Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
smirnov1988_mir_rastenij4.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
13.41 Mб
Скачать

ТЫКВА ЗАЩИЩАЕТ ПОЧВУ

возбудимость. Он помогает при бессоннице и избав­ ляет человека от тревожных сновидений. Нашли и действующее начало — алкалоид лактуцин (лактука — латинское имя салата!), который извлекли из млечно­ го сока.

И еще один штрих. В последние годы казахские ученые заинтересовались связью салата с луной. Обна­ ружили, что связь очень тесная. Если посеять салат на огороде после полнолуния, когда лунный диск умень­ шается, то вырастут особенно крупные и мясистые кочанчики. Если же поступить наоборот и посеять, когда месяц нарождается, то можно в короткие сроки полу­ чить семена.

Человек всегда питал слабость к громадному. Оно поражало воображение. Динозавры, Мамонтовы д е ­ ревья, мамонты. В морях — киты. И к тыквам питал особое уважение (есть сорт Мамонт, есть и Кит). По его прихоти эти создания достигали неправдоподобных размеров. И веса. Однажды вырастили тыкву в сто килограммов и назвали Центнер. В учебниках записа­ на цифра вдвое большая — двести килограммов! Однако кто, где и как ухитрился достичь такого ре ­ корда, осталось невыясненным.

Слишком крупные тыквы не раз подводили огород­ ников. Пытаясь поднять свое сокровище, владелец его вдруг хватался за сердце и попадал в больницу. Быва­ ли и иные последствия, о которых в свое время сооб­ щил первопроходец тыквенного дела Д. Грегори. Он задумал выращивать эти создания не на огороде, а с размахом, на поле, как капусту или картошку. Он знал, что тыква любит плодородную почву, и выбрал луг с черной, жирной землей. Распахал его, как пола­ гается, и засеял.

Что за красавцы растения выросли на том лугу. Их листья достигли ширины кухонных подносов, «а концы сильных плетей тысячами поднимались на метр от зем­ ли и своими согнутыми вершинами были похожи на крылатых змей, бегущих вперегонки».

Когда Грегори приехал на поле, чтобы снять уро­ жай, он не узнал его. Казалось, что поле только что освободилось от великого ледника, который оставил после себя крупные валуны. Это были гигантские тык­ вины, усеявшие поле. Только цвет их показался хозяи­ ну неестественно бледным. Впрочем, он не придал это­ му особенного значения и вскоре забыл.

Был вопрос поважнее. Грегори не взял помощника и теперь не знал, сможет ли один погрузить громади­ ны на повозку. Вопреки ожиданию плоды оказались не так тяжелы, как о том говорили их размеры. Он довольно легко нагрузил повозку и поспешил домой.

97

Увы, тыквы оказались водянистыми, рыхлыми и совер­ шенно безвкусными. И тогда он вспомнил одну исто­ рию, которая случилась с его приятелем несколько лет назад.

Тот тоже разработал под тыквы несколько гектаров осушенного луга. Тыкв в те годы еще сажали мало, и никто толком не знал, какую землю под них брать. Ого­ роднику показалось, что луговая почва слишком жир­ на, слишком глиниста. И он стал разбавлять ее песком.

На всю площадь песку не хватило. Поэтому часть тыкв росла на почве с песком, а другая часть на той, что без песка. Тыквы вышли тоже разные. На песчаной почве — обычной величины. На остальном участке — вдвое крупнее.

Часть урожая огородник продал торговцу за не­ сколько штук свиней. Приехав за тыквами, торговец не обнаружил хозяина дома. Его сын предложил торгов­ цу взять те тыквины, которые помельче. Так наказал отец. Торговец с возмущением отказался. Он заявил, что пригнал самых крупных свиней и должен получить такой же товар взамен. Он отобрал самые крупные экземпляры. Позже обнаружилось, что крупные плоды первыми стали портиться. Почти половину торговцу пришлось выбросить на помойку.

Впрочем, тут еще не все ясно. Иной раз бывает тык­ ва и рыхлая и водянистая, а лежит неплохо и долго. Смотря, конечно, где лежит. В сухой квартире бывает, что лежат по году и даже по два. Те, что родом из Мек­ сики, лежат лучше тех, которые из Южной Америки. Откуда родом тыква, узнать не так сложно. У мексикан­ ской грубая кожура, крепкая, как фанера. Если нужно разрезать, нож плохой помощник. Пилят пилой-ножов­ кой. Когда тамбовские огородники везут в Москву про­ давать тыкву, каждый прихватывает с собою ножовку. Без нее товар не продашь.

В старые годы в крупных тыквинах как в бочках со­ лили огурцы. Крышкой служила часть плода, которую срубали острой секирой. Огурцы выходили такими вкусными, что на рынках их продавали гораздо дороже, чем обычные.

Все гигантские тыквины принадлежат к другому в и ­ ду этого рода — тыкве большой из Южной Америки. Кожура у них более нежная и хранятся похуже. Но опять-таки не все. Упомянутый сорт Кит хотя и давал громадные плоды, а хранился отлично. Обычно это были серые громадины с ярко-оранжевой мякотью.

Современный сорт Волжская Серая очень похож на Кита и так же вкусен. Его плоды почти шаровидные, лишь немного сплюснутые сверху и снизу.

