Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
1.44 Mб
Скачать

2.3. Особенности менталитета российского работника

Характерные особенности россиян важны для последующего анализа, поскольку в качестве одного из основных компонентов организационной культуры были определены базовые представления членов организации о типичном и идеальном работнике. Эти представления, с одной стороны, определяются национальной культурой, а с другой – характерными особенностями организации.

Имея в виду всю совокупность основных компонентов организационной культуры (ценности, принципы, цели и базовые представления), можно утверждать, что поиск особенностей российского работника должен состоять в определении а) основных ценностей, б) типичных поведенческих характеристик, в) представлений о них россиян.

Как правило, в имеющихся исследованиях поведенческие характеристики и ценности не различаются, а представления о себе изучаются как аутостереотипы.

З.В.Сикевич, используя результаты проведенных под ее руководством исследований, выделяет три модальные ценности русских: а) эгалитаризм – ценность равенства, сочетающаяся с ориентацией на коллективизм; б) патернализм – ожидание отеческой заботы со стороны государства; в) этатизм – «державность», отношение к государству как к самостоятельной ценности. (Сикевич З.В., 1999). Проводя анализ работ, представляющих характерные особенности русских, З.В.Сикевич обращает внимание на то, что русские, как правило, отдают приоритет культуре духа, в результате чего страдает культура быта. При этом автор отмечает и специфику этических ценностей русских: в отличие от европейцев, ориентированных на ценности протестантской этики (ценности индивидуальной самореализации, самосовершенствования), русские ориентированы на православные добродетели – коллективизм, скромность и трудолюбие.

В связи со значимостью такой характерной особенности русских, как коллективизм, важным кажутся признаки коллективизма в восприятии россиян, выявленных в исследовании, проведенном под руководством З.В.Сикевич. В качестве наиболее существенных признаков коллективизма определились следующие: совместный труд, взаимопомощь, взаимное доверие (наиболее существенные признаки), уважение особенностей и индивидуальности каждого, дружба и теплота отношений (Петербуржцы, 1997).

Сходные характеристики русских (выделяемые в форме представлений о себе) определились в исследовании Л.Г.Почебут: коллективистическая ориентация; ориентация на духовные ценности; ориентация на справедливость, которая больше связана с моралью, чем с правом и законом; ориентация на лучшее будущее; ориентация на быстрое решение жизненных проблем (Почебут Л.Г., 2002).

С этими характеристиками согласуются и ценности, характерные для русских: здоровье, защита семьи, защита общечеловеческой и национальной общностей; самодостаточность (благосостояние, свобода, интеллект, независимость); альтруизм (дружба, верность, честность), уважение родителей (Там же). При этом одной из ведущих жизненных ценностей для россиянина выступает работа (см. напр. Журавлева Н.А., 2006).

На основе опроса горожан России, проведенного в 2004 году, социологи под руководством М.К.Горшкова пришли к выводу о том, что потомственные жители мегаполисов и провинций выделяют сходные ценности (Мегаполисы и провинции, 2004).

В качестве основных ценностей россияне отмечают наличие семьи и детей, надежных друзей и интересной работы, уважение окружающих, возможность быть самому себе хозяином и честно прожитую жизнь. Единственное отличие в распределении этих ценностей проявилось в том, что жители провинции большее значение уделяют ценности честно прожитой жизни, в то время как жители мегаполисов – возможности быть самому хозяином собственной жизни. При этом авторы отмечают существенный в нашем контексте факт, что на представления жителей в значительной степени оказывают влияние средства массовой информации.

Таким образом, обсуждая такую важную для культуры характеристику, как коллективизм-индивидуализм, можно с уверенностью утверждать, что для русских более характерен коллективизм, несмотря на возрастание индивидуалистических тенденций в последние годы. При этом коллективизм русских имеет больше духовную, а не дефицитарную направленность и проявляется в альтруизме, стремлении оказать помощь, в доверии и уважении.

Для характеристики российских работников целесообразно обратиться к результатам исследования, проведенного Институтом общественного проектирования, который обследовал около 18 тысяч россиян в период 2004-2006 г.г. (Проект «Социальная стратификация, 2006). В рамках этого проекта определилось, что человеческие качества, выделенные работниками в виде ценностей, разделяются на две группы – а) качества, проявляющие отношение к труду – интеллект, трудолюбие, воля и б) качества, определяющие отношение к людям - порядочность, доброта и милосердие.

Показательно и то, что чем ниже уровень группы в социальной иерархии (прежде всего - по уровню доходов), тем больше присутствие ценностей взаимоотношений, причем не прагматических, а духовных, приобретающих форму милосердия.

Значимость ориентации работников на общение подтверждается результатами многих современных исследований (Темницкий А.Л., 2002; Чернина Н.В., 1992; Тощенко Ж.Т., 2001). При этом значимость хороших отношений с товарищами по работе отмечается и в России, и за рубежом (Лапыгин Ю.Н., Эйдельман Я.Л., 1996; Магун В.С., 1996).

А.Л.Темницкий отмечает, что обследование рабочих Москвы и области в 1990-е годы показало ведущую роль четырех трудовых мотивов (в порядке значимости) - ориентации рабочих на заработок, на общение, на реализацию своих способностей, на гарантированную занятость (Темницкий А.Л., 2002). А.Л.Темницкий считает, что общение для рабочего не только соответствует его естественной потребности в общении, но и компенсирует дефицит общественных организаций на промышленных предприятиях. Поэтому удовлетворенность рабочих общением, в отличие от удовлетворенности оплатой, на протяжении ряда лет не опускалась ниже ¾, несмотря на усиление индивидуалистической ориентации.

А.Л.Темницкий отмечает, что на отношение рабочего к товарищам по работе влияет уверенность в получении от них помощи: более удовлетворены отношениями те, кто рассчитывает на помощь. Такую же высокую значимость имеют и так же высоко оцениваются рабочими и отношения с руководителями, несмотря на существующие проблемы в этой сфере.

Важное замечание по этому поводу делает А.А.Русалинова, которая в качестве значимого фактора, определяющего отношение работника к труду выделяет не просто общение, а включенность работника в трудовой коллектив, наделенный определенными характеристиками. Особую значимость при этом имеет понятие образа жизни коллектива, которое вводит автор (Русалинова А.А., 1987) . Это понятие позволяет ввести в рассмотрение не только внутренние характеристики коллектива, но и условия, в которых он существует.

Интересно выделение типичных групп российских работников, которое осуществил А.Л.Журавлев. В своем исследовании он выделил 5 групп работников, различающихся по их ориентациям на основные компоненты труда (Журавлев А.Л., 1998): а) ориентация на напряженный труд при высоком материальном доходе; б) ориентация на высокий материальный доход при ненапряженных (комфортных) условиях труда; в) ориентация на низкую напряженность труда в сочетании с готовностью принять низкий материальный доход; г) ориентация на напряженный труд, а оплата – как получится; д) ориентация на среднюю напряженность труда в сочетании с готовностью принять средний материальный доход.

Он установил, что первая и вторая группы составляют более половины работающих. При этом для 3-5 групп важны взаимодействие, отношения, рост, содержание работы.

А.И.Кочеткова, опираясь на результаты социологических исследований середины 90-х годов, отмечает характерное для российских работников деградированное трудовое сознание, высказывая при этом уверенность в положительных изменениях в будущем – к 2000 г. (Кочеткова А.И., 1999). В 2001-м году она провела развернутый анализ результатов исследования психологических особенностей российского работника, в котором к 2001 году приняли участие 5,5 тыс. российских работников, входящих в организации разных форм собственности и имеющих разные организационные структуры (Кочеткова А. И., 2001). Она отмечает, что исследования психологического портрета российского работника могут служить основой для формирования стратегии управления людьми в организации.

Все особенности российских работников А.И.Кочеткова делит на две группы – негативные и позитивные черты. К негативным чертам она относит: искаженное трудовое сознание (иждивенчество), гипертрофированное самомнение, наличие в психике элементов маниакально-депрессивного синдрома, неспособность принимать стратегически важные решения и нести ответственность, пассивность (нежелание действовать), супергибкость, зависимость от мнения окружающих. К позитивным чертам относятся: активизированное антикризисное сознание, коллективизм и взаимопомощь, навыки автономной психокоррекции, умение полагаться только на себя, склонность к риску, супергибкость (имеет как позитивный, так и негативный аспекты), стремление к комфортному морально-психологическому климату в организации.

В.А.Хащенко отмечает, что современные российские работники показывают более высокую ориентацию на личные ценности, среди которых большой вес имеют ценности материальные (Хащенко В.А., 1999). Однако Н.А.Журавлева отмечает, что в последние годы у россиян, несмотря на возросшую ценность прагматической, деловой активности, обнаруживается тенденция возрастания значимости альтруистических ценностей (терпимость, счастье других, чуткость) (Журавлева Н.А., 2006). При этом она обнаруживает различия в ценностях работников в зависимости от формы собственности: работники государственных предприятий более ориентированы на духовные ценности.

Интересна специфика отношения к труду российских работников по сравнению с другими странами. С этой целью можно обратиться к результатам развернутых исследований трудовых ценностей россиян, проведенных под руководством В.С.Магуна (Магун В.С., 2001, 2006).

Кратко результаты его работы можно сформулировать таким образом:

  1. Работа у россиян занимает (так же, как и во многих других странах) второе место после семьи по значимости среди жизненных ценностей. Однако для российского работника разница между значимостью семьи и работы существенно больше, чем для западного.

  2. Наиболее значимая рабочая ценность - ценность высокого заработка.

  3. У российских работников в период 90-х годов возросли достижительные ценности труда – стремление к высоким стабильным вознаграждениям (денежным и моральным) в обмен на результативный труд.

  4. Несмотря на это, у российских работников по сравнению с западными а) больше выражено стремление минимизировать свои трудовые усилия при одновременном стремлении к высокому заработку, б) меньше – ответственность, инициатива, собственно мотивация достижения, стремление оказывать помощь конкретным людям, значимость интереса к работе (с преобладанием пассивно-гедонистического аспекта).

Здесь же обратим внимание на результаты исследования, проведенного А.Н.Занковским, сравнившим отношение к труду российских, японских и немецких менеджеров (Занковский А.Н., 1998). Он обнаружил, что, в отличие от обыденного мнения, российские менеджеры проявляют не меньшую, а большую приверженность ценностям труда, чем их зарубежные коллеги. Обнаружился и общий для всех менеджеров фактор – ориентация на добросовестный труд как фактор общего жизненного благополучия.

Социальное самочувствие российского работника

Социальное самочувствие отражает положение работника в организации, поэтому показатели самочувствия могут служить индикаторами степени благоприятности этого положения и указывать направления психологического проектирования производственной организации. В этой связи встает задача определения достаточно полного набора показателей социального самочувствия и использования этих показателей в психологическом проектировании.

В 1991-92 гг. А.А.Русалинова провела три пилотажных исследования социального самочувствия работников на отдельных промышленных предприятиях Санкт-Петербурга, Владимира (Российская Федерация) и Харцызска (Украина). Эти исследования позволили обосновать понятие социального самочувствия и уточнить его показатели (Русалинова А.А., 1994).

Кроме того, материал исследований позволил сделать вывод о наличии связи между оценкой общей социальной ситуации в стране и оценками характеристик конкретной ситуации на промышленных предприятиях, где проводились исследования: оказалось, что в более благополучных организациях социальная ситуация в стране оценивалась опрошенными более положительно, чем в организациях, находящихся в тяжелом положении.

Исследование социального самочувствия человека в организации было продолжено в нашем совместном исследовании, выполненном в рамках гранта РГНФ, проект 05-06-06360а. Результаты проведенного на первом этапе исследования поставили вопрос о необходимости разработки теоретической модели составляющих социального самочувствия. Сущность модели состояла в том, чтобы осуществить комплексный подход к изучению социального самочувствия, показатели которого должны быть соотнесены с основными сферами жизнедеятельности человека более подробно они будут обсуждаться в разделе 5.1.

Выводы:

  1. Ядро рабочей модели человека, предназначенной для психологического проектирования, составляют общие детерминанты жизнедеятельности человека – его жизненные ориентации, которые определяют общую направленность поведения человека и в со­ответствии с этим - общий принцип регуляции поведения в конк­ретной жизненной ситуации.

  2. Жизненные ориентации человека в плане построения операциональной модели могут быть сведены к трем основным – ориентации на удовольствие (дефицитарной ориентации), ориентации на самореализацию и духовной ориентации. Содержание каждой из трех жизