Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
smirnov1988_mir_rastenij4.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
13.41 Mб
Скачать

НУЖНЫ ЛИ ГОРОХУ ЛИСТЬЯ?

грунта. Алюминий для растений — яд. Бобы на такой почве растут очень туго.

Но и это еще не все. В некоторых плодах, которым удалось созреть, горошины оказываются с такой проч­ ной оболочкой, что не прорастают в поле. Всходы полу­ чаются редкими, будто часть их кто-то съел. Биолог из Польши Т. Мервинская заподозрила, что горошины сушили не так, как надо. Она заметила, что хуже всего дела идут у тех агрономов, которые убирают недо­ зревшие бобы и хранят их в снопах в амбаре.

А что, если сушить в комнате? Число невсхожих го­ рошин уменьшилось. Значит, сухой воздух для горо­ шин полезен, решила она и поместила опытную партию в эксикатор. Там воздух совсем сухой. Но число твердосеменных горошин неожиданно оказалось очень большим. Выше, чем в амбаре. Вот и разберись, когда лучше собирать и как правильнее сушить!

И тут мы подходим к весьма странной ситуации. Су­ дите сами. Для нашей умеренной зоны бобы — на ред­ кость выгодная культура. Больше трети по весу горо­ шин — полноценный белок. Можно варить, жарить, тушить, а незрелые горошины иной раз и сырыми есть. Бобы не полегают, как пшеница. Почти не страдают от болезней и так же мало боятся холода, как репа.

Но чтобы получить хороший урожай бобов, надо не раз подумать и поломать голову. На грядке бобы ка ­ жутся такими неприхотливыми. В поле совсем иное дело. Но если грамотно разбираться в своем деле, можно с помощью бобов принести пользу даже и дру­ гим растениям.

Славный наш огородник М. Рытов рассказывал, что прежде живыми заборами из бобов загораживали раз­ ные сорта арбузов. Бобовые заборы высевали через двадцать метров друг от друга. Они защищали арбуз­ ные плети от ветра. Можно, конечно, сеять не бобы, а кукурузу или подсолнух. Бобы — выгодней. Они цветут в одно время с арбузами и привлекают пчел. Пчелы, поработав на одном сорте арбузов, долетают до бо­ бового заборчика, добирают там недостающий груз и возвращаются в улей. Не будь бобов, пчелы побывали бы на цветках другого сорта арбуза. Опылили бы и его. И сорта могли перемешаться, потерять чистоту.

История сохранила множество морских приключе­ ний, связанных с растениями. Главным героем их мо­ жет считаться горох.

Первым, кто написал о приключениях гороха, был писатель К. Паустовский. Однажды он стал очевидцем аварии океанского парохода «Днепр». Корабль сел на рифы около пролива Босфор. Он предстал перед Паус-

140

товским совершенно разрушенным, точно в него попа­ ла бомба. Железные внутренности висели в воздухе.

Было известно, что «Днепр» получил небольшую пробоину. Всех удивляло, как после такого незначи­ тельного повреждения пароход угораздило перело­ миться пополам. Это мог сделать только сильный шторм, но в море в день аварии было тихо. Стоял штиль.

Виновником событий оказался горох. Им были наби­ ты трюмы. Вода, проникшая в пробоину, намочила груз. Горошины стали разбухать все больше и больше. Железная арматура корабля не выдержала их объеди­ ненного напора.

Второй случай, запомнившийся мне с детства, — история плавания ледокола «Седов». Тот не был погуб­ лен горохом. Напротив, горох его спас. Когда ледокол был заперт льдами в северных морях, команда осталась без витаминов. Спасли людей ростки гороха, которы­ ми они питались.

Люди не всегда уважительно относились к своему зеленому другу и нередко совершенно о нем забыва­ ли. В одну такую пору, в самом начале нашего века, редакция журнала «Деревня» послала агронома П. Падучева по селам с заданием: выяснить, почему крестья­ не бросили сеять горох?

Агроном двинулся в путь. И верно. На крестьянских полях можно было найти что угодно: пшеницу, рожь, коноплю и картофель. Все, кроме гороха. Только в ред­ ких селах сохранились небольшие полоски этой куль­ туры. Если же такая полоска и встречалась, то возле нее, как на бахче, обязательно сидел сторож. И стоял шалаш, где страж ночевал.

Выяснилось, что сторожа охраняют плантации от местных ребятишек. Именно эти сорванцы решили судьбу гороха, совершая рейды за своим любимым л а ­ комством. Такое открытие озадачило агронома. «По­ чему же родители не сеют горох для своих детей? — рассуждал он. — Ведь будь горох в каждом дворе, ко ­ му бы пришло в голову лазить за ним в чужие ого­ роды?»

Крестьяне отвечали, что именно так и было «при царе Горохе». Горох тогда рос у каждого, и никто из д е ­ тей на плантации набегов не совершал. Сама поговорка про царя Гороха сложилась потому, что в старину горох был царем зерновых. Сеяли его помногу. Удавался от­ лично. Даже если не уродила пшеница или рожь, добав­ ляли в хлеб гороховую муку. И от этого хлеб не портил­ ся. Он становился еще вкусней и питательней.

Пришли, однако, новые времена, и горох сошел на нет. Так же как и гречиха. Но причины этой печальной ситуации оказались иными. Гречиха тоже оказалась за­ бытым хлебом. Но там многое зависело от пчел. Не

141

подвезли вовремя пасеку, опылять некому, урожаи па­ дают. Горох же — самоопылитель. Особой необходи­ мости в пчелах нет. Для гороха важнее почва. Раньше было много «новей», вырубок и нераспаханной целины. Горох шел на них великолепно. Потом такие земли остались только у помещиков, да и то не у всех. У кого остались, у тех горох и давал урожай.

На старопашках едва собирали семена. Почва уто­ милась, так утверждали горохолюбы. И они были пра­ вы. В почве накапливались нематоды, паразитические черви. В ней множились и вредные грибки. Они вызы­ вали корневую гниль.

Крестьяне отбивались как могли. Вводили севообо­ рот. Сначала сеяли рожь, потом горох. Затем давали полю отдохнуть годик под черным паром. Севооборот называли трехпольным. Однако он мало помогал. Зна­ токи советовали сеять горох не через три, а через четы­ ре года. Потом, когда не помогло, через пять. Затем — через шесть. А где наберешь столько земли, чтобы изза гороха гонять под другими культурами семь полей?

Советовали и другое. Давать высокий агрофон. Сильнее удобрять. Удобрение было одно — навоз. С ним приходили сорняки. Правда, знатоки успокаива­ ли: у гороха лист широкий, от всех сорняков отобьется! Увы, на унавоженных полях сорняки пересиливали го­ рох.

Наблюдая такую картину, агроном Падучев реко­ мендовал тотчас же пропалывать сорняки. Хозяева, од­ нако, не соглашались, рассуждали так: не будет сор­ няков — горох поляжет.

Некоторые основания для опасений у них имелись. Стебли у гороха слабые. Вес большой. Горох природа создала в расчете на то, что будет цепляться за подпор­ ку. Для того-то у него и усики при каждом листе. В ого­ роде для него ставят тычины. В поле вместо тычин от­ лично послужат полынь и лебеда. Стебли у них что же­ лезные прутья.

И действительно, горох обвивался вокруг жестких стеблей сорняков и не полегал. Однако такая идиллия продолжалась только до уборки. Когда же земледель­ цы выходили на жатву, то дело принимало печальный оборот. Коса не брала деревянистые бодылья. Лезвие крошилось, а иногда коса и вообще переламывалась надвое.

Вдосаде косцы бросали сломанное орудие и начи­ нали обирать плети руками. Но сделать это было еще труднее. Обмотавшиеся вокруг бурьянов гирлянды легко рвались. На полынных тычинах оставалась нема­ лая часть бобов. Другая часть раскрывалась от сотря­ сения, и спелые горошины падали на землю.

Вобщем мороки было много. Даже когда уже уро­ жай был убран, оставалась гороховая солома. Скот ел

142

ее неохотно. Разве что с голодухи, да и то в смеси с дру­ гим кормом. Правда, крестьяне нашли ей неожиданное применение. Они стаскивали ее в кучи, нагромождали валами возле плетней, чем защищали зимою дворы от снега.

