Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
smirnov1988_mir_rastenij4.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
13.41 Mб
Скачать

щие вдали от моря, куда уже не достигает влажное дыхание бриза, йода в плодах содержат меньше. Мо ­ жет быть, их нужно подкармливать таким же спосо­ бом, как без успеха пытались проделать с яблонями свердловские биохимики?

А недавно выявились новые сюрпризы, которые приготовил уругвайский пришелец ботаникам. При посадке плантаций старались сажать деревца фейхоа группами, опасаясь, что одиночные деревья станут плохо плодоносить. Каково же было удивление бота­ ников, когда и тут все оказалось вопреки ожиданиям. Изолированные деревья стали давать больше плодов, чем в густых посадках.

Пытаясь расшифровать тайну запаха фейхоа, био­ химики нашли в нем девяносто три летучих компонен­ та. Третью часть с трудом разгадали. Они оказались более или менее знакомыми веществами. И теперь знатоки уверяют, что, кроме запаха ананаса, земля­ ники и лимона, им чудится еще аромат всевозможных других растений, которыми пропитан плод фейхоа, похожий на мелкий муромский огурец.

АРОМАТ АЙВЫ Древним айва была хорошо известна. Историки утверждают, что «яблоко раздора», которое сын тро­ янского царя Париса вручил богине Венере, а та якобы перессорилась со своими соперницами и дело дошло до Троянской войны, было не яблоком, а плодом а й ­ вы. Яблони в то время в Трое еще не росли.

Римляне вовсю разводили айву. У них даже было несколько сортов. А потом на два тысячелетия айву забыли. Яблоня и груша затмили ее. До сих пор айва хо ­ рошо знакома только южанам, что же касается севе­ рян, то они нередко с искренним удивлением взирают на крупные, желтые, с неровной поверхностью плоды, которые изредка завозят на наши северные рынки. Немного похожи на яблоко, слегка — на грушу, чутьчуть — на лимон, а в общем, ни на то, ни на другое, ни на третье. Само деревце невысоко, многоствольно. Иногда это просто куст, который совсем недалеко ушел от своего дикого родича, растущего по сию пору на Кавказе и еще кое-где в южных пределах страны.

Двухтысячелетнее забвение не прошло даром. В айве еще порядочно осталось от дикого прародителя. Современник Мичурина Л. Бербанк однажды взялся переделывать айву на современный лад. Обнаружив в ней массу недочетов, он увлекся и все жалел, что не успеет. Жизнь коротка. Он оставил нечто вроде заве­ щания садоводам завтрашнего дня и писал, что работа с айвой хороша именно тем, что в ней так много недо­ работано...

215

Представим себе, что там может быть недоработа­ но. Во-первых, плоды. Только что снятые с ветки, они тверды, как поленья. Их можно рубить топором. Но если и полежат, мягче не станут. Бывают, конечно, сорта помягче и послаще, но не так часто. И в сравне­ нии с грушами, тающими как масло, или идеальнокруглыми, кумачово-красными яблоками айва явно проигрывает.

Во-вторых, плод айвы еще и вяжет во рту, да так сильно, что в древности (а иной раз и сейчас!) ее ис ­ пользовали как домашнее средство против поноса. К тому же обычно кислота берет верх над сахаром, и, приготовляя айву, приходится вспоминать форму­ лу, которую вывел один знаток: «На один плод айвы нужно взять бочонок сахара и достаточное количество воды».

Эти два недостатка настолько сильно действуют на многих любителей-садоводов, что те начисто отка­ зываются от айвы, предпочитая разводить более попу­ лярную грушу и яблоню. Однако не все поступают столь легкомысленно. На Кавказе почти в каждом сади­ ке есть айва. На Ближнем Востоке она местами вытес­ нила своих сородичей — яблоню и грушу — из боль­ ших садов.

Славный наш Мичурин, почти одновременно с Бер­ банком заинтересовавшийся айвою, пожертвовал пятьдесят лет жизни, чтобы продвинуть ее на север и утвердить в Тамбовской области. А современные м и ­ чуринцы считают за большую удачу вырастить айву у себя на приусадебном участке в Подмосковье и снять в сентябре плодики размером чуть больше грецкого ореха. Наверное, все это неспроста!

Первый козырь у айвы — ее несравненный запах. Бербанк, всю жизнь трудившийся среди тысячи запа­ хов, назвал аромат айвы «неописуемым». А он-то уж понимал толк в этих вещах. Айва сохраняет аромат и во всех вареньях и джемах, которые из плодов гото­ вят. Он так силен, что кусочек плода бросают нароч­ но в яблочный или грушевый джем, если хотят придать ему приятный запах.

Однако аромат айвы обыкновенной ничто по срав­ нению с айвой японской. Стоит внести в комнату один плод, как она вся благоухает. Японцы это учли и айву обычно не едят (плоды слишком кислые), а выращи­ вают именно для создания дома «парфюмерного» уюта. Замечу кстати, что по размеру и весу плоды не так уж малы. Бывают и по четыре килограмма весом.

Японская айва соблазнила профессора Э. Габриэ- лян-Бекетовскую. Она решила скрестить ее с обычной, чтобы японская айва передала гибриду три свои качест­ ва: карликовую форму дерева, огненно-красную окра­ ску цветков и сногсшибательный аромат. Даже «неопи-

216

суемый» аромат обычной айвы, видимо, показался про­ фессору недостаточным. Она опылила шестьсот цвет­ ков, но, к сожалению, ни одной завязи не завяза­ лось.

Второй козырь у айвы не менее значительный. Как ни вари яблочный или сливовый джем, все равно с айвовым его не сравнить. В мякоти айвы гораздо боль­ ше пектиновых веществ, которые обладают желирующими свойствами. Во многих сортах яблок их и вообще почти нет. Только Антоновка да сибирские ранетки д а ­ ют джем крепкий как сыр.

Дело, конечно, не только в товарном виде джема, а в самих пектиновых веществах. Они выводят из орга­ низма человека вредные для всего живого тяжелые металлы: свинец, цинк, уран. Причем действие их в ва ­ реном продукте по сравнению с сырым даже усилено.

Третий козырь айвы в том, что на нее можно при ­ вивать груши и от этого они становятся карликами. Одновременно улучшается вкус плодов и окраска. Да и урожай груша дает не на восьмой год, а на чет­ вертый. Стоит еще раз вспомнить, какую выгоду полу­ чили садоводы, прививая на корни айвы грушу в Алуш­ те в старые годы. Даже Франция стала тогда экспор­ тировать алуштинские груши!

Итак, кажется, ясно: отказываться от айвы никак нельзя. А раз так, нужно исправлять ее недостатки. Вот что успели сделать Бербанк и Мичурин. Бербанк вывел очень вкусный и нежный сорт с привкусом ана­ наса. Его задача, конечно, облегчалась тем, что он ра ­ ботал в Калифорнии, где хорошо растут все субтро­ пические фрукты и не надо сражаться с морозом.

Мичурин трудился в суровом Тамбовском крае с резким и переменчивым климатом. Местные жители пытались сажать айву, и не раз. Но каждый год от­ мерзал весь ствол с ветвями. А в малоснежные зимы с ранними сильными морозами гибли и корни. Чтобы сохранить корни, тамбовские садоводы еще с осени наваливали груды навоза под деревьями.

Мичурин пошел другим путем. Он выписал с Кав­ каза дикую айву, которая росла в горах и была более привычна к холодам, чем культурная. Цветки дикой

айвы

опылил пыльцой

«полукультурки», которую д о ­

был

на Нижней Волге

в одной немецкой колонии.

И та и другая в конце концов вымерзли. Но все же Мичурин успел получить от скрещивания два плода. Он вырастил несколько сеянцев. Они оказались более устойчивы к морозам. Поколение за поколением сме­ нялись в саду. Наконец было получено потомство, которое может зимовать без всякой защиты. Славный садовод режет с ветвей черенки и укореняет их на обычной гряде.

Правда, плоды вышли не очень крупные. Как яйца

217

среднего размера. И формой такие же, а иногда круг­ лые или конусовидные. Но мякоть оказалась сладкой и очень душистой. Деревянистость в ней сохранилась, но в вареном виде плоды были очень вкусны. Самое же главное в том, что можно прививать груши и со­ кращать вдвое время до первого урожая!

Не меньших трудностей стоило утвердить айву и на севере Узбекистана, в Каракалпакии. Прививали айву на айву — побивало цветки морозом. И урожаи удавались редко: раз в три или четыре года. Попыта­ лись использовать как подвой грушу. Почвы в Кара­ калпакии засолены. Айва на них растет плохо, груша гораздо лучше. Привезли уссурийскую грушу с Даль­ него Востока. Сделали прививку. Увы, плоды айвы ста­ ли мелкими и получили явный грушевый привкус, ко ­ торый начисто портил неповторимый айвовый.

Сотрудники местного института отправились в свой сад и стали искать другое дерево. Айва — представи­ тель семейства розоцветных — могла быть привита только на другого члена этого семейства. Привили на боярышник.

Восьмидесятилетние деревья его росли в саду на засоленной почве и не показывали признаков страда­ ния. И грунтовые воды, которые плескались на мет­ ровой глубине, казалось, ему тоже не мешали. При ­ вивка на боярышник разрешила трудную ситуацию. Айва очень скоро начала плодоносить. Уже на второй год появились первые плоды. Они стали в два раза крупнее!

Долгое время селекционерам не удавалось спра­ виться с таким дефектом, как бугорчатая форма пло­ дов. Если бы айву ели сырой с ветки, то можно было бы не обращать внимания на уродливость внешнего в и ­ да. Но для переработки такие плоды явно не годились. Приходилось много срезать лишнего. Больше поло­ вины плода шло в отход. Да и внутренняя конструкция плодов не всегда устраивала: семенные камеры зани­ мали слишком много места.

За исправление дефектов взялась селекционер Никитского ботанического сада К. Дорогобужина. Сотни тысяч всевозможных сеянцев айвы прошли через ее руки. Наконец многолетний труд увенчался победой. Получен сорт Первенец идеально округлой формы с совершенно гладкой поверхностью. Плоды к тому же хорошо хранятся, долго не портятся. Но создательницу этого сорта не удовлетворили результаты. Нужно было еще доработать свое детище.

Текущие дела помешали довести Первенца до кон­ диции. Когда же хватилась, выяснилось, что тысячи деревьев Первенца уже растут по всему Крыму. Садо­ водам новый сорт так понравился, что они тайком его распространили из сада в сад.

218

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]