Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

502

Вся отработка действий штурмовиков проводилась по ночам, при этом даже на подступах к ДК были выставлены секреты из людей в гражданском — они под какими-либо предлогами тут же заворачивали любопытных и просто прохожих.

В течение 24 и 25 октября руководство контртеррорис­ тического штаба пыталось установить схему размещения в захваченном здании заложников и террористов — выс­ тавленные ими посты, места минирования и т.д. При этом использовались как технические средства — эксперты спец­ служб начали работать в коммуникациях вокруг и под зах­ ваченным зданием с утра четверга, так и наблюдения за­ ходивших туда для переговоров людей.

Особо ценную помощь штабу, как выяснилось позже, оказал один из любителей Мельпомены — сотрудник цент­ рального аппарата ФСБ, почему-то случайно оказавшийся среди зрителей — по телефону он профессионально смог обрисовать ситуацию. В первые часы почти на виду у тер­ рористов он докладывал в штаб об их количестве, воору­ жении, местах закладки взрывчатых веществ. Затем тер­ рористы, заподозрив «бесконтрольную» связь зрительно­ го зала с внешним миром, отобрали у заложников более 500 мобильных телефонов. Однако театрал с Лубянки успел спрятать свой и, до тех пор пока не сел аккумулятор, передавал текстовую информацию, нажимая кнопки теле­ фона чуть ли не пальцами ног.

Окончательный приказ о начале штурма был отдан 25 октября вечером, когда все возможности переговоров ис­ черпали себя. Перед этим попытку завести диалог с тер­ рористами предпринял Евгений Примаков, прибывший вечером в здание ДК. Однако Бараев, уже явно пребывав­ ший в возбужденном состоянии, четко пообещал ему на­ чать убивать заложников с 12.00 субботы.

Рано утром 26 октября Виктор Казанцев, которого пре­ зидент назначил своим уполномоченным на переговорах, связался по телефону с одним из лидеров террористов Абу Бакаром. Но «понимания достичь не удалось» — боевик не только отказался вести какие-либо дальнейшие перегово­ ры о судьбе заложников, но и говорить о возможном осво­ бождении детей.

Первоначально штурмовать здание хотели на рассвете, но время начала атаки скорректировали начатые боевиками расстрелы людей. В полночь внутрь ДК прорвался отец одного из заложников, но был тут же убит преступни­ ками. Одновременно с этим бандиты жестоко избили на­ удившегося в зале мужчину. Спустя час у другого заложника сдали нервы и он бросился бежать вдоль рядов с криками. Женщина-смертница тут же достала пистолет и выс-

504

трелила по молодому человеку, однако промахнулась и попала по заложникам, остававшимся на местах: мужчина получил ранение в затылок, а женщина в бок. Около трех ночи из ДК увезли раненых.

В это время бойцы спецназа уже занимали окончатель­ ные позиции для штурма. В штурме участвовали подразде­ ления «Альфа», «Вымпел» и спецназ внутренних войск. Они разделились на три группы, у каждой из которых были свои цели.

Основная задача лежала на первой группе — в ее обя­ занности входило незаметно пробраться на крышу ДК, запустить газ, а потом уничтожить расположившихся в зале женщин-смертниц с взрывчаткой и бандитов, нахо­ дящихся в других помещениях второго этажа.

Вторая группа должна была заранее проникнуть в под­ вал и, после начала действия газа, зачистить нижний этаж здания и коммуникационные пространства. В обязаннос­ ти третьей, самой многочисленной группы входило про­ рваться в ДК через главный, несколько боковых входов и отверстие в задней стене, расстрелять внешние посты тер­ рористов в фойе, а также провести зачистку помещений первого этажа.

Все спецназовцы заранее повязали на руки большие белые повязки, чтобы в суете боя можно было отличить своих от боевиков.

По словам участников операции, бойцам первой груп­ пы удалось незаметно проникнуть на крышу здания и за­ нять позиции еще за несколько часов до операции. По не­ которым данным, снайперы якобы даже сумели пробрать­ ся в помещения, откуда контролировали зал, взяв терро­ ристок на мушку.

Начался штурм в 05.17, когда спецназовцы стали за­ пускать через вентиляционные шахты специальное не­ рвно-паралитическое вещество. В этот момент несколь­ ко заложников позвонили знакомым и сказали, что в ДК прибывает какой-то газ, однако быстро их речь стала бес­ связной, а потом они и вовсе не смогли ничего вымол­ вить.

Уже через считанные секунды после того, как газ на­ чал действовать, снайперы точными выстрелами в голо-

505

ву уничтожили женщин-смертниц, после чего бойцы в противогазах перешли к уничтожению других бандитов, находившихся в зрительном зале. Один из них был воо­ ружен пулеметом Калашникова, но воспользоваться им не успел, сделав лишь одну неприцельную очередь.

