Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кн Черепанова_Заговор народа.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
2.39 Mб
Скачать

Письма избирателям

Трансформация БММ с ориентацией на конкретные группы насе­ления (пенсионеры, врачи, учителя, рабочие завода, жители мик­рорайона, молодежь и т. п.) в полном объеме проявляется в пись­мах. В эффективных письмах непременно «закодированы» эле­менты БММ, оттого они ярко эмоционально окрашены.

Письма могут быть личными и открытыми. Открытые письма, как правило, публикуются в газете, поэтому рассмотрим их ниже, в рубрике обращений и публикаций СМИ.

Личные письма отличаются от открытых писем конкретно­стью адресата. Они обращены к человеку, о котором имеются све­дения в штабе кандидата. Эти сведения могут быть самыми раз­ными: от занимаемой должности до социального уровня. В личном письме кандидат может затронуть какой-нибудь значимый аспект проблем и перевести его в плоскость межличностных отношений, приближая тем самым конкретного избирателя к собственной пер­соне. Через призму личного взаимного интереса кандидат имеет шанс донести до избирателя основные составляющие его БММ.

Письмо, адресованное на имя избирателя, а не безличное, с об­ращением «Дорогой друг», естественно, вызовет больший отклик.

А. А. Максимов справедливо отмечает: «Сейчас можно ска­зать, что прямая адресная рассылка в большинстве регионов Рос­сии не несет ничего принципиально нового для избирателей. В ря­де регионов кандидаты, имеющие неограниченные финансовые и организационные ресурсы, также пытались в ходе губернаторских выборов адресно поздравлять открытками всех избирателей ре­гиона с различными праздниками.

Во время губернаторской избирательной кампании в Туле не­которые женщины получили по четыре и более поздравлений с 8 Марта от различных кандидатов. Возможно, это оказало бы влия­ние на рост общего рейтинга популярности, если бы не выборы. Непосредственно в ходе избирательной кампании такие открытки воспринимались (и справедливо!) как обычный трюк «жирных ко­тов», возжаждавших любви электората, и только злили избирате­лей в условиях массовых невыплат пенсий и зарплат. Кроме того, подводили скверно выполненные факсимиле и общее количество посланий.

Можно пытаться работать с адресными базами данных для выделения специфических социальных, профессиональных и воз­растных групп электората (пенсионеры, родители старшеклассни­ков, члены обществ собаководов и т. п.) либо просто с избирате­лями как людьми. В последнем случае вы презентуете не отдель­ные разделы своей программы, а кандидата как человека, лич­ность, образ. Обычно мы применяли именно «имиджевую» адрес­ную рассылку. В России не верят программам».

Здесь можно было бы подискутировать с автором, потому что в России верят всему, чему хотят верить. И дело здесь, безуслов­но, не в качестве факсимиле и количестве посланий, а в том, что все письма избирателям похожи как близнецы-братья: написаны с одними и теми же «трансовыми наводками» специалистов по нлп.

Как написать воздействующее письмо? На уровне общих (хотя и несколько противоречивых) сентенций, все ясно. «Листовка-письмо, если оно адресовано непосредственно избирателю, имеет на порядок большее воздействие, чем простая программная от­крытка. В ней вы можете не просто поблагодарить избирателя за помощь в выдвижении и поздравить с праздником, но и попросить у него совета, кратко изложить мотивацию к голосованию за свою кандидатуру, сообщить свой телефон и адрес клуба избирателей либо регионального штаба. Другими словами, можете наладить обратную связь, которая при адресном обращении будет более эф­фективной.

Это должно быть не письмо политика, а послание человека человеку. Вам необходимо создать атмосферу доверительности между кандидатом и избирателем, поэтому писать необходимо доступным языком, иллюстрировать взгляды кандидата примера­ми из обычной жизни, поддерживать вечные темы крепкой семьи и взаимопомощи между людьми. Нужно показать избирателю, насколько важны для вас именно его проблемы и его поддержка, поднять его значимость в собственных глазах. Не забудьте в конце послания не просто расписаться в уважении к избирателю, но и пожелать здоровья и успехов ему и его близким. ...Конечно, рабо­тать над «рыбой» текста должны психологи и социологи, опи­рающиеся на результаты опросов, а обрабатывать текст — перво­классный публицист. ... Проблемы могут создать и специалисты, привлеченные в кампанию для осуществления адресной рассылки. Эта проблема — лень при работе с текстами. Сегодня почти каждый из специалистов имеет десятки текстов, применявшихся или гото­вившихся к выборам разных кандидатов в различных регионах. Если текст не прорабатывается персонально, применительно к конкретному кандидату на конкретных выборах, то вы можете получить за свои деньги кальку послания Черномырдина или Ле­бедя на давно минувших выборах. Нетрудно представить, что мо­жет случиться, если кто-то из ваших избирателей склонен хра­нить получаемые от политиков письма и сравнивать их друг с другом.

Другой распространенной ошибкой является неправильное по­зиционирование кандидата. Кандидат оппозиции в своих письмах не должен говорить, как кандидат «партии власти», и наоборот. Фразеология и мотивация должны тщательно выверяться».

