Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
smirnov1988_mir_rastenij4.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
13.41 Mб
Скачать

ДВЕ РЕДЬКИ НА ОДНУ ЛОШАДЬ

ву заготовок сладких корней отстает ровно наполови­ ну. Мы производим четвертую часть свеклы в мире.

Что касается урожайности, то на первом месте свекла кормовая. С квадратного метра собирают по 10 и даже 15 килограммов корнеплодов (а есть сорта и по 18!). Столовая дает меньше — до восьми, сахар­ ная — до шести. Среднемировой урожай и того мень­ ше — всего 3 килограмма. Зато сухого вещества са­ харная свекла накапливает столько, что редкое куль­ турное растение с нею может тягаться.

Путешественник Е. Попов, вернувшись в 1914 году из Японии, рассказывал истории, похожие на басни. Репа у них там величиной с тарелку. Свекла — в чело­ веческий обхват. Морковь длиной в полено. Редька же столь тяжела, что «только две штуки можно навьючить на лошадь!».

Насчет других овощей судить не берусь, но редька в Японии поистине грандиозная. Лучший знаток ее профессор Е. Синская видела в тридцатых годах эк ­ земпляры по шестнадцать килограммов. Длина дости­ гала почти метра. Нести такие корнеплоды приходи­ лось на плече, как куль с картошкой.

Для сравнения укажем, что в конце XV! I века та же редька была вдвое короче. За два столетия японским крестьянам удалось увеличить размеры в два раза. Но это еще не все. Наш современник, профессор Е. Тер-Ованесян, побывавший в Японии через трид­ цать лет после Синской, видел и держал в руках редь­ ку двухметровой длины! А вес за эти же годы увели­ чился хоть и не вдвое, но достиг четверти центнера. Профессор сфотографировал японца, несущего на пле­ че круглую редьку (самые тяжелые — не самые длин ­ ные!). Бедняга согнулся под тяжелой ношей и припал на одно колено.

Возникает вопрос: как удалось японцам достичь таких рекордов? И почему гигантские экземпляры в ы ­ росли именно в Японии, а, скажем, не в Голландии или в Индии? Сразу же оговорюсь: и в Японии громадины получают не везде. Самую тяжелую редьку выращива­ ют только в одном месте. На острове Сакурадзима. Ее и называют в честь острова тем же именем. Самую длинную, Моригути, — возле одноименного города в префектуре Осака.

Многие пытались выяснить тайну такого гигантизма, но разгадал ее только профессор Н. Тер-Ованесян. Все дело в свойствах вулканических почв тех мест и в очень удачных пропорциях дождей. Убедиться в пра­ вильности этих слов могут все, кому посчастливилось

109

Не

случайно

эту

гирлян­

ду

редек запечатлели

на

фоне

горы

Фудзи.

Фуд-

зи

национальная

гор­

дость

Японии. Редька

тоже.

 

 

 

 

побывать возле действующих вулканов на Камчатке или Курильских островах.

Это — край гигантизма. На острове Кунашир родич лопуха белокопытник выше человека. Под его листья­ ми прячутся все, кого дождь застал в дороге. В других местах то же растение впятеро ниже. В зарослях саха­ линской гречихи можно заблудиться, как в лесу. Вул­ каническая почва очень плодородна. Она богата мик­ роэлементами, рыхлая и пористая, как губка. Плюс к этому — постоянные туманы...

Двухметровые редьки соблазняли многих зарубеж­ ных агрономов. Они увозили драгоценные семена и начинали разводить на своих плантациях. Давали са ­ мый лучший уход и удобрение. Увы, очень скоро г и ­ гантизм как бы таял, и редька превращалась в самое обычное огородное растение.

Некогда соблазнился и мастер овощных дел про­ фессор М. Рытов. Он посадил японскую редьку под Петербургом. Корнеплод вырос не крупней моркови.

Незадолго перед войной советские ботаники нача­ ли осваивать Памир. Они сеяли разные культурные рас­ тения. И зерновые. И овощные. Но слишком суров ока­ зался климат. Высота над уровнем моря 3860 метров — царство снега и льда. Мало что прижилось в холодных пустынях Памира. Всем на удивление выросла япон­ ская редька. Правда, чуточку поменьше, чем на острове

110

Сакурадзима, но достаточно внушительная. Виднейший советский ботаник П. Баранов пришел в восторг от удачи, сфотографировал небывалый урожай и поме­ стил в журнал снимок.

Фотография оказалась счастливой. Ее заметили многие агрономы и попытались разводить японскую редьку в своих краях. Особенно повезло омичам. Пре­ подаватели из Омского сельскохозяйственного инсти­ тута горевали, что турнепс, отличная еда для скота, плохо хранился. Он не переживал долгой сибирской зимы. Омичи вырастили японскую редьку. По химиче­ скому составу она приближалась к турнепсу и давала такой же урожай. Хранилась же всю зиму отлично.

Возникало одно опасение: будет ли скот есть новый продукт? Давали сначала понемногу. Потом все боль­ ше. Наконец сняли ограничения. Коровы съедали за день по тридцать килограммов. И без вреда. Да его и не могло быть. Ведь на родине, в Японии, едят редьку и люди. Не как приправу. Не как мы. А как постоянную обязательную еду. Три раза в день.

Без редьки японцы не мыслят обеда. Для них она как для нас картофель. И не потому что к ней привык­ ли. Если приезжают иностранцы, то и они переходят на редьку.

Был такой случай. Чешские путешественники Ян и Власта Винкельхофер, будучи в Японии, взбирались на высокую гору. Ночь их застала в небольшой хижине на полпути к вершине. Оба были голодны, и хозяин пред­ ложил им единственное блюдо, которое мог пригото­ вить, — домбури. Быстро выбил на сковородку яйца, поджарил их с луком, а в центр поставил редьку. И хотя путники за два последних дня уже не раз ели домбури, они уничтожили все без остатка.

Предвижу возражения. Редьку несколько раз в день? Сок редьки горький-прегорький. Такой едкий! Такой острый! Да еще и громадина такая. Громадное всегда менее вкусное.

Японская редька — приятное исключение. Она не горькая. Вкус ее напоминает капустную кочерыжку. А нежная такая же, как молодая редиска. Ее квасят, как капусту, и заправляют ею свои супы наподобие наших кислых щей.

Несмотря на явные достоинства редьки, многих устрашает горечь, что зафиксировано известной посло­ вицей «хрен редьки не слаще!». Однако горчит не всякая редька. Овощеводы давно заметили, что чаще горчит редька, которую сильно удобрили азотным удобрением. Биохимики подтвердили: горечь тем сильнее, чем больше в корнеплоде накопилось азота.

Европейские овощеводы перестали удобрять редь­ ку. Горечь исчезла, но упали урожаи. Замкнутый круг? Не совсем. Горечь зависит и от других причин. От сро-

111

ка уборки, например. Советуют убирать через два ме ­ сяца после посева. Стоит задержаться еще на неделю, как горечь сразу же прибудет. А если на полмесяца, то увеличится и размер. Корнеплод потянет свыше трехсот граммов, что по европейским стандартам счи ­ тается браком. Переросшая стоит дешевле.

До сих пор многие огородники размещают редьку по откосам гряд. Она там не занимает места и своими лировидными листьями глушит сорняки. Все это пра­ вильно, но в молодости и сама редька требует защиты от сорняков. Садоводы старались пропалывать редь­ ку, избавляя ее от нежелательного соседства. Они ос­ тавляли только мокрицу, которая покрывала почву нежным узором наподобие мха. Считалось, что тон­ кие, как ниточки, корешки мокрицы не могут принести вреда. Напротив, ковер мокрицы якобы защищает от других сорных трав.

Когда же один огородник удосужился проверить это предположение, то оказалось, что корешки мокри­ цы спускаются в почву ровно на такую же глубину, как и редечные. И перехватывают влагу у своей соседки.

Итак, защитив редьку в молодости, в дальнейшем особых хлопот с нею не имеем. Зато получаем массу выгод. Такой скромный, самый незаметный из овощей, редечный корнеплод содержит столько полезных для здоровья веществ, что оставляет позади и яблоки, и груши, и апельсины.

Сок редьки полезен при болезнях печени и почек. Он усиливает дыхание и поддерживает сердце. Он на ­ страивает на нужный ритм кишечник и желудок. Знато­ ки подсчитали, что число болезней, поддающихся ре ­ дечному воздействию, достигает тридцати с лишним. Недаром редечный сок называют безвредным анти­ биотиком.

Вдобавок этот корнеплод начинен витамином С. Особенно богата им черная зимняя редька. Этот сорт медики считают самым выдающимся по части лечеб­ ного действия.

Однако лечение лечением, а вкус вкусом. Как ни вкусна черная редька, нередко она горчит. И тогда противник горечи идет на поиски Маргеланской редь­ ки. От своей черной и круглой, как шар, родственницы Маргеланская редька отличается и формой и окрас­ кой. Она цилиндрическая с заостренным концом. А цветом — зеленая, как трава. Только нижний конец, тот, что погружен в землю, остается белым.

Маргеланская редька — из Средней Азии. Это местный сорт Узбекистана. Выращивают ее совершен­ но особым образом. Прилагают все старания, чтоб по ­ зеленела. Для этого обрывают нижние листья, чтобы к корнеплоду проникло больше света. И он начинает зеленеть, как клубень картофеля, оказавшийся на по-

112

верхности почвы. Но никаких вредных веществ не на ­ капливается.

Мякоть Маргеланской редьки тоже зеленеет, но не так сильно, и напоминает по цвету разрезанный огурец. Вкус — пять баллов. Подмосковная черная до пяти немного не дотягивает. Зеленая кажется и сочнее и сла­ ще. На самом же деле Сахаров у нее в два раза меньше, чем у подмосковной. Только они маскируются аскор­ биновой кислотой. Маргеланская тоже богата аскор­ бинкой, но с черной сравниться не может!

Впрочем, всякая редька хороша. В прежнее время, когда кончалась масленица и хотели дать отдых же­ лудку, переходили на редьку. Ели ее в не меньших ко­ личествах, чем японцы свою громадину. А в Германии в старые годы был свой ритуал, связанный с этим ово­ щем. Матери, отправляя ребенка в первый раз в школу, давали ему с собой на завтрак бутерброд с редькой. Считалось, что это блюдо — гарантия, что у малыша сохранится хорошая память на все годы учебы.

Замечательно, что редьку очень любят и в тропи­ ках. На острове Ява особенной популярностью поль­ зуется хвостатая редька. Как длинные хвосты на стебле у нее висят стручки метровой длины. Ради них ее и в ы ­ ращивают. В молочной спелости они очень сочные и сладкие. Профессор М. Рытов пытался вырастить эту редьку у себя на огороде. Однако стручки хотя и по ­ явились, но не достигли размеров яванских. Они оказа­ лись вчетверо короче.

Итак, редька — овощ почитаемый и любимый. Не­ сколько компрометирует этот род лишь его несъедоб­ ный представитель и ближайший родственник огород­ ной знаменитости, а может быть, и предок ее — дикая редька. Растение отверженное и презираемое. Поле­ вой сорняк.

Дикая редька не имеет сочного корнеплода. Не столь пышны и листья, хотя сохраняют лировидную форму. Ярко-желтые цветки очень похожи на сурепку и дикую горчицу, их вечно путают даже знающие л ю ­ ди. Надежно отличить можно, лишь когда созреют стручки. У сурепки и горчицы они просто раскрывают­ ся, а у редьки похожи на четки или на бусы и рассы­ паются на отдельные бусинки.

Двенадцать тысяч бусинок несет каждый экзем­ пляр сорнячка. Как горох, они рассыпаются во время уборки. Бывалые люди стараются не отделываться от них, не подавлять. Напротив, создавать для них условия наибольшего благоприятствования.

Допустим, сажают картофель и тотчас же мелко и тщательно боронят землю. Да еще и катком прикаты­ вают, чтобы быстрей бусинки проросли. Как только редечные семена прорастут и появится третий лист (первый после семядолей!), снова сильно боронят и

113

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]