«Я толком не понял, что произошло. Штурм начался, когда мы спали в креслах. Раздались выстрелы, взрывы, а потом резко перехватило горло, — вспоминает заложник Сергей Новиков. —Они (террористы) предупреждали, что, если при стрельбе мы попытаемся укрыться, они взорвут бомбы. Поэтому под кресла никто не лег. Все просто при­ гнулись и закрыли головы руками.

Потом стало нечем дышать. Я не мог и двигаться. Меня словно парализовало. Подумал — все, конец. Потом, не знаю сколько прошло времени, сознание вернулось. Какойто парень в темной форме нес меня на плече. Запомнил, что в другой руке у него длинная винтовка, наверное, он был снайпером».

Газ, использовавшийся спецназом, как рассказывали позже участники штурма, вызывает паралич при первом же вдохе. Концентрацию давали в принципе не опасную для жизни, но «помещение замкнутое, люди за три дня плена физически и морально измотаны, так что за послед­ ствия никто не ручался. Но раз команду дали, ее надо вы­ полнять».

Лишь несколько боевиков, которых почему-то не выру­ бил газ, попытались оказать сопротивление. Но под воз­ действием газа, рассказывают штурмовики, они в основ­ ном попадали в заложников, находившихся вокруг. С тер­ рористами в зале было покончено в течение пяти-десяти минут.

Женщин-шахидок, которые так и остались сидеть в креслах, добили выстрелами в затылок.

«Добивали всех, на ком была взрывчатка, — рассказыва­ ет альфовец, — потому что люди еще могут отойти или, наоборот, у них начнутся конвульсии. В общем, чтобы слу­ чайно никто не нажал на кнопку, делали контрольные».

506

Параллельно часть спецназовцев разбиралась с терро­ ристами в подсобных помещениях второго этажа, исполь­ зуя шумовые и световые гранаты. Большинство бандитов при этом пребывали уже в бессознательном состоянии, поскольку газ подействовал в первую очередь на тех, кто находился в верхней части здания.

Одновременно третья группа ворвалась в ДК через про­ деланное при помощи взрыва отверстие в задней стене, через окна и двери.

Террористы, располагавшиеся в фойе, в том числе Мовсар Бараев, хоть и были в затуманенном состояние, но, по словам оперативников, успели все же открыть по спецназу огонь из автоматов и даже сделали два выстре­ ла из гранатомета.

В результате один из штурмующих был контужен, а второй — получил ранение в руку. Тут же к зданию двину­ лось несколько бэтээров внутренних войск.

«Пулеметы были заряжены, и нам дали команду стре­ лять по окнам здания, если в них появятся вооруженные люди, — говорили потом стрелки, — но огневая поддержка спецназу не понадобилась. Он справился сам».

Последняя группа первой вступила в бой. Именно она уничтожила Мовсара Бараева — единственного из терро­ ристов, который с начала захвата был без маски.

Кто-то из спецназа потом уже вложил лежащему на полу боевику в руку бутылку коньяка «Хеннесси». Возможно, таким образом они хотели показать «истинное» лицо бор­ ца за веру.

Но трюк не удался — бутылка была пыльной, не распе­ чатанной, да и ваххабит Бараев, как рассказывают знав­ шие его семью люди, предпочитал наркотики.

Главные силы террористов были уничтожены на их боевых позициях: в коридорах, на лестницах и в подсоб­ ных помещениях. Основной бой разгорелся в подсобке клубного буфета.

Всех пытавшихся оказать сопротивление боевиков спецназовцы вначале забрасывали шумовыми и световы­ ми гранатами, а потом расстреливали.

507

Еще одна группа террористов, намеревавшаяся уйти через «черный» выход из ДК, попала в заранее подготов­ ленную засаду.

Террористы умирали быстрее, чем могли стрелять или даже подумать об обороне. Зато они успели подумать о другом. Как сообщил информированный источник, перед смертью они изнасиловали несколько заложниц. По-скот­ ски, с садизмом. В подсобке буфета, где располагался «штаб» Бараева, найдено несколько «свежих» использован­ ных презервативов. Как говорят медики, некоторые жен­ щины обратились не только к психологу, но и к гинекологу.

После боя началась зачистка здания, во время которой раненых террористов добивали, а валявшееся рядом с ними оружие отбрасывали в сторону.

В результате операции, длившейся около 40 минут, были уничтожены большинство членов банды, включая глава­ ря — М. Бараева, и 18 женщин-смертниц. По некоторым сведениям, одну из шахидок взяли живой.

Также были задержаны трое предполагаемых участни­ ков захвата. Один — в здании, а еще двое (пытавшихся затеряться среди журналистов НТВ) — в толпе за оцеп­ лением. Именно они сообщали подельникам о действии спецназа по телефону.