Итак, там, где заканчивается действие организационных тех­нологий, и вступает в свои права великий, могучий, правдивый русский язык, советы давать очень трудно. Начнем с выражения «не письмо политика, а послание человека человеку». Если допус­тить, что политик — тоже человек, только особой специализации (а иначе чем он может быть интересен?), то он, естественно, дол­жен говорить с народом (личностью) особым, суггестивным язы­ком. А им, как известно, ни социологи, на психологи, ни публи­цисты, к сожалению, не владеют. Вот и получается, что благими намерениями вымощена дорога к поражению.

Действительно, написать воздействующий текст чрезвычайно сложно, это — каторжная работа. Но невыполнимых задач не су­ществует. Есть только не обнаруженные пока способы их разре­шения.

Как создаются эффективные, экологичные, терапевтические письма? А главное — как они все-таки выглядят? Можно прочи­тать тысячи «технологических» описаний, но лучше все же хотя бы один раз увидеть.

За основу письма удобнее всего брать мифологическую био­графию героя — БММ. Тогда даже «рыба», выполненная штаби­стами-непрофессионалами будет выглядеть вполне пристойно. Хо­тя окончательный вариант может выйти только из-под руки мас­теров. Напомню, что тексты могут воздействовать на 9 носителей языка из 10 только в том случае, если являются полилогами — создаются в группе текстовиков при наличии специальной лин­гвистической программы «Экспертиза текстов внушения».

Итак, предположим, штаб прислал для обработки «рыбу» письма для пенсионеров на основании БММ «Слово и дело Юрия Трутнева». (Кстати, пенсионеры — наиболее благодатная аудито­рия для распространения писем. Они нуждаются во внимании, любят читать и являются едва ли не самыми активными избира­телями). Давайте рассмотрим начальный вариант текста (орфо­графия штабистов):

«Уважаемые пермяки!

В выборах главы города я принимаю участие для того, чтобы лучше, достойнее и увереннее стала жизнь каждого из Вас. Меня поддерживают те, кто хочет жить зная, что на улицах светло и чисто, что цены под контролем, что интересы пермяков есть кому защитить.

Мне мало дела до претензий начальников и заместителей друг к другу, до их жалоб на труднейшие условия и жесточайший де­фицит, средств. Я знаю; деньги в городе есть. Нужен, порядок и та сила, которая использует их разумно и справедливо. Я могу вам помочь. В рамках своей предвыборной кампании я буду зани­маться именно этим. И введением городской надбавки к пенсиям для меня, гораздо важнее чьих-то личных амбиций.

Кандидат на должность главы города

Юрий Трутнев»

Как видим, письмо повторяет некоторые идеи базового текста, но авторы делают это достаточно коряво, мало художественно и чересчур откровенно. Зато ключевая идея кандидата и его коман­ды насчет «раздела денег» попадает прямо в точку «золотого сече­ния».

Латентные признаки текста: 582 звукобуквы, ритмичность низ­кая.

Фоносемантические характеристики: «угрюмый» (11,79), «сильный» (10,31), «суровый» (9,74). Жесткое кодирование, в данном случае, абсолютно не годится для задач «присоединения», вызывает ненужное внутреннее напряжение и недоверие.

Цветовые характеристики: «голубой» (11,11), «коричневый» (1,86), «красный» (1,03).

Естественно, этот вариант подвергся анализу, переработке и конечный вариант, распространявшийся среди населения, выгля­дел уже следующим образом:

Здравствуйте, дорогая Нина Петровна!

Пишу Вам поздно вечером, день был очень трудным, но сде­лать удалось многое. Обращаюсь к Вам прямо, без красивых слов. Это письмо — агитация.

Зовут меня Юрий Трутнев. Я родился и вырос в Ленинском районе, на Разгуляв. В жизни было много всего. И в сложные мо­менты я всегда обращался за советом и поддержкой к родителям. Они научили меня жить своим трудом.

Теперь, как никогда мне необходима помощь старших. Я вступил в предвыборную борьбу за пост главы администрации го­рода. Сделал это только потому, что не увидел среди претендентов человека, способного наладить нашу жизнь. Годы проходят, и ни­чего не меняется... А ведь есть города, где красиво и чисто, бес­платные телефоны и ровные сухие дороги. Там руководители кон­тролируют цены на основные продукты питания. Там сдерживают рост коммунальных платежей. Там свободно в транспорте. Там порядок и светлые улицы...

Чем мы хуже? Мне, председателю областного комитета по на­логам, обидно, что средства городского бюджета расходуются без­дарно, а иногда просто разбазариваются.

Они говорят: «Нет денег...» И по-прежнему сохраняют помой­ки и пустыри, разбитые дороги, темноту, грязь, унизительное су­ществование тысяч людей старшего поколения...

Я знаю: деньги в городе есть. Нет порядка и той силы, кото­рая распределит их разумно и справедливо. Я могу Вам помочь.

Нина Петровна, в первую очередь Вам надо увеличить пенсию за счет «городской надбавки», как в Москве. Ввести постоянный льготный проезд в электричках, пригородных автобусах. Открыть в Вашем районе магазин типа «Ветеран» для пожилых людей с минимальными ценами. Всерьез заняться благоустройством горо­да. Сделать так, чтобы милиция не только дежурила на постах, но и каждый час появлялась в каждом дворе.

Желаю Вам и Вашим близким всего доброго. Пусть все мы будем жить в благополучной и процветающей Перми.

Я буду благодарен, Нина Петровна, если на выборах Вы под­держите меня.

Искренне Ваш, Юрий Трутнев

P.S. (Надеюсь, секретарь правильно разберет мой почерк, и Вы получите это письмо вовремя)».

Этот вариант письма гораздо длиннее (1611 звукобукв), повыси­лась его ритмичность — средняя. Радикально изменились фоносемантические характеристики: «сильный» (19,65), «яркий» (18,06), «возвышенный» (15,55), «суровый» (12,47), «угрюмый» (12,43). Теперь текст ориентирован на мягкое кодирование, дей­ствует успокаивающе, хотя звучит проникновенно.

Цветовые характеристики: «голубой» (6,84), «сиреневый» (6,02), «белый» (4,50), «черный» (2,62), «синий» (1,95), «серый» (1,74), «коричневый» (1,64), «красный» (1,48).

Основная идея — уважение к старшему поколению, доверие к его мнению, желание сделать жизнь лучше. Нестандартно честное начало: «это письмо — агитация», поддержите меня. «Золотое се­чение» (информация, попадающая непосредственно в подсознание) фиксирует основную идею кандидата — найти и поделить деньги, а также повторяет элементы слогана: «сила», «порядок».

В письме есть «присоединение» к местным реалиям и собира­тельный образ врага — «ОНИ».

По свидетельству очевидцев, эти письма не только сохранили, но достают до сих пор в моменты, когда «хочется поплакать», и перечитывают вновь и вновь. И не только малообразованные ста­рушки, но и вполне квалифицированные филологи с научной сте­пенью. Многие приходили с этими письмами в городскую админи­страцию (к большому неудовольствию чиновников).

Следующая трансформация того же письма — письмо-бла­годарность после победы, которое выполняло также функцию под­держки нужного кандидата в губернаторы во втором туре. Здесь уже преемственность образов: отец — сын. Встречаются и повторы, но они намеренны, так как усиливают общую идею. Вообще любой прием (в том числе и повторы) может использоваться сколь угодно раз, если авторы точно знают, какого результата добиваются. В этих письмах нет ничего случайного — математически выверенные тексты, где даже такое, казалось бы, странное словосочетание «ма­газин типа «Ветеран» имеет свои, совершенно определенные кон­нотации и работает на общую художественную правду. Итак, пись­мо-благодарность-поддержка (выбор жанра продиктован насущны­ми задачами):

Дорогая Нина Петровна!

Здравствуйте!

Я рад обратится к Вам еще раз — теперь уже со словами светлой признательности.

Огромное Вам спасибо за доверие! Мы были вместе в эти труд, ные дни. Я победил, потому что обещал это Вам и Вы меня под­держали. Это наша общая победа! Теперь начинается работа.

Я хочу подтвердить свои обещания. Слово мое крепко. Пора на­водить порядок. Деньги в городе есть. Намерен распределить их ра­зумно и справедливо. Я должен помочь Вам, Нина Петровна. По­звольте и мне сохранить за собой право в решающий час обратиться к Вам за помощью. Мудрый родительский совет всегда дорог.

Сегодня я открыто поддерживаю Геннадия Вячеславовича Игумнова, как поддержал он меня в предвыборные дни. Борьба продолжается. Те же люди, которые не смогли прибрать к рукам город, теперь стремятся захватить область. Они не брезгуют ни­чем. Клевета — их главное оружие. Призываю всех честных лю­дей прийти на выборы и отстоять губернию.

От всей души благодарю Вас. Желаю здоровья и благополучия Вам и всем, кого Вы любите.

Ваш Юрий Трутнев.

Латентные признаки текста: 818 звукобукв, ритмичность средняя.

Фоносемантические характеристики: «яркий» (16,88), «радостный» (12,38), «возвышенный» (12,34), «прекрасный» (10,97), «сильный» (10,38), «бодрый» (9,87). Мягкое кодирова­ние.

Цветовые характеристики: «сиреневый» (6,42), «голубой» (4,98), «коричневый» (3,35), «синий» (2,91), «серый» (1,70). «Золотое сечение» (выделено в тексте) работает на главную зада­чу — внедрение «своего» кандидата — Геннадия Игумнова.

Прежде чем привести примеры других писем пенсионерам, «работавшим» в разных регионах и оказавших достаточно боль­шой эффект, приведу некоторые положения из книги Аллана Пи­за и Пола Данна «Язык письма». Для текстовиков, не имеющих опыта работы в терапевтических группах, эти данные могут оказаться очень полезными. Итак, некоторые ключевые принципы создания эффективных писем: