Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Неоконченная война

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
29.97 Mб
Скачать

292

Одновременно со сходняком в Карамахи под СерженьЮртом прошел смотр военной бригады «Конгресса наро­ дов Чечни и Дагестана», именующей себя «миротворчес­ кой». «Экспедиционный корпус» чеченских НВФ был го­ тов к активным действиям.

22 июня 1998 года на Старой площади, в здании админи­ страции президента России, прошло заседание обновлен­ ной комиссии при президенте России по противодействию политическому экстремизму. Комиссия пришла к выводу, что «течение ваххабизм не является экстремистским»!

Это был настоящий удар в спину антиваххабитским и пророссийским силам на Северном Кавказе — удар, срав­ ниваемый, пожалуй, лишь с теми, которые горбачевское руководство в свое время наносило сторонникам сохране­ ния СССР в союзных республиках.

И разумеется, подобное не объяснишь одной лишь не­ компетентностью. Речь скорее о другом. Думается, прав в своей оценке Вахит Акаев:

«Тот факт, что ваххабизм, официально запрещенный в Чечне, Ингушетии и оцениваемый как исламский фунда­ ментализм в Дагестане, был в тот момент признан россий­ скими силовыми министрами (на заседании комиссии при­ сутствовали и в ее работе участвовали министр юстиции Крашенинников, директор ФСБ Ковалев, министр внут­ ренних дел Степашин, министр национальностей Сапиро и др.) как течение мирное, неэкстремистское, говорит о том, что это течение нашло поддержку в определенных политических кругах в Москве».

Оставалось устранить одно из главных препятствий — 39-летнего муфтия Дагестана Сайда Мухаммада хаджи Абубакарова, влиятельного и уважаемого человека не только в республике, но и по всему Северному Кавказу, занимав­ шего по отношению к представителям «чистого» ислама жесткую и принципиальную позицию. Это был очень силь­ ный, волевой человек, выходец из древнего знатного рода,

293

авторитет которого, как религиозного деятеля, знатока

Корана был непререкаем.

Муфтий знал, к чему приведет распространение вахха­ бизма в Дагестане. «Как быть, если КамАЗами завозят иде­ ологическую литературу, а ты и брошюру не можешь отпе­ чатать? Они вооружены, а у тебя только одно оружие — слово, убеждение, а у них «зеленые», без счета подбрасы­ ваемые из-за рубежа, а ты «отделен от государства», — го­ ворил он в феврале 1998 года об экспансии ваххабизма в одном из интервью.

Выступая 19 августа на экстренном заседании Госсове­ та, правительства и Народного собрания республики, об­ суждавшем ситуацию с мятежными селами Карамахи и Чабанмахи, муфтий призывал покончить с ваххабизмом. «В противном случае, — заявил муфтий, — религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан». В приня­ том тогда обращении говорилось, что если проблему ре­ лигиозного экстремизма не удастся решить мирным путем, то будет применена сила. В своем последнем интервью, незадолго до гибели, муфтий сказал:

«...Мы — идейные противники. Их учение построено на зыбучем песке. Они отрицают то, во что верили наш^и деды и прадеды. Можно ли осквернять могилы наших предков только потому, что ваххабиты считают, что на кладбищах не должно быть могильных плит? В спорах они ссылаются на авторитет имама Шамиля, создавшего на Кавказе има­ мат — исламское государство. Да, это так. Но имам Шамиль опирался на сподвижников, многие из которых были шей­ хами суфийских орденов и духовными наставниками. А именно против них выступают ваххабиты, утверждая, что истинному мусульманину наставники не нужны, что между ним и Аллахом не должно быть посредников».

21 августа 1998 года жители республики на референду­ ме должны были вынести приговор ваххабизму — к нему призывал их муфтий хаджи Абубакаров. Убийцы и терро­ ристы, рядившиеся в одежды «чистого» ислама, первыми нанесли удар. В тот день Саид Мухаммад хаджи Абубака­ ров, совершив джуму (утренняя пятничная молитва), в

294

12.57вышел из мечети и сел в свой служебный автомобиль.

Вмашине уже находились его младший брат и водитель. Когда автомобиль ГАЗ-3110 подъехал к воротам мечети, прогремел мощный взрыв. «Волгу» буквально разорвало на несколько частей, а тела погибших, по свидетельству медиков, было трудно идентифицировать.