Еще как минимум пара боевиков скрылась, смешав­ шись с заложниками. Причем, как подчеркивал сразу же после штурма замминистра МВД А. Васильев, из здания ДК могло ускользнуть до десятка (!) боевиков. Это объяс­ няется двумя причинами.

Во-первых, спецподразделения ФСБ имели приказ в первую очередь спасти заложников от угрозы взрыва и обезвредить террористов, которые будут рядом с залож­ никами. Эту задачу, как известно, бойцы выполнили с чес­ тью. Приказа же вылавливать спрятавшихся бандитов по закоулкам ДК, готового взорваться в любой момент, у них не было.

Во-вторых, общее боевое обеспечение операции было возложено на подразделения МО и МВД. Иными слова­ ми — на срочников. Из-за нечеткого взаимодействия ве-

508

домств часть террористов в самом деле могла убежать, спрятавшись в подсобках ДК и не пострадав от газа*.

Рассказывает офицер спецназа ФСБ, пострадавший от газа:

«Одного нашего пацана мы нашли лежащим среди за­ ложников. Сразу после штурма. Сначала думали — погиб. Наш доктор кинулся к братишке, а тот ни гугу: пульс про­ щупывается, весь бледный, глаза закрыты. Расстегиваем куртку, снимаем бронежилет... и вдруг Санек захрапел, так причмокивая губами, что мы ему позавидовали. Как потом оказалось, в скоротечном бою осколок от гранаты, брошен­ ный террористом, повредил его противогаз... и боец хва­ тил лишку газа. Хорошо, что не заснул в бою и задачу вы­ полнил. Удивляюсь гражданским докторам. Одних наших бойцов, пострадавших от газа, откачивали в машине, а для других антидот пожалели, закричав на нас, что противо­ ядия заложникам не хватает».

Прямо на месте всем зрителям, 90% которых находи­ лись в бессознательном состоянии, вкалывали веществаантидоты, способные нейтрализовывать действие газа. И м е н н о с этим и было связано большое количество шприцев, валявшихся в здании (изначально утвержда­ лось, будто при помощи них террористы вводили себе наркотики).

---------------------------------------------------------------------------

* Один из организаторов террористического акта на. Дубровке — Иса Джантаев, обвинявшийся не только в терроризме, но также в бандитизме и работорговле, будет уничтожен в ночь на 5 февраля 2003 года в Аргуне при проведении армей­ ским спецназом специальной операции. Тогда же, в начале февраля 2003 г. в Пензе были задержаны трос чеченских боевиков, которые, как сообщил на пресс-конфе­ ренции начальник УВД Пензенской области Александр Гуляков, «принимали непо­ средственное участие в захвате ДК на улице Мельникова в Москве 23—26 октября 2002 года». Причем двое из них якобы находились в здании и успели ускользнуть оттуда непосредственно перед штурмом. Боевики приехали в Пензу с целью «за­ лечь на дно», но были взяты в оперативную разработку сотрудниками МВД и ФСБ. Вроде как были получены серьезные доказательства их причастности к теракту на Дубровке, и боевиков арестовали, а затем передали в Москву для дальнейших след­ ственных мероприятий. Правда, вскоре выяснилось, что милицейские чины малость перегнули палку, и задержанные, хотя и являются самыми настоящими чеченскими боевиками, прямого отношения к дерзкой вылазке террористов на мюзикле «НордОст» все же не имеют.

509

После уколов всех заложников выносили на улицу и складывали рядом с выходом из ДК. Некоторые от дей­ ствия антидотов приходили в себя, но большинство при­ ходилось выносить на руках. Параллельно с эвакуацией людей к работе в здании приступила большая группа са­ перов.

Было обнаружено 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф- 1 и 89 самодельных ручных гранат, большое количество стрелкового оружия, противопехотные гранатометы. Толь­ ко в одном зрительном зале саперам пришлось обезвредить более десятка бомб, закрепленных на телах женщин-смер- тниц. В каждом из поясов было от 800 г до 2 кг пластита и начинка из мелких шариков и обрезков проволоки (при взрыве такого пояса, уничтожается все живое в радиусе 150 метров). В центре зала размещалась железная емкость с 50 кг пластита, а под четырьмя стойками балкона было заложено еще по фугасу. Также бомбы были закреплены под несущие конструкции ДК, а в некоторых местах по­ ставлены мины-растяжки. Всего саперы обнаружили 30 адских машинок*.

Журналистов в здание после штурма не пускали. Ви­ деосъемку для телеканалов вели сами сотрудники ФСБ уже после того, как оттуда эвакуировали заложников. Трупы боевиков оставили. Во-первых, для зрителей, а во-вторых, для судмедэкспертов и прокуроров, которым еще предсто­ ит провести следственные действия в здании.

Чтобы проветрить помещение, спецназовцы выбили стекла и прорезали «окна» в плакате с надписью «НордОст» на фасаде. Саперы работали над трупами, лежащими на сцене, снимая с них «разгрузки». Другие трупы, кото­ рые не успели убрать, лежали в проходах и сидели в крес­ лах. В основном это были женщины. Как рассказывали оперативники, участвовавшие в осмотре, спецназ стрелял не в каждую из них. Некоторые погибли, захлебнувшись в

рвотных массах — рвоту вызвал газ.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Бараевцы таскали взрывчатку в «Норд-Ост» через гей-клуб «Станция-2», совладельцем которого является зять А.Пугачевой — Руслан Байсаров. Глава пре­ зидентской администрации РФ А. Волошин по этому поводу задумчиво сказал: не адо, дескать, нам этот скандал раскручивать, поссоримся с шоу-бизнесом, они нам на выборах отомстят (85).

510

Первых заложников начали выводить и выносить из здания центра минут через 30 после начала спецоперации. Вначале к фойе подъезжали только «скорые» и труповозки, а затем и автобусы. Было задействовано более 100 «ско­ рых», однако их все равно не хватало. Как свидетельству­ ют корреспонденты, работавшие у ДК, трупы и живых в салоны «скорых» забрасывали вместе, а машины отъезжа­ ли после того, как внутри у них не оставалось свободного места.

Отъехав метров на 300—400 от здания центра, «скорые» останавливались на площадке, где пострадавших и трупы наконец сортировали.

«Сюда раненых. Трупы — там», — кричала на санитаров какая-то женщина в испачканном кровью халате. В окна подъехавшей «скорой» были видны чьи-то ноги в оранже­ вых ботинках. Когда двери открылись, оказалось, что внут­ ри нее человек семь лежат вповалку. Крупную женщину вначале бросили на носилки возле черных мешков с по­ гибшими, но потом кто-то из врачей обнаружил у нее пульс. Пострадавшую снова закинули в карету, но уже на носил­ ки, а всех, кто лежал возле нее, в проходе, стали упаковы­ вать в мешки.

Сразу же после штурма заместитель министра внутрен­ них дел Владимир Васильев заявил, что удалось освобо­ дить 750 заложников. По его же словам, во время штур­ ма погибли 34 заложника, потом он сказал, что количе­ ство жертв возросло до ,67. Вечером некоторые врачи (хотя они дали подписку о неразглашении) говорили уже о 90 погибших. Смерть большинства из них наступила не от огнестрельных ранений, а от сердечно-сосудистых патологий, вызванных воздействием нервно-паралити­ ческого газа.

Видимо, чтобы не портить статистику, Владимир Васи­ льев, признавший вместе с руководством страны и ФСБ операцию «блестящей» и поставивший ее участникам «чет­ верку с плюсом», к вечеру поправился, заявив, что в захва­ ченном здании находилось не 750 заложников, как утвер­ ждалось ранее, а около 1000 человек. (В правоохранитель-

511

ных органах успешной операция по освобождению залож­ ников считается, если в ходе нее погибло до 20% захва­ ченных. На момент завершения штурма количество жертв действительно было меньше 20%.)

Один из основателей израильской антитеррористичес­ кой организации А. Хеффец заявил, что «русские специ­ альные службы действовали единственно возможным спо­ собом при штурме здания в Москве. При этом он также отметил, что израильские спецслужбы никогда не приме­ няли газ при штурме зданий с заложниками, и призвал из­ раильскую полицию изучить и перенять опыт московских коллег.

Военные эксперты из США также считают, что полная ликвидация банды М. Бараева стала возможной лишь бла­ годаря применению российскими спецслужбами газа, «не­ похожего ни на один препарат, имеющийся в арсенале антитеррористических подразделений мира».

Рассказывает участник штурма, офицер Центра специ­ ального назначения ФСБ:

«Мы все скрипим зубами и не знаем, что делать с побе­ дой, которую у нас отбирают. Пошли они все на ..., прово­ каторы! Да, мы получаем зарплату за то, что идем на смерть. Но она в десятки раз меньше, чем у наших «суперподготовленных» коллег из Израиля и Америки. Хотя про­ тив нас они просто щенки. А мы жили и будем жить. И дела делать. Мы никогда не жировали, даже в советское время. Нас не перекармливали, хотя в КГБ и платили на 30—50 рублей больше, чем в армии. Но мы всегда могли и можем постоять за Родину. А плачем только тогда, когда хороним своих боевых товарищей. Очень хочется, чтобы кто-то сказал в России: «Смирно!» Надоело жить в бардаке. Как говорится, мягкой тряпкой порядок в семье не наведешь. Так что третий тост за нас будут пить еще не скоро. Но сегодня праздник на нашей улице. И победу у нас никому не отнять...»