Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

302

Уже в начале 1999 года серьезные столкновения в че­ ченском райцентре Урус-Мартан грозили в очередной раз обернуться кровавой гражданской сварой. «Вице-премьер» группировки А. Масхадова Турпал Атгериев тогда объявил об угрозе «государственного переворота», подготовленно­ го «целой армией головорезов» и призвал к «отпору мя­ тежникам». «Мятежниками» были объявлены Ш. Басаев, Х.-П. Исрапилов, А. Бараев и другие бандитские «генера­ лы», ориентировавшиеся на Саудовскую Аравию, в глав­ ную базу которых был превращен Урус-Мартан.

Накануне вторжения в Дагестан Хаттаб и Басаев оконча­ тельно «дожали» Аслана Масхадова, Отбиваясь от оппонен­ тов, Масхадов по инерции размахивал картонным мечом:

«Все, кто пытается внести раскол в нашу религию или сеет чуждую нам идеологию, будут депортированы. И до­ рога для них в Чечню будет закрыта... Я не раз говорил и повторю еще раз: ваххабизм в Чечне не пройдет! Потому что традиционный Ислам не позволяет этого. Ваххабизм вызывает коренное противоречие... Чтобы в Чечне взош­ ли ваххабитские идеи, необходимо сперва уничтожить всех чеченцев. А это никому не удавалось. Поэтому все те день­ ги, что тратят Саудовская Аравия и другие государства для распространения ваххабизма, уйдут в песок».

Летом 1999-го Масхадов обещал публично отмежевать­ ся от Басаева и Хаттаба, называя одного бандитом, а дру­ гого — иностранным наймитом.

Сторонники «чистого» ислама плевали на эти пустые и надоевшие угрозы. Влиятельные полевые командиры к этому времени уже создали параллельные структуры власти — исламскую шуру, шариатский суд. В определен­ ный момент этим органам предстояло заменить существу­ ющую администрацию в Грозном. До того момента Мас­ хадов нужен был лишь как ширма для торга с Москвой и не более того.

Пока же в местных средствах массовой информации противники Масхадова развернули широкую пропаганди­ стскую кампанию, обвиняя «президента» и его сторонни­ ков в предательстве, тайных связях с Кремлем и российс-

303

ними спецслужбами. Бремя несбывшихся надежд придави­ ло Масхадова к земле. Значительная часть населения Чеч­ ни требовала его отставки.

И тогда, чтобы перехватить инициативу, Масхадов в первых числах февраля 1999 года ввел в Чечне шариатс­ кое правление, сумев этим шагом сохранить себя как «пре­ зидента». Однако инициатива осталась в руках «полевых

командиров».

В марте 1999 года «Ичкерию» вновь сотрясали междоу­ собные свары. Выстрелом в спину в Грозном был убит ко­ мандир железнодорожного батальона. Ожесточенная пе­ рестрелка произошла в Гудермесе.

На «общенациональном» сходняке в Грозном, собрав­ шем порядка 50 тыс. человек, Аслан Масхадов открыто назвал имена главных «возмутителей спокойствия», в чис­ ло которых попали и Мовлади Удугов, и Шамиль Басаев, и другие вчерашние «соратники по борьбе». Впервые был назван и адрес одного из финансовых «спонсоров» банди­ тов из конкурирующей группировки — Саудовская Аравия.

16 марта на митинге своих сторонников «президент Ичкерии» Масхадов заявил, что: «чеченскими «полевыми командирами» руководят Израиль и сионистские центры». В тот же день об этом сообщило радио Би-би-си (в 21 час и в 21 час 35 минут по московскому времени). Тут будет уме­ стно процитировать Р. Хасбулатова, согласно которому: «На базарах Чечни убеждены, что все эти полевые коман­ диры — агенты либо Моссада, либо ЦРУ, либо и того и дру­ гого разведсообщества. Это относится и к Хаттабу, и к Ба­ саеву, и к другим бандитам. Никто их за героев не считает.

Кбандитам у любого народа отношение одинаковое».