Как было установлено в ходе следствия, муфтий был взорван радиоуправляемой бомбой, закопанной на доро­ ге. Она была изготовлена из 125-миллиметрового осколоч­ но-фугасного артиллерийского снаряда. Специалисты оп­ ределили ее мощность в шесть килограммов гексогена — взрывчатки, в полтора раза более мощной, чем тротил.

Глава МИДа Чечни Мовлади Удугов поспешил «внести ясность» в это дело. По его словам, за убийством муфтия «стоят те силы, которые готовят войну в Дагестане и кото­ рые готовы использовать религиозные разногласия на Се­ верном Кавказе для дестабилизации обстановки в регионе».

Инфраструктура НВФ

Важнейшее условие эффективных действий боевиков — развитая инфраструктура. В период между войнами актив­ но создавалась сеть военных баз (постоянных и перевалоч­ ных), опорных пунктов, складов и зон для размещения руководящего состава.

Базовые районы (БР) бандформирований были хоро­ шо оборудованы в инженерном отношении, имели разви­ тую сеть оборонительных сооружений и находились под прикрытием средств ПВО. На территории каждого БР находился штаб, учебный центр, склады, ремонтные мас­ терские, госпиталь, жилые постройки. Все они были раз­ вернуты в горной Чечне. (Сегодня большая их часть унич­ тожена российскими войсками.)

Базы предназначались для размещения вооруженных формирований, хранения их оружия и имущества. Пере­ валочные базы и пункты являлись промежуточными мес­ тами снабжения боевиков и располагались в основном на равнине.

В юго-восточных и юго-западных районах Чечни, по данным разведки, было оборудовано свыше 60 баз и скла-

295

дов с запасами оружия, боеприпасов, медикаментов, про­ довольствия.

Для обеспечения партизанских действий создавалась целая сеть тайников с материальными и финансовыми средствами. Причем число схронов было настолько вели­ ко, что значительная часть их не обнаружена до сих пор.

С 1996 по 1998 год на территории Чечни были развер­ нуты пять центров радиоразведки. Три из них располага­ лись в Ножай-Юртовском районе, два — в западной части республики. Обслуживающий персонал этих центров со­ ставляли американцы и англичане*. По имеющейся инфор­ мации, в некоторых крупных формированиях в качестве военных советников работали натовские офицеры и ин­ женеры космической связи. Лидеры боевиков имели дос­ туп к данным космической разведки НАТО.

«Особое» положение Чечни позволило масхадовскому режиму, используя информационный беспредел, создать к 1999 году четкую систему управления и связи в интере­ сах функционирования военной машины НВФ.

Органы Госсвязьнадзора в республике практически не действовали, решения правительства РФ в отношении порядка использования радиочастотного спектра, установ­ ленных правил приобретения и ввода в эксплуатацию сис­ тем и средств радиосвязи на территории Чечни не испол­ нялись.

К 1999 году в Чечне была создана широко разветвлен­ ная система связи. Ее основу составили:

сеть сотовой радиосвязи стандарта NMT-450, имею­ щая выход на другие регионы Российской Федерации;

системы связи, основанные на применении радио­ электронных средств ведущих зарубежных фирм («Моторола», «Кенвуд», «Айком» и др.);

---------------------------------------------------------------------------------------

После начала второй кампании, по мерс продвижения войск, оборудование демонтировалось и переправлялось в горные районы. Переводчики подразделений РЭБ отмечали, что неприятель вел переговоры на английском языке с британским и американским произношением. Спецназовцы, воевавшие под селением Мескхеты в декабре 1999 года, утверждали, что среди боевиков были англоязычные европейцы.

296

радиорелейные линии связи;

стационарные и мобильные станции телевещания;

радиосети коротковолновой связи производственнотехнологических структур и международных органи­ заций, например Красного Креста;

информационно-разведывательные радиосети НВФ на базе любительских КВ-радиопередающих средств;

кабельные линии связи;

носимые и мобильные средства радиосвязи, не входя­ щие в состав подвижных систем связи и работающие в УКВ-диапазоне (136-174; 300-350; 390-470 МГц), а также радиотелефоны диапазона 860—960 МГц.

Сеть сотовой подвижной радиосвязи стандарта NMT450 (две базовые станции), одна из которых была разме­ щена в Грозном, сопрягалась с системой сотовой связи Ингушетии. Базовая станция сотовой связи стандарта AMPS, расположенная в Ингушетии, обеспечивала радио­ телефонную связь боевикам, имеющим терминалы этой системы в Чечне. Все это позволяло полевым командирам иметь в радиосетях от 20 до 60 корреспондентов, а в раз­ ведывательно-информационной сети КВ-диапазона — от 60 до 80 активно действующих корреспондентов.

В период с 1996 по 2000 год чеченской стороной было закуплено и получено от различных государств и экстре­ мистских исламских организаций большое количество вооружения и боеприпасов, однако речь идет исключи­ тельно о стрелковом оружии и противотанковых и зенит­ ных ракетных комплексах (например, руководство движе­ ния «Талибан» передало 24 ПЗРК «Stinger»).

На конец 1999 г. НВФ являлись таковыми лишь в свете их общей борьбы с федеральными силами, но никак не в смысле общего руководства.

Основу незаконных вооруженных формирований со­ ставляли отряды полевых командиров, которые проводи­ ли операции самостоятельно, только согласовывая их с Главным штабом. Они объединялись только для более круп­ ных операций.

297

Возможные пути переправки ПЗРК в Чечню

Несмотря на то что численность и организационная структура НВФ постоянно менялись (в зависимости от решаемых задач, конкретной обстановки, наличия сил и средств), представляется возможным проследить общие организационные подходы.

Во главе крупных банд стояли такие лидеры общечечен­ ского уровня, как Басаев, Гелаев, Хаттаб, Бараев, под кон­ тролем которых находились целые отрасли местного «биз­ неса» и значительные участки территории республики. Каждый из них руководил, как правило, 1—2 группировка­ ми, насчитывавшими по 500 и более человек.

Одна группировка предназначалась для ведения боевых действий, вторая (резервная) — для восполнения потерь и плановой замены воюющих.

Обычно через пять-семь дней осуществлялась рота­ ция. Каждая группировка состояла из нескольких отря­ дов численностью от 100 до 150 человек. Руководили от-

298

рядами полевые командиры (амиры). Отряд состоял из трех групп.

Наиболее многочисленная (80—100 человек), хорошо подготовленная и оснащенная, находилась непосредствен­ но при амире в постоянной боевой готовности, часто ме­ няя места дислокации.

Вторая (специальная) дислоцировалась в населенном пункте и подчинялась только командиру отряда. Члены этой группы (20—30 человек) занимались обычной хозяй­ ственной деятельностью, имея за плечами специальную подготовку.

Боевики третьей группы (20—30 человек) проживали в своих населенных пунктах. По приказу амира они прибы­ вали в отряд, выполняли поставленную задачу и возвра­ щались домой. Они могли действовать и самостоятельно, но с согласия командира, а также осуществляли сбор ин­ формации, доставляли необходимые ресурсы к местам боевых действий.

Ядром отряда была боевая группа, состоявшая из 3 взво­ дов (20—25 человек) по 3 отделения (до 10 человек) в каж­ дом. Отделение оснащалось пулеметами (ПК— 1, РПК — 1); РПГ - 1; СВД - 1; автоматами - 6; РПГ - 18 («Муха») - 4-5. Патронами к П К - 1200-1500; к Р П К - 800-1000; к СВД - 150-200; к автомату - 400-500. Гранатами к РПГ - 3 — 6; ручными осколочными — по 4—6 на каждого боеви­ ка; радиостанциями —1—2; биноклями — 2—3; картами мест­ ности — 1—2. Каждый боевик имел также флягу с водой, комплект запасной одежды, плащ-накидку (палатку), спаль­ ный мешок, медикаменты, сухой паек на 5—7 суток.

Кроме того, каждая боевая группа могла иметь 1—2 ДШК или НСВ, 1—2 ПТРК, переносную РСЗО или безоткатное орудие, 1-2 миномета, 1-2 ЗУ, 2-3 ПЗРК.

Для захвата стратегически важных участков террито­ рии и населенных пунктов различные НВФ объединялись в крупные группировки. Например, при подготовке втор­ жения в Дагестан были созданы три вооруженных форми­ рования: центральное (под руководством Шамиля Басае­ ва), северное (Шервани Басаева) и южное (Багаутдина)

299

общей численностью до 3000 боевиков, действовавших в районах н.п. Ботлих, Анди и Гигатли. Структурно форми­ рования делились на батальоны (по 50—70 человек), роты (по 15—20 человек) и взводы (по 5—7 человек).