С давних времен тыкву любили за то, что неприхот­ лива. И за то еще, что совершенно не пользовалась вниманием воров. Поэтому сеяли ее для домашних

98

нужд на тех местах, которые пустовали или никуда не были годны: на обочинах канав, по мусорным свалкам. Если же сеяли в поле, то выбирали то, которое подаль­ ше и остается без присмотра и без ухода. Знали, что сама себя защитит.

Идействительно, тыкву особенно не баловали вни ­ манием вредные насекомые. А от сорняков она отде­ лывалась сама благодаря своим крупным листьям. За ­ метив эту особенность, старались в дальнейшем раз­ водить тыкву на самых засоренных полях. Она справ­ лялась даже с неискоренимым овсюгом, и после нее можно было спокойно сеять пшеницу.

Если же по соседству с тыквой и сохранялась коекакая мелкая травка, то она шла не во вред, а на пользу своей могучей соседке. Своими шершавыми от волос­ ков листьями тыква цеплялась за мелкую травку, и тог­ да никакие порывы ветра не могли оторвать плети от земли. Если же травки рядом не было, ветры распоря­ жались с плетями, как хотели. Растения сразу же тормозили рост, и приходилось во избежание беды пришпиливать их к земле около листьев деревянными крючками.

Только в один период сорняки могли одолеть тык­ ву, когда из семян появлялись всходы. Некоторые мо ­ чили семена, чтобы они быстрее прорастали, но полу­ чалось только хуже. Чуть недоглядишь, семена слиш­ ком израстали, и приходилось их выбрасывать.

Итут один из донских казаков проделал такой опыт. Он не собирался заниматься научными изысканиями. Просто у него стали весною гнить тыквы, хранившиеся

вкурене, и он выбросил их на задворки. Участок этот был заброшен и не пропалывался. Он вскоре зарос сор­ няками, они скрыли под собой брошенные тыквы.

Каково же было удивление казака, когда спустя не ­ которое время он увидел, как плети тыквы расползают­ ся от того места, где он бросил гниющие плоды. Ока­ залось, что семена проросли и дали всходы. Их окру­ жал как бы волшебный ореол. Ни один сорняк не поя ­ вился внутри невидимого круга. Видимо, какие-то ве ­ щества, которые выделяли семена, не давали им ра ­ сти.

Другой случай произошел уже в наши дни с огород­ ником И. Галковским из Волгоградской области. Вес­ ною он, как обычно, посеял тыквы. Всходы появились необычно рано. Недели на две раньше обычного гра­ фика. Они уже выросли порядочными растеньицами, когда зазеленели новые всходы. И новая партия тыкв пустилась догонять первую.

Поскольку таких случаев никто из соседей и сам хо ­ зяин не наблюдал, он стал перебирать в памяти собы­ тия, которые произошли за последний год. Остановил­ ся на одном. Осенью предыдущего года он вывез для

99

удобрения свежий навоз. Свиной. В нем попадались семена тыквы. Свиньи, с жадностью глотая любимую еду, не успевали разжевать все семена, и часть их про­ шла через кишечник без помех. Эти-то семена, пере­ зимовав на поле, не замерзли и на две недели раньше дали всходы.

Галковский решил сеять не весной, а осенью. Он взял самые хорошие, просушенные семена и рассе­ ял их по бахче. И стал ждать ранних всходов. Увы, не дождался никаких. Тыквы так и не появились. Просу­ шенные семена для осенних посевов оказались негод­ ными. Они взошли еще с осени и все погибли. До весны не дожило ни одно растение.

Вы, конечно, обратили внимание, что Галковский живет в Волгоградской области, где постоянны засухи. Тыквы же растут. Когда все вокруг выгорает от зноя, остаются зеленые оазисы тыквы. В эту пору она не толь­ ко сама живет, но еще и снабжает нектаром пчел. Цветки у тыквы огромные, как бокалы. Они оранжевые и привлекают не по одной пчеле, а по нескольку. Что­ бы качественно опылить цветок, нужно, чтобы на нем потрудилось пять медосборщиц.

Индийцы, которые тыквы тоже очень любят, усом­ нились в том, что пчелы так уж нужны для опыления. Они защитили тыквенные цветки противомоскитными сетками. Результат: только один цветок из десяти дал плод. Остальные пропали зря.

ВИндии, как и у нас, тоже много засушливых мест,

иподдерживать пчел в трудное время засухи — важная обязанность тыквы. Правда, в эти тяжелые дни урожай тыкв уменьшается, зато сладость возрастает в такой степени, что иной раз мякоть становится подобно са ­ харной свекле. Однако сейчас селекционеры вывели сорта, которые содержат пятнадцать процентов сахара, как и свекла.

Авот на Кубе приходится спасать тыкву от лишней влаги. Кубинцы подвешивают плети шатром, и плоды зреют на весу. Тогда их продувает сквознячок, и они не загнивают. Плоды очень крупными не вырастают, пото­ му что за ними особенно не ухаживают. Сколько вы ­ растет, столько и ладно. Урожаи большими не бывают, да и стоит тыква очень дешево. Кубинцы считают, что это выгодно.

Часто они пускают тыкву расти между кукурузой. Некогда так поступали индейцы. Они еще добавляли фасоль. Кукуруза давала подпорку для фасоли. Ф а ­ соль, обвивая соседку, защищала ее от вредителей, а тыква от сорняков.

Тыквенно-кукурузные плантации — привилегия не только Кубы. Много их в европейских странах. Кажется, больше всего в Румынии. Там столько соби­ рают тыкв, что из семян выжимают масло промышлен-

100

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]