. Осо­ бый интерес у организаторов предпринятой акции вызва­ ли государственные и лояльные Кремлю СМИ.

Бои за Комсомольское

1 марта отряд чеченских боевиков из формирования полевого командира Руслана Гелаева занял селение Ком­ сомольское в 10 км юго-восточнее Урус-Мартана. По заяв­ лению чеченской стороны, формированиям, вырвавшим­ ся из Шатоя, «удалось отойти на подготовленные базы». (Кстати, до сих пор никто из официальных лиц не объяс­ нил, как в уже многократно «зачищенном» селе оказались прекрасные укрепрайоны, доты и дзоты, соединенные между собой подземными ходами.)

Первый раз бандиты попытались спуститься с гор в Комсомольское еще 29 февраля в предрассветные часы

423

по руслу лежащей в глубоком ущелье пересохшей реки. Группа из 13 человек была обнаружена и обстреляна. Пятерых боевиков сидевшая сверху пехота уничтожила сразу. Одного из пленных удалось «разговорить». Он со­ общил, что из-под Шатоя в эти горы перекочевала банда в 500 человек, что «арабы вместе с Хаттабом ушли кудато на восток» и что все полевые командиры — «козлы», а «особенно — Нуратдин», скрывшийся во время боя с ку­ чей их общих баксов.

Около четырех часов 5 марта Гелаев повел в Комсо­ мольское уже крупную банду в сотни штыков. Одна груп­ па боевиков, сбив стоящий на лесистых скатах ущелья гранатометный взвод, сразу пошла на село. А другая на­ правлялась сбить еще один мотострелковый взвод с дру­ гой высоты. Собравшись в кулак, боевики применили обычную для них тактику — крупным отрядом наваливать­ ся на какой-нибудь один взводный опорный пункт. Сот­ ня, а то и больше бандитов, встав в рост, беспрерывно поливали огнем окопы ФС, не давая поднять головы. А еще человек 50 под этим прикрытием ползли в гору. «Много, очень много», — были последние слова погибше­ го на горе командира взвода. Шедшие на подмогу пехоте разведгруппа и танк попали в засаду.

Танк был подбит из РПГ и потерял ход, а сразу же поте­ рявшую пятерых ранеными разведку боевики оттеснили назад. Четыре часа бандиты пытались всеми способами, вплоть до расстрела «мухами», склонить экипаж танка к сдаче. Не удалось. Но не удалось, к сожалению, и спасти экипаж. Минометный огонь лишь на время отгонял бан­ дитов от танка.

Спешившие на помощь еще один Т-72 и разведгруппа во главе с ротным капитаном Александром П-вым также угодили в засаду. «Коробочка» подорвалась на фугасе, а разведчики, вступив в бой с превосходящими силами про­ тивника, так и не смогли освободить танк.

Когда все-таки пехота пробилась к танку, было поздно. Лейтенант Александр Луценко вызвал на себя огонь артил­ лерии, но боевики все же сумели подобраться к танку, по­ дорвать и открыть люки. Александра и его наводчика-опе­ ратора зверски убили, механика-водителя увели с собой.

424

Днем 5 марта, чтобы блокировать боевиков в Комсо­ мольском, к селу отовсюду потянулись войска. Прихватив пожитки, его спешно покидали мирные жители. Окруже­ ние уплотнялось и последующие двое суток.

Участник боев командир мотострелкового полка вспо­ минает:

«С октября, как нас ввели в Чечню, у меня было трид­ цать пять человек потерь, а еще тридцать два солдата я потерял в Комсомольском. В самом начале «чехи» прорва­ ли десантников и в упор расстреляли мой взвод гранато­ метчиков. А потом я потерял два танковых экипажа. Воло­ сы до сих пор дыбом стоят... Мы стояли сверху, в предго­ рье, пытались не пустить подкрепление «духов» в село. Сначала я один экипаж послал на подмогу, его подожгли, второй пошел — тоже сгорел, как свечка. Ребята огонь на себя вызвали. И все... В прошлую войну они менее злые были, что ли, а сейчас перли волнами, как в психическую атаку шли! Мы их прямой наводкой лупим, а они идут и идут. Когда отбились с трудом, сто пятьдесят их трупов нашли».

Тем временем зажатые в Аргунском ущелье бандформи­ рования Басаева и Хаттаба предпринимали отчаянные уси­ лия прорвать кольцо блокирования. Федеральным силам пришлось отражать атаки боевиков в направлении селе­ ний Комсомольское и Гойское. По словам командующего Центральной группировкой ФС генерал-лейтенанта В. Булгакова, отряды Басаева и Хаттаба лишились самых выгодных в тактическом отношении оборонительных по­ зиций. «Они взяты в кольцо, и наша основная задача — добить их», — заявил Булгаков.

7—8 марта в Урус-Мартановском районе отряды боеви­ ков предприняли попытку прорыва из окружения у насе­ ленных пунктов Улус-Керт и Сельментаузен. Основным эффективным средством сдерживания боевиков была и на этот раз авиация и артиллерия. За сутки авиация совер­ шила 89 боевых вылетов.

Ударом с воздуха в Веденском районе были уничтоже­ ны взлетно-посадочная полоса и спортивный самолет, на

425

котором планирова­ ли покинуть терри­ торию республики «видные» чеченские лидеры.

8 марта были обез­ врежены 22 боевика «элитного» подразде­ ления «Борз» («Волк») под коман­ дованием X. Исламова. Этот отряд был известен своей жес­ токостью и ненавис­ тью по отношению к российским военнос­ лужащим. У селения Сельментаузен 73 бо­ евика из отряда Хат­ таба с оружием в ру­ ках сдались в плен.

По словам командую­ щего Восточной группировкой гене­ рал-майора С. Мака­ рова, 30 боевиков

привел в расположе­

Один из многих..

ние ФС их полевой

 

командир М. Адаев.

 

Он также сообщил, где еще находятся более 40 тяжелора­ неных его подчиненных, которые не в силах прийти сами. Кроме автоматов, у боевиков были изъяты 3 КамАЗа с зе­ нитными установками и армейский тягач.

По словам министра обороны России И. Сергеева, чис­ ленность бандитов, осуществлявших прорыв из окруже­ ния, составляла от 2 до 3 с половиной тыс. человек. По словам и.о. командующего ОГВ на Северном Кавказе гене­ рал-полковника Г. Трошева, в ходе ожесточенных боев с бандитами, зажатыми в Аргунском ущелье, «в принципе

удалось разбить банду Басаева и Хаттаба». Однако части

426

боевиков все же удалось прорвать оборону и выйти из ок­ ружения в очередной раз.

8ходе военной операции в Чечне ФС в течение пер­ вых недель марта 2000 г. понесли значительные потери (272 убитыми). Первый заместитель начальника Геншта­ ба ВС РФ обнародовал данные на 10 марта о потерях ФС на Северном Кавказе — как в Чечне, так и в Дагестане.

Всего со 2 августа 1999 года по 10 марта 2000 года феде­ ральные силы потеряли убитыми 1836 военнослужащих и 4984 были ранены. Потери Минобороны — 1244 убитых и 3031 раненых. Потери МВД — 552 убитых и 1953 ранены. Непосредственно за время проведения операции на тер­ ритории Чечни, то есть с 1 октября 1999 года, потери ФС составили — 1556 убитых и 3997 раненых.

9марта командование федеральных войск в Чечне объя­ вило, что армия и внутренние войска «установили полный контроль над Аргунским ущельем, начиная от села Комсо­ мольское и вплоть до грузинской границы». Тем не менее на 12 марта бои продолжались как за селение Комсомоль­ ское Урус-Мартановского района (у входа в Аргунское уще­ лье), так и у населенных пунктов Улус-Керт и Сельментаузен. Несмотря на значительные потери, Гелаев принял решение держать оборону до конца.

11 марта поддерживаемые армейской артиллерией, тан­ ками и вертолетами части внутренних войск продвинулись

вглубь Комсомольского. В плен сдались два китайца-наем­ ника, заявившие, что «приехали поработать в Чечню по­ варами — приобщиться к кавказской кухне». К этому вре­ мени ожесточенные бои за Комсомольское шли уже вто­ рую неделю. Все это время командование ФС чуть ли не ежедневно заверяло прессу, что село будет взято в ближай­ шие дни, а то и часы, что основные силы уже истреблены и в огневом котле остались какие-то десятки бандитов. А потом вдруг оказывалось, что их в селении уже сотни и они пытаются контратаковать...

Схожая ситуация имела место и с прорывом шатойской группировки Хаттаба в Веденский район. С) дя по военным сводкам, она тоже была «блокирована», «уничтожена и рассеяна». Тем не менее нашла возможность вновь сгруп-

427

дароваться и нанести удар по позициям трагически погибшей шестой роты.

* * *

15 марта боевики Гелаева в Комсомольском продолжа­ ли отчаянно сопротивляться. Напряженность уличных беев достигла апогея. С наступлением темноты федераль­ ные подразделения закрепились в занятых домах и с рас­ светом вновь атаковали. В ходе боя в плен был взят индус, который на вопрос, как он оказался в рядах боевиков, со­ общил, что «в Дели к нему подошли бандиты и потребова­ ли денег», а у него их «не оказалось».

16 марта на южной окраине Комсомольского ФС было поставлено управляемое минное поле. Последовало заяв­ ление командования, что «боевиков так прижали в цент­ ре села, что они могут начать прорываться даже через сто­ ящую здесь армаду техники». О том, насколько «плотно блокировали» и «прижали» боевиков, свидетельствует сле­ дующее интервью, взятое тогда же у одного из них:

— Как вы смогли выйти из Комсомольского, если войс­ ка образовали живой щит вокруг села?

Лема: Ночью, конечно. Солдат стоит на посту, идет ар­ тобстрел — это свои стреляют в солдата. Солдат стоит и всего боится: ему жить хочется. В нашем случае солдат си­ дел под деревом, потому что обстрел был очень сильный. Мы шли в десяти метрах от него.

— Вы уверены, что солдат вас видел? Ночь все-таки...

Лема: Уверен, видел. Он молча передернул затвор, и мы тоже в ответ. Обменялись «приветствиями» и разошлись Я понимаю это так: солдат знал, что если он выстрелит, мы его тут же убьем. А солдату эта война как таковая не нуж­ на — ему выжить надо.

— Уточните: вы вышли из Комсомольского с оружием? Лема: Конечно, с оружием. Были случаи, шли отрядом

и по 50 человек — мимо солдат, которые нас видели.

- Что происходило в Комсомольском, когда вы там были?

Лема: По селу бьют из всех видов тяжелого оружия. Мирные жители стали заложниками, много погибших.

428

Иногда — штурмы. Наши главные силы в горах, а в Комсо­ мольском — небольшой отряд. Ситуация такая: в селе от­ ряд, дальше кольцо федералов, а вокруг федералов — наши бойцы.

А не рассматривался ли в вашем отряде такой план: раз из-за вас не выпускают людей из села, включая мальчи­ ков от 10 лет, — то взять и уйти из Комсомольского? И тем самым спасти село от уничтожения?

Лема: Хотели сначала, но потом такой возможности уже не было

Почему? Вы ведь смогли выйти? А людей с собой не взяли...

Лема: Люди не идут с нами, боятся смерти. Мы ведь дви­ гаемся ночью, без гарантий.

Хорошо, из Комсомольского выбрались. А дальше? Лема: Пройти ночью посты — нет проблем. Но о дета­

лях я говорить не буду (81).

16 марта в южных районах Чечни боевые действия пе­ реместились в Шаро-Аргун. Бои шли за контроль над стра­ тегическими высотами в Шаройском районе. 17 марта очаг сопротивления возник в 2 км от села Шаро-Аргун, где бан­ да боевиков численностью около 500 человек (входящая в отряд Хаттаба) заняла несколько господствующих высот

ивела обстрел федеральных сил. Боевики использовали заранее подготовленные позиции и боеприпасы. Со сто­ роны ФС позиции бандитов подверглись ударам авиации

иартиллерии.

18 марта в Комсомольском новосибирский отряд спец­ наза «Рысь», возглавляемый подполковником Юрием Широкоступом, взял штурмом больницу, вернее, ее фун­ дамент, в котором засели боевики. На следующий день, 19 марта, внутренние войска занимают дом за домом. Боеви­ ки, которым уже не на что надеяться — в их руках остается лишь два десятка домов в центре села, — тем не менее про­ должали воевать; стараясь не обнаруживать себя, стреля­ ли, пока не рассеялся дым от взрыва танковых выстрелов, и постоянно меняли позиции. В пройденных ФС домах находили десятки трупов боевиков, хоронить которые было уже некому.

429

20 марта федеральные войска покидают горку на юге села. Хотя в Комсомольском еще и звучат выстрелы — вэвэшники добивали в подвалах последних бандитов, опе­ рация практически завершена. Банда Гелаева уничтожена. В ходе операции порядка 400 боевиков уничтожены, 56 взяты в плен или сдались сами. Среди убитых и пленных бандитов много иностранных наемников — арабы, украин­ цы, китайцы. Р. Гелаева и членов его семьи захватить не удалось. А вот как описывает штурм Комсомольского Г. Трошев:

«4 марта одна из таких попыток (прорыва из окруже­ ния. — Прим. авт.) была предпринята отрядом полевого командира Руслана Гелаева, блокированным в районах Дачу-Борзой и Улус-Керт. Бандиты использовали тактику просачивания мелкими группами, в том числе и по руслу реки Гойтан, по пояс в воде. В результате значительной части бандгрупп удалось миновать боевые порядки 503-го полка и прорваться в село Комсомольское.

Как выяснилось, конечной целью было объединение в Комсомольском разрозненных бандгрупп и захват райцен­ тра Урус-Мартан. Гелаев считал, что ему удастся поднять здесь против федеральных сил всех сочувствующих ему чеченцев и затем диктовать свои условия командованию Объединенной группировки.

Уже 5 марта село оказалось в нашем плотном кольце. А сутки спустя подразделения отряда специального назначе­ ния вошли в него. Почти сразу же спецназовцы попали под шквальный огонь и вынуждены были отойти на северную окраину населенного пункта.

Осуществлять общее руководство проведением опера­ ции я поручил исполнявшему тогда обязанности команду­ ющего группировкой «Запад» генерал-майору В. Герасимо­ ву. Непосредственно руководил операцией мой замес­ титель по внутренним войскам генерал-полковник М. Лабунец.

7 марта операция началась. Для ведения боевых дей­ ствий непосредственно в населенном пункте были привле­ чены подразделения Министерства обороны, внутренних войск, МВД, а также отряд специального назначения Ми-

нистерства юстиции. Общая численность «наших» соста­ вила 816 человек. В то же время, как выяснилось впослед­ ствии, федеральным силам противостояло более 1000 (!) бандитов.

Село оказалось хорошо укрепленным в инженерном отношении. Здесь было немало оборудованных по всем правилам военной науки фортификационных сооружений.

Подвалы превращены в доты и выдерживали прямое попадание танкового снаряда. К тому же большинство под­ валов соединялось ходами сообщений, блокированных стальными дверьми. По сути, почти каждый дом был пре­ вращен в крепость, рассчитанную на долгую осаду.

1елаев, осознавая всю безнадежность ситуации, непре­ рывно запрашивал подкреплений. На помощь ему поспе­ шила банда полевого командира Сейфуллы — около 300 человек. Но до Комсомольского она дойти не успела. Уда­ ром артиллерии и авиации банда была разгромлена. Сам Сейфулла получил серьезное ранение и едва спасся.

В частности, не лучшим образом сказалось на управле­ нии частями и подразделениями то, что место для полево­ го пункта управления (ППУ) руководителя операции изна­ чально было выбрано неудачно. С него просматривалась лишь северная часть населенного пункта.

Большие трудности возникали и вследствие неудовлет­ ворительного состояния и неукомплектованности сред­ ствами связи как мелких подразделений, так и оператив­ ного звена. Усугублялось это практически полным отсут­ ствием дисциплины связи. Большинство сведений, незави­ симо от степени их важности, передавалось открытым тек­ стом. Это позволяло боевикам перехватывать информацию и своевременно реагировать на действия войск, а во мно­ гих случаях и упреждать их...

Боевики понесли значительные потери, имели много раненых, однако под страхом плена продолжали упорно сопротивляться, вплоть до того, что даже раненые остава­ лись на позициях.

Но, несмотря ни на что, 14 марта, то есть спустя неде­ лю после начала войсковая часть операции была заверше­ на. Все попытки гелаевцев прорваться из Комсомольского в юго-восточном и юго-западном направлениях были пре-

431

сечены действиями подразделений федеральных сил. Об этом свидетельствовало большое количество убитых на участках прорыва.

Управление отрядами боевиков было полностью нару­ шено, остались лишь мелкие разрозненные группы, кото­ рые уничтожались огнем из танков, огнеметов и стрелко­ вого оружия.

А на следующий день подразделения Министерства обо­ роны, внутренних войск, МВД и Минюста начали тщатель­ ную «зачистку» села. Приходилось буквально выкорчевы­ вать из подвалов и укрытий остатки бандгрупп. Искали Р. Гелаева. О нем все это время поступали самые противоре­ чивые сведения. Прошло сообщение, что он ранен и 16— 17 марта находился в полевом госпитале. Госпиталь разгро­ мили, но Гелаева там не нашли, среди убитых его тоже не обнаружили.

Появлявшаяся периодически информация о том, что бандит ушел из села, опровергалась данными перехвата. Спецназ Р. Гелаева — отряд «Борз» — предпринял попытку вытащить своего командира, сумел на узком участке даже прорваться в прилегающую к селу лесополосу. Но банди­ тов вовремя обнаружили и нанесли мощный огневой удар.

Врезультате «Борз» перестал существовать.

Вночь с 19 на 20 марта остатки бандгрупп предприняли отчаянную попытку прорыва уже в северном направлении. Попали под перекрестный огонь наших подразделений. В этом ночном бою было уничтожено 46 бандитов. Среди них — так называемый помощник министра иностранных дел Ичкерии Билан Мурзабеков» (14).

Весна 2000-го

После разгрома чеченских бандформирований в селе­ ниях Комсомольское и Шаро-Аргун, новый очаг напряжен­ ности возник в Веденском районе Чечни, где находились основные силы боевиков, а также их лидеры А. Масхадов, Ш. Басаев, Хаттаб и другие.

По данным ФС, численность только организованных бандформирований составляла около 2,5 тысячи и еще порядка тысячи было рассеяно среди мирного населения.