В целом незаконные вооруженные формирования на конец 1999 года выглядели следующим образом:

Президентская гвардия

Командир — Магомед Хамбиев. Две роты охраны президента. Рота почетного караула.

Всего — около 300 человек.

Вооруженные силы Главный штаб, начальник — Ольхазар Абуев.

Отделы: боевого управления, тыла и транспорта, кад­ ров, службы войск, идеологии и религии.

Батальон управления и обеспечения (Ханкала). Шесть мотострелковых батальонов (около 60 БТРов и

БМП; Северный, Ханкала, Гудермес, Наурская). Танковый полк (около 25 танков; Шали).

Смешанный артиллерийский батальон (3 САУ, 5 РСЗО «Град», 20 орудий калибра выше 100 мм).

Зенитный батальон (15 зенитно-артиллерийских уста­ новок, около 40 ПЗРК).

Саперный батальон. Медицинский батальон.

Разведывательно-диверсионная рота.

Несколько полков территориальной обороны (кадрированные).

Всего — около 2500 человек.

Министерство шариатской безопасности

Министр — Абу Мовсаев.

Департамент шариатской общественной безопасности. Департамент шариатских учреждений исполнения на­

казаний.

1-й исламский полк специального назначения (АлханКала и Ачхой-Мартан).

2-й исламский полк специального назначения (Грозный). Всего — около 1300 человек.

300

Антитеррористический центр

Начальник — бригадный генерал Хункар-Паша Исрапилов. Следственные бригады (Гудермес).

Группа быстрого реагирования (Гудермес). Всего — около 350 человек.

Национальная служба безопасности

Департамент внешней разведки. Департамент контрразведки. Департамент безопасности на транспорте.

Департамент безопасности в промышленности. Отряд специального назначения «Борз». Командир —

Муса Ходжаев.

Всего — около 500 человек.

Министерство внутренних дел

Штаб. Отделы: кадров, криминальной полиции, авто­ мобильной инспекции, пожарной охраны.

Районные отделы.

Всего — около 5000 человек.

Пограничная и таможенная служба

Департамент пограничной охраны и таможенной службы. Всего — около 400 человек.

Налоговая служба

Департамент налоговой службы. Всего — около 100 человек.

Формирования полевых командиров

Отряд Шамиля Басаева и «бригадного генерала» Хасана Долгуева. Ведено, Шали — около 2500 человек. (Долгуев убит в декабре 1999 г.)

Отряд Руслана Хайхороева. Бамут, Ачхой-Мартановский и Сунженский районы — около 500 человек. (Коман­ дир убит в октябре 1999 г.)

Отряд Елхоева. Пригород Бамута — около 50 человек. Отряд Богураева. Ищерская — около 100 человек. Отряд Руслана (Хамзата) Гелаева. Пригород Грозного,

Урус-Мартан, Шатой, Комсомольское, Ачхой-Мар- тан — около 500 человек.

Отряд Салмана Радуева. Гудермес, Новые Гордали око­

ло 600 человек.

 

301

Отряд Вахида Мурдашева

 

и Ямадаевых. Гудермес,

 

Новогрозненский —

 

около 150 человек. (С

 

25 ноября 1999 г. — на

 

стороне федеральных

 

войск.)

 

Отряд Гелисханова. Но-

 

жай-Юртовский рай­

 

он — около 150 чело­

 

век.

 

Отряд Эмира ибн аль-Хат-

 

таба. Сержень-Юрт,

 

Шали, Ведено — около

 

550 человек.

 

Отряд Арби Бараева. Урус-

 

Мартан, Братское —

 

около 200 человек.

 

Отряд Турпал-Али Атгери-

«Полевой командир»

ева. Шелковская — око­

Вахид Мурдашев

ло 200 человек.

 

Отряд Хаташева. Урус-Мартан — около 300 человек. Отряд Магомеда Аслутдинова. Кенхи —около 100 человек. Отряд Абалаева. Зандак — около 150 человек. (С 25 но­

ября 1999 г. — на стороне федеральных войск.)

Формирования самообороны.

Значительное количество отрядов, которые создаются практически в каждом населенном пункте из числа его жителей.

Иностранные наемники и добровольцы.

Граждане Саудовской Аравии, Ливана, Йемена, Катара, Кувейта, Пакистана, Афганистана, Турции, Албании и дру­ гих стран — около 1000 человек.

Подготовка

По признанию Басаева, Чечня перед вторжением от­ рядов боевиков в Дагестан была на грани гражданской войны.