Итак, надежды на сорняки как на тычины не оправ­ дались. Однако мысль о том, что можно будет приспо­ собить какое-нибудь растение для подпорки, до сих пор не оставлена. Уже в наши дни в совхозе «Виноградовский» под Москвой горох посеяли с подсолнухом. Ряд подсолнуха, два ряда гороха. Все сработало бы от ­ лично, если бы не одно обстоятельство. Стебель под­ солнуха покрыт жесткими волосками. Горох за него цепляется очень плохо. Он остается между рядами сво­ его соседа без опоры и полегает еще сильнее, чем в чистом посеве. С овсом и пшеницей результат лучше.

Есть и еще одно слабое место у гороха: давнишний вредитель, пожиратель горошин зерновой жук брухус. Испокон веку он наводил ужас на агрономов. Личинка выедает горошину изнутри. Ни для посева, ни для еды такое зерно не годится.

До сих пор брухус терроризирует земледельцев. А между тем, если подумать хорошенько, то можно най­ ти против брухуса простые и безопасные средства за ­ щиты. По крайней мере, одно из них нашел еще в нача­ ле столетия корреспондент журнала «Деревня» Н. В ы ­ шеславцев.

Он заметил, что горох не повреждался зерновиком на самом краю поля. Здесь поле было огорожено плет­ нем, и вдоль изгороди разрослась одичавшая конопля. Она росла там каждый год. Не в конопле ли спасение? Вышеславцев взял тогда и посеял вместе с горохом ко ­ ноплю. А другое, соседнее, поле оставил как раньше, под чистым горохом. Там и здесь он сеял известный и поныне сорт Виктория с очень крупными и красивыми семенами, лакомую еду зерновика.

На поле с чистым горохом жучок съел ровно поло­ вину урожая. Там же, где росла конопля, брухус не поя ­ вился вовсе. Довольный экспериментатор убрал зерно высшего класса. А в придачу и еще несколько пудов от­ личного конопляного семени. Он, может быть, и волок­ но бы получил, да стебли обломались при уборке. В ы ­ года оказалась двойной.

Вот так, с переменным успехом идет до сих пор борьба за горох. В Индии за последние десять лет пло­ щади сократили наполовину. Виною всему — гриб муч­ нистая роса. На листьях появляется белый налет, словно известковая пыль. И урожаи падают. Применить х и ­ мию? Можно, но, когда подсчитали расходы, выясни­ лось, что средство фермерам не по карману.

У европейцев другие заботы. В Северной Европе часто льют дожди. Полегают даже карликовые сорта.

143

А обойтись без гороха европейцы не могут. Чем попол­ нить тогда белковый баланс? В теплых странах есть раз­ ные другие бобовые: нут, вигна, маш. В США их заме­ няет соя. В Европе соя не удается. Там только фасоль, бобы и горох. Правда, американцы везут свою сою в Ев ­ ропу. Но за нее надо платить...

И в эту трудную минуту вспомнили об одном собы­ тии, которое случилось в 1923 году и вроде бы прошло незамеченным. В Англии два генетика — К. Пеллоу и А. Свердруп — обнаружили горох без обычных при ­ листников. Вместо широких зеленых крыльев, которые охватывают стебель над каждым листом наподобие во ­ ротника, виднелись еле заметные лохмотья.

Прошло 30 лет. Уже после войны, в 1953 году, фин­ ский ботаник В. Куяла наткнулся на другой уродливый горох. У этого прилистники, правда, были, зато недо­ ставало самих листочков. От них остались только жил­ ки, как будто их объели насекомые. Когда ученый при­ гляделся внимательнее, то поразился еще больше. Вместо каждого листочка тянулся длинный усик и за ­ вершался, как обычно, на конце тонкой спиралью.

