Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кн Черепанова_Заговор народа.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
11.03.2016
Размер:
2.39 Mб
Скачать

С новосельем

Счастливый день Шардиных

13 июня у Татьяны Николаевны Шардиной, жены старшего прапорщика Свердловского ОВД, был день рождения. Ее ждали гости, цветы, сувениры, словом, все как обычно. Но на следую­щий день она получила такой подарок, о котором могла только мечтать. Подарок немного запоздалый, но необыкновенный и бес­ценный. Муж Владимир Александрович положил на ее ладонь ключ. Заветный ключ от новой трехкомнатной квартиры.

Сердце екнуло от счастья. Боже, как долго она ждала этот миг! Не одна, конечно. С мужем и сыновьями. Ждала-мечтала двадцать с лишним лет. Умножьте это на количество дней и ночей в году.

...В далеком семьдесят девятом Владимир Александрович по­шел работать в правоохранительные органы. Тогда же и встал в очередь на жилье. Еще и мальчиков не было, а ведь сейчас Нико­лаю уже 20, а Саше 17 исполнилось. Реальная возможность улуч­шить жилищные условия появилась, когда началось строительст­во муниципального дома по улицы Докучаева, 44. В получении новой квартиры инспектору Шардину оказывало содействие руко­водство Свердловского ОВД. Поначалу предложили квартиру на десятом этаже, но удалось поменять на первый. Тоже не очень удобно. Но Шардины не собирались капризничать.

А вы бы разве отказались! Просторная прихожая — только в футбол гонять.

Ненадолго стало грустно, — вспоминает Татьяна Николаевна, — жаль, что малышки выросли. В самый раз на маленьких вело­сипедах кататься...

Хозяйский осмотр комнат. Обои веселенькие, довольно каче­ственные, можно пока и не менять. Сантехника, конечно, не как у новых русских, но тоже устраивает. В туалетной комнате установ­лена раковина — очень удобно. Вот только панели на кухне и в ванной комнате выкрашены в ядовито-зеленый цвет. Светлый ку­хонный гарнитур — давняя мечта Хозяйки смотреться будет явно диковато. Придется сделать ремонт. «Поднакопим деньжат — и все устроим по своему вкусу!», — так поддержали тогда Татьяну Николаевну.

А прежнюю квартиру надо забыть. Вычеркнуть из памяти сы­рость и холод жизнеспособных стен старой двухэтажки на Бахаревке. Где новенькие обои уже через полгода после ремонта напо­минали гармошку... Все четверо ютились в одной комнате (хотя квартира тоже была трехкомнатной), потому что так было теплее.

В июле Шардины въехали в свою новую квартиру: дом № 44 по улице Докучаева. Это один из немногих, построенных на сред­ства городской администрации. За последние три года очередники получали жилье в домах по улице Свиязева 4, 6, 8. Скоро будут готовы ордера на выдачу квартир по Пушкарской улице 90. Стро­ится дешевого жилья до обидного мало. Взять хотя бы «судьбу» той же новостройки по Докучаева, 44. Этот дом решено построить для своих работников пять лет назад. Но такая задача оказалась для областного УВД не по силам и не по средствам. Долгострой тем временем удручал своим видом горожан, а люди жили ожида­нием новых квартир. И вот в сентябре 1998 года было принято решение передать строительство муниципальному УКСу.

И Дело тронулось с мертвой точки. Первые ордера новоселы получили в декабре 1999 года, во второй подъезд вселились в мар­те 2000 года, а в третий, где как раз и живут Шардины — в авгу­сте. Последний, четвертый, подъезд комиссия приняла 27 октяб­ря, через месяц еще 50 семей очередников станут счастливыми обладателями новых квартир. Администрация города затратила на строительство дома почти 39 миллионов рублей, генеральным подрядчиком выступило АО «Домостроитель». В 229 квартирах поселились работники УВД, строители и дети-сироты.

...Уютно в квартире Шардиных. Так и хочется устроиться в мягком уголке гостиной у телевизора. Или почаевничать на кухне с обаятельной хозяйкой. Кстати, женщиной довольно активной. Потому как не каждый из нас согласиться в наше время стать старшим по подъезду и взять на себя решение многих организа­торских и хозяйственных проблем. А вот Татьяна Николаевна особо не раздумывала. Тем более, пока не работает. Сейчас она со­бирает деньги для обустройства Вахты на площадке первого эта­жа, занята поиском бабушек-вахтеров, в планах — установка до­мофона.

Фоносемантика текста: сильный (26,74), возвышенный (24,34), суровый (24,22), угрюмый (19,7), бодрый (19,3), яркий (15,7), прекрасный (11,23), страшающий (10,4). Ориентация на мягкое кодирование. Средняя длина слова в слогах: 2,51. Ритмичность низкая. Доля высоких звуков: 53,31%.

Цветовые ассоциации: белый (11,42), голубой (10,35), синий (4,69), коричневый (1,38).

Золотое сечение: «Скоро будут готовы ордера на выдачу квартир по Пушкарской».

Как видим, это совершенно обычный журналистский текст. Однако содержание и латентные признаки, включая «золотое се­чение», работают на позитивное «обрамление» образа — такой текст можно публиковать практически без поправок или с мини­мальными (косметическими) изменениями.

Обратимся к следующему тексту, который имеет такую же коммуникативную задачу:

Вариант 2.

ВОЙНА - ХИЖИНАМ!

КАЖДОЙ СЕМЬЕ — ОТДЕЛЬНУЮ КВАРТИРУ

Центр города сегодня достаточно активно застраивается — это трудно не заметить. Ведь новые многоэтажки, претендующие на гордое звание «элитное жилье», растут как грибы. Понятно, что обитателями их становятся в основном удачливые предпринима­тели или высокопоставленные чиновники.

Однако Фортуна может улыбнуться и простому горожанину, всю жизнь прожившему в полуразвалившейся халупе наподобие тех, каких много, например, в Разгуляе: чтобы построить новый дом в центре города, волей-неволей приходится освобождать пло­щадь и сносить ветхое жилье. А значит, жильцам трущоб должны предоставить новую квартиру.

Селиться на окраинах «новые русские» не желают, «элитные» дома там не строят. Значит, уповать жителям окраинных «шанхаев» приходится только на муниципалитет, в многочисленные задачи которого входит также и снос ветхого жилья. Рассчиты­вать на то, что обитатели трущоб решат жилищную проблему са­мостоятельно, купив себе квартиру, нет смысла: проживают в них в основном люди малоимущие, пенсионеры.

Как сообщила начальник отдела по приватизации жилой площади, учету и распределению жилья администрации города Лилия Половодова, сегодня в Перми числится 437 ветхих муни­ципальных домов, требующих сноса. В них живут 5366 семей, 1653 из которых стоят в районных администрациях в очередях на получение нового, современного жилья. Остальные в очередь не спешат, надеясь, что их дома рано или поздно попадут под снос. В противном случае, уверены они, квартиры все равно не дождаться — уж слишком медленно движется очередь.

Приведенные цифры характеризуют состояние дел на первое января 2000 года. За истекшие 10 месяцев ситуация почти не из­менилась — муниципального жилья в этом году еще не сдавалось. Лишь к концу года будет готов к заселению дом по улице Пуш­карской, 90. Квартиры в нем получат 80 семей, обитающих ныне в ветхом жилье и состоящих на учете. В городе существует про­грамма сноса аварийных домов. 29 семей из 120, проживающих в 20 таких зданиях, уже выселены, да 41 семью расселили пред­приятия, строящие так называемое ведомственное жилье. Но, к сожалению эти цифры погоды не делают, с такими темпами про­цесс растянется не на одно десятилетие.

Было время, город строил жилье массово, застраивались це­лые микрорайоны — Парковый, Садовый. Увы, все это осталось в прошлом. В середине 90-х годов не было сдано ни одного муници­пального дома, и лишь в 1998 году строительство жилья для оче­редников возобновилось. Но, как уже говорилось, темпы его крайне неудовлетворительны. Причина известна — недостаток средств, выделяемых на эти цели из городского бюджета.

В управлении капитального строительства администрации го­рода сообщили: под застройку в 2000 году выделены несколько площадок в отдаленных районах — три в Орджоникидзевском и одна в Кировском. На площадках Орджоникидзевского района — на Гайве, в Левшино и на КамГЭСе — могут быть построены око­ло 130 тысяч квадратных метров жилья, которое получат очередники, в том числе и живущие в ветхих домах. Все площадки вы­ставлены на конкурс, и его победители смогут приступить к проектно-изыскательским работам. Но, как говорят сами сотрудники управления, дома могут получиться «золотыми», то есть будут иметь непомерную цену — например, дом на Гайве. В стоимость квадратного метра войдет и стоимость инженерных сетей — водо­провода, канализации, газопровода и прочих коммуникаций. На Гайве их надо строить, что называется, «с нуля», на площадках других микрорайонов они нуждаются в реконструкции. И это — одна из причин того, почему потенциальные застройщики не «идут» в отдаленные районы.

Впрочем, в реконструкции нуждаются и сети в центральных районах города — имеющиеся работают на пределе возможностей. А значит, скоро и в центре не останется площадок, где можно строить жилье с минимальными затратами. Не зайдет ли процесс жилищного строительства в тупик? Наверное, в погоне за решени­ем текущих задач — расселением ветхого жилья, — не нужно за­бывать и о перспективе. Надо строить новые и реконструировать существующие сети. Да, это стоит денег, и немалых. А о том, где их взять, должна позаботиться городская администрация, нового главу которой нам вскоре предстоит выбирать».

Фоносемантика текста: устрашающий (18,32), зловещий (14,77), тяжелый (13,81), угрюмый (10,39). Ориентация на жесткое коди­рование. Средняя длина слова в слогах: 2,71. Ритмичность низ­кая. Доля высоких звуков: 52,80%.

Цветовые ассоциации: голубой (30,41), белый (8,33), синий (4,05). Золотое сечение: «Причина известна — недостаток средств, выде­ляемых на эти цели».

Как видим, случай прямо противоположный первому — кли­нический. Боевой настрой автора совершенно неуместен для ре­шения поставленных целей. Такой текст бесполезно править, его следует просто забраковать.

Обратимся к анализу непосредственно политических материалов.

Если выше речь шла о так называемых «фоновых» сообщениях, то сейчас рассмотрим варианты «цензуры» материалов собственно агитационных. Так, обратимся к одной из предвыборных газет и проанализируем включенные в нее материалы.