Вапреле 1999 года так называемый конгресс «Ислам­ ская нация», включавший в себя религиозные организа­ ции Дагестана ваххабитского толка, принял план перво­ очередных мер на весну и лето того же года, который пре­ дусматривал проведение силовых акций на территории

республики.

С апреля по июль были проведены работы по дообору­ дованию оборонительных сооружений в Кадарской зоне.

304

План предполагал не только захват прилегающих к Чечне районов Дагестана, но также и Махачкалы. России устами Хаттаба предъявлялся ультиматум, согласно которому вой­ на на Кавказе могла быть прекращена лишь в случае пол­ ного вывода из региона Российских Вооруженных сил, вслед за чем должно было последовать провозглашение на его территории исламского государства.

Июнь 1999 года был отмечен крупными провокациями банд Хаттаба на административной границе Чечни с Да­ гестаном и Ставропольским краем. Причем бандиты впер­ вые после окончания предыдущей войны атаковали при­ граничные блокпосты с нескольких направлений. В ожес­ точенных ночных перестрелках потери милиции и внут­ ренних войск составили 7 убитых и 14 раненых. Обстре­ лы застав внутренних войск, в том числе из минометов и гранатометов, продолжались и весь июль.

В июне 1999 года произошло еще одно, практически незамеченное, событие: была перекрыта знаменитая «труба» Баку—Новороссийск. Официально считается, что причиной этого стало то, что местные «умельцы» ухит­ рялись «отсасывать» почти 20% всего транзита. Нефть через территорию Дагестана стали перекачивать в же­ лезнодорожные цистерны и гнать в Новороссийск поез­ дом по дороге, положенной в обход Чечни, что, по рас­ четам специалистов, не уступает перекачке по трубам ни по объемам перевозок, ни по экономичности. Для бан­ дитского режима это означало потерю до 400 млн долла­ ров прибыли в год.

Не дремали «бизнесмены» в погонах, продолжавшие упорно и целеустремленно на протяжении 1996—1999 гг. способствовать вооружению бандитов. В 1996 г., по тог­ дашним сводкам Минобороны, потери при формировании

(!) Терека составили лишь по танкам порядка 70 единиц! (Такое впечатление, что формирование шло не поперек, а вдоль, и при этом старательно обходились все мосты.)

При прохождении через Притеречье войска якобы из­ расходовали целый эшелон боеприпасов. (В те дни При­ теречье контролировалось силами антидудаевской оппо-

305

зиции, и федеральные войска прошли через эти районы без единого выстрела.)

Внедрах Военной прокуратуры безмятежно дремлет дело о 83 танках, Т-80, новейшей конструкции, списанных на чеченскую войну. По утверждениям очевидцев, эти тан­ ки присутствовали в Чечне, однако в количестве... 2 (двух) штук! Это не говоря уже о сотнях единиц авиационной техники, списанных за счет все той же войны.

Например, летом 1995 г. на одном из телеканалов про­ звучало сообщение об аферах с авиатехникой. На следую­ щий день «командующий фронтом Ичкерии», «генерал» и

т.д. и т. п. Руслан Гелаев заявил, что «в небе над Бамутом его бойцами сбито около 250 самолетов и вертолетов ар­ мии РФ». Чем не битва за Берлин апреля—мая 1995 года?

Втечение трех лет в Чечню исправно шли бюджетные отчисления под видом заботы о «простом чеченском на­ роде». Бандиты закупали на них оружие и амуницию. В то же самое время кремлевский режим не попытался даже создать в Чечне коалицию пророссийских, оппозицион­ ных бандитам сил.

Вконце 1996 г. руководство антидудаевской оппозиции, наученное горьким опытом Хасавюртовского предатель­ ства, решило сдать без боя дудаевцам свои территории — Притеречье и Урус-Мартан, справедливо опасаясь, что в случае сопротивления придется иметь дело не только с бандформированиями, но ис федеральными войсками.

Одновременно с этим «незамеченными» структурами МВД и ФСБ России и лично С. Степашиным и В. Рушайло оставалось сооружение бандитами на территории Дагес­ тана мощных укреплений и подготовка к вторжению.

По словам К. Мяло, Кадарская зона, в которую вошли крупные села Кара-Махи и Чабан-Махи (другое написание: Карамахи, Чабанмахи), Кадар, Чанкурбе, начала создавать­ ся еще в 1997 году.

Здесь ваххабиты, устранив законную власть, ввели ша­ риатское правление, а для охраны, по сути, отторгаемого от Дагестана анклава круглосуточно дежурили чеченские боевики. Здесь же, с учетом выгодного геополитического положения Дагестана, началась подготовка плацдарма с хорошей диверсионно-террористической базой. Угроза

306

аналогичного развития событий сложилась также в селах Губдеы Карабудахкенского и Кванада Цумадинского райо­ нов, где ваххабиты также попытались взять под свой кон­ троль всю жизнедеятельность этих сел.

Разумеется, обо всем этом не могли не быть информи­ рованы российские спецслужбы, равно как и все соответ­ ствующие эшелоны российской власти. Один из хорошо информированных авторов пишет:

«Информация о стремительном распространении вах­ хабизма в Дагестане, возникновении Кадарской зоны, а также о планах вооруженного отторжения ее летом 1999 го­ да регулярно ложилась на стол руководства российских спецслужб. Однако руководство, кроме информирования верховной власти о данных фактах, никаких действий не предприняло. И это несмотря на то, что вместе с опера­ тивной информацией предлагался комплекс мер по нор­ мализации обстановки в республике Дагестан»*.

--------------------------------------------------------------------------

* Главной из этих предлагаемых мер была поддержка традиционного исла­ ма, ибо, как показали события августа—сентября 1999 года, большая часть населе­ ния Дагестана чувствовала себя глубоко оскорбленной издевательством над верой их отцов и дедов, которую экстремисты обзывали «нечистой». О реакции традици­ онного духовенства, как и об ударе в спину, нанесенном ему решением государст­ венных мужей России от 22 июня 1998 года не считать ваххабизм экстремистским движением, уже говорилось выше. Остается добавить, что всего за год до вторже­ ния Кадарскую зону посетил Сергей Степашин, который, буквально стоя над сетью подземных фортификационных сооружений, благодушно витийствовал на тему о своих приятных впечатлениях.

При взятии горы Чабан среди трофеев федеральных войск оказалась и кассета с видеозаписью этого исторического выступления Степашина — надо думать, оно немало забавляло боевиков. Нельзя не согласиться с К. Мяло, утверждающей, что забавного здесь очень мало, ибо подобный уровень «наивности» должностных лиц высокого ранга подвергает армию опасности, пожалуй, не меньшей, чем прямое предательство. А чего стоит, например, такой факт: на одной из пресс-конференций С. Степашин язвительно высмеял версию о поставке Березовским партии компью­ теров Басаеву в обмен на освобождение нескольких заложников — мол, можно ли себе представить Басаева с компьютером! (Кстати, в Московском институте инже­ неров землеустройства, куда Басаев поступил в 1987 г., его занятия по компьютер­ ной технике вел преподаватель Константин Боровой.)

Кстати, при задержании личного секретаря и переводчика Хаттаба осенью 1999 года при нем как раз и обнаружился ноутбук Черного араба, в котором, как сообща­ ла печать, хранилась вся штабная документация, включая планы боевых операций, дислокацию тренировочных лагерей, инструкции по организации похищения лю­ дей и многое другое, включая данные о московских «спонсорах» чеченских боеви­ ков («АиФ». 1999. № 44).

307

Задержанный 16.07.1999 г. подразделениями ФСБ нахо­ дившийся в федеральном розыске Турпал Атгериев, кро­ вавый след за которым тянулся еще из Первомайского и Кизляра, один из организаторов терактов на территории рф, по личному распоряжению тогдашнего главы прави­ тельства Степашина был освобожден и препровожден в Чечню. В дни, последовавшие за его освобождением, на административной границе со Ставропольским краем от пуль террористов погибло 18 человек.

Тогда же на господствующих высотах в Ботлихском и Цумадинском районах были установлены ретрансляторы для оперативной связи. Жители приграничных с Чечней дагестанских сел стали бить тревогу, ибо в родные места стали наведываться ваххабиты, прошедшие подготовку в лагерях Хаттаба. На встречах они заявляли односель­ чанам о намерении прийти сюда с оружием «всерьез и надолго».

Несколько лет главари ваххабитов упорно готовились к «часу X». Боевики из Чечни стали частыми и регулярны­ ми гостями Кадарской зоны. Хаттаб даже женился на Фатиме Бидаговой, дочери старейшины даргинского села Карамахи, скрепляя политический альянс с дагестански­ ми ваххабитами еще и родственными связями. Этот сим­ волический акт предоставил Аббасу большие возможнос­ ти для вербовки молодых дагестанцев. Здесь, в селении Карамахи, Черный араб организовал специальный центр, в котором обучал местных жителей подрывному и стрел­ ковому делу, проводил занятия по инженерно-саперной подготовке и применению средств связи.

В результате они превратили свои «мирные села» в на­ стоящие крепости с глубокоэшелонированной системой обороны. Каждый дом оборудовался мощными подвалами с бойницами для ведения огня. Были подготовлены доты, подземные ходы сообщений, бомбоубежища, склады боеп­ рипасов, госпиталь и даже тюрьма.

На вооружении ваххабитов находились (помимо грана­ тометов и крупнокалиберных пулеметов) десять спарен­ ных зенитных установок ЗУ-23-2. Снайперы заранее при-

308

стреляли местность новейшими винтовками В-94, ка­ либр — 12,7 мм, позволяющими поражать цель на расстоя­ нии свыше двух километров.

Рельеф местности создавал естественные препятствия на пути атакующих войск: села — на возвышенностях, вок­ руг — ущелья. Как известно из исторических хроник, имен­ но в этих местах были разгромлены войска персидского царя. Эмир Хаттаб намеревался разгромить здесь и войс­ ка московского «царя Бориса».

Вконце июля 1999 года в большинстве диверсионных лагерей Хаттаба состоялся выпуск «молодых специалис­ тов». По некоторым сведениям, незадолго до агрессии Уса­ ма бен Ладен посетил Чечню. Визит проходил в обстанов­ ке строгой секретности. Глава «Аль-Каиды» якобы провел неделю в центральном лагере «Сайд ибн Абу-Вакас», изу­ чил обстановку на месте и одобрил план операции, пред­ ставленный ему Черным арабом.

Вто же время, по сообщению компетентных источни­ ков, бен Ладен Афганистан не покидал — его вполне удов­ летворяла деятельность Хаттаба, его эмиссара на Север­ ном Кавказе. Не исключено, что этот слух был пущен са­ мими террористами для придания себе большего веса.

С мая по июль со стороны чеченских НВФ шла откро­ венная разведка боем. Их лидеры поняли, что на кизлярском и хасавюртском направлениях сосредоточены силь­ ные группировки внутренних войск и милиции. Поэтому основной удар было решено нанести по горному Дагеста­ ну (Ботлих).

При выборе этого направления Хаттаб и Басаев исхо­ дили из следующего: там нет войск и в кратчайшие сроки перегруппировать силы русским не удастся. Жители этих районов во время первой кампании помогали чеченцам, а значит — с радостью примут и бандитов.

Кроме того, удар с тыла в любой момент могут нанес­ ти ваххабиты из Кадарской зоны, где в селах Карамахи и Чабанмахи создана укрепленная база. А по равнине в Но-

309

Чеченский боевик с новейшим русским автоматом

волакский район войдет бандитская группа Надира Хачилаева, усиленная арабскими наемниками.

Надежды, которые Хаттаб и Басаев возлагали на широ комасштабную операцию в Дагестане, были грандиозны - создание единого «исламского, государства на территории Дагестана и Чечни со столицей в «городе Джохара" (Гроз - ном) и выход к Каспийскому морю. В последующем плани - ровалось расширить территорию этого криминального образования за счет республик Северного Кавказа чая куски Ставропольского и Краснодарского краев) и

Поволжья.

310

Но для начала нужно было взять Махачкалу. Сделать то, что не удалось годом раньше Хачилаеву и его людям. Согласно плану, город разделили на зоны ответствен­ ности, которые закрепили за конкретными чеченскими полевыми командирами и главарями дагестанских вахха­ битов.

Чтобы принудить официальные власти капитулиро­ вать, террористы намеревались применить испытанное оружие — брать заложников, причем в наиболее людных местах (аэропорт, автомобильный и железнодорожный вокзалы, базары), а затем, выставив ультиматум, безболез­ ненно сорвать вожделенный плод.

В Махачкалу и ее пригороды отряды террористов дол­ жны были проникнуть из Ботлиха, имея его в качестве оперативной базы. Отдельные отвлекающие маневры на чечено-дагестанской границе, а также диверсионные акты на различных объектах должны были вконец запутать Москву и окончательно лишить политической воли влас­ ти Дагестана.

Впрочем, существует и другая версия этих событий. Хаттаб и Басаев, выполняя волю своих хозяев, должны были дестабилизировать обстановку на Северном Кав­ казе. Им нужно было захватить и удержать часть дагес­ танской территории до зимы. Затем, согласившись на переговоры с определенными лицами из российского руководства, подыграть их «миротворческой деятель­ ности».

Однако операция стала развиваться совсем по другому сценарию.

Неудавшийся блицкриг

Вторжение бандитов на территорию Дагестана факти­ чески началось 1 августа 1999 года, когда с территории Чечни через Снеговой перевал проникла первая большая группа боевиков (численностью около 350—500 человек).

К этому времени в большинстве сел Цумадинского рай­ она уже в течении ряда лет существовали ячейки ваххаби­ тов. В Эчеде в главарях местных экстремистов ходил не­ кто Магомед Магомедрасулов по кличке Мукус, в Сильди —

311

Магомед Ибрагимов, в Кванде — Ангута Магомедов по кличке Аюб.

В некоторых ячейках насчитывалось до нескольких де­ сятков человек. Многие из них приняли участие в боевых действиях на стороне бандитов. (Но большинство жите­ лей района не только не поддержало агрессора, но и ока­ зывало всемерное содействие правительственным войс­ кам. Командир дагестанского СОБРа полковник Арзулум Ильясов рассказывал, что джамааты сел района встреча­ ли их как освободителей.)

К этому времени число районов Дагестана, делегиро­ вавших своих представителей в Шуру, выросло до пятнад­ цати, а число ее членов достигло пятидесяти. При Шуре был создан самозваный Совет алимов (мусульманских уче­ ных), который полностью поддерживал боевиков.

10 августа на заседании Шуры была принята деклара­ ция о создании исламского государства Дагестан и объяв­ лен джихад «для освобождения от вековой российской оккупации». Басаев пообещал поддержать «братский даге­ станский народ» своим «миротворческим корпусом».

Спустившиеся с гор боевики, по сложившейся после Буденновска «традиции», первым делом предприняли штурм районной больницы, но были отбиты сотрудника­ ми РОВД и подразделением 102-й бригады. Им на помощь подоспели бойцы дагестанского СОБРа.

После четырехчасовой перестрелки террористов оттес­ нили от райцентра, а затем по грузовикам, в которых они покидали место боя, нанесли удар из автоматических гра­ натометов. Три из пяти машин были уничтожены. Остав­ шимся боевикам удалось спастись лишь благодаря тому, что У бойцов 102-й бригады заклинило гранатомет.

На следующий день федеральные части дошли до квашнинского моста, за которым среди почти отвесных скал змеей извивается горная дорога. Здесь им пришлось двигаться черепашьим шагом под непрерывным огнем НВФ. Бойцы спешились и образовали своего рода коль­ цо. В центре кольца находилась бронетехника, она вела огонь по позициям бандитов, поддерживая продвижение