Усики есть, конечно, у всякого гороха. Но мало. По одному на каждый сложный, перистый гороховый лист. По закону в усик у гороха превращается конечный л и ­ сточек, которому не хватает пары. А тут — все! Куяла написал статью в научный журнал, но до поры до вре­ мени находка оставалась таким же ботаническим курьезом, как и предыдущая. Никто не мог предполо­ жить, что растение без листьев на что-нибудь годится. Зеленый лист строит органическое вещество и обеспе­ чивает урожай. Без него как?

Но наконец потребовалось создать для Европы го­ рох, устойчивый к дождям, и о курьезах вспомнили. Скрестили обоих уродцев и получили нечто несураз­ ное. Горох совсем нагой. Без листочков и без прилист­ ников. Одни стебли, жилки и усики.

Однако посеяли. К удивлению всего мира, получи­ ли большой урожай. Вид поля зрелого гороха был со­ вершенно необычен. Оно походило не то на мотки зе­ леной проволоки, выброшенной на свалку, не то на плантацию комнатного аспарагуса. И только многочис­ ленные бобы выдавали горох.

Ученые-физиологи до сих пор ломают голову: как мог новоиспеченный гибрид накопить столько же орга­ нического вещества, как и его собрат в полном зеленом мундире? Что заменило листья? То ли усиленно трудят­ ся усики, то ли сами зеленые створки бобов? Но ведь бобы есть и на обычном горохе.

Однако факт остается фактом. Филби (так названо безлистное чудище) существует и дорабатывается. На­ до еще укрепить стебель, сделать, чтобы бобы крепче держались, чтобы белка было побольше. Все это уж не

144

так сложно. Опаснее другое. Ученые тревожатся, не забьют ли новый горох сорняки. Без листьев света к земле проникает много. Нужно сыпать гербициды в утроенной дозе, а это не очень желательно.

Сорняков приходится бояться еще и по другой при ­ чине. За последние годы гороховеды узнали, что мир переделывает сорта риса и пшеницы. Укорачивает со­ ломину, чтобы не полегали. Укоротили плети и у горо­ ха. Голландцы переусердствовали и вывели такой низ­ корослый горох, как земляника. Этим они удивили д а ­ же соседей немцев — великих знатоков гороховой культуры. Немцы посмеялись и свои горохи превра­ щать в карликов не стали.

Есть и еще одна причина, которая заставляет осто­ рожно относиться к карликовым сортам этого бобового растения. Надо вспомнить об одном сорте, который удостоился в 1979 году золотой медали селекционеров. Называется он Шугар Снап, что означает Сахарный Ломкий. Он привлек внимание широкой публики тем, что не теряет сочности и сладости даже в пору пол­ ной зрелости. За рубежом его подают в самых шикар­ ных ресторанах, и гурманы стараются добыть себе к обеду именно этот сорт.

Есть у Снапа еще одна особенность. Он высокий. Даже слишком. Вот как описывает свои приключения с этим сортом овощевод Д. Пеппер. Для поддержки го ­ роха у себя в огороде она вместо тычин использовала проволочную сетку, из которой делают загородки для цыплят. Сетка укрепляется на кольях, и получается за­ борчик метровой высоты. Обычным сортам гороха его вполне хватает.

Снап повел себя по-другому. Уже к началу мая он достиг верхнего края сетки, перевалил через нее и пу ­ стился расти дальше с той же силой. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы все сооружение не рухнуло под тяжестью зелени. К чести гороха нужно сказать, что, и распластавшись по земле, он продолжал давать урожай. Когда Пеппер измерила плети, оказалось, что они достигли двух с половиной метров. Полтора чело­ веческих роста! У других огородников были еще выше, до трех с половиной метров! Им пришлось устанавли­ вать сетку именно такой высоты. Наверное, они собира­ ли бобы, взбираясь на лестницу.

Чтобы не обременять себя такими заботами, горо­ ховеды обратились к руководителю одной семенной фирмы с законным вопросом: нельзя ли вывести кар­ ликовые формы Шугар Снапа?

— Нет ничего проще, — отвечал семеновод. — Это уже сделано в Европе. Беда лишь в том, что карликовый горох дает совершенно безвкусные плоды. Есть их н и ­ кто не желает.

Не стану докучать вам дальнейшим перечислением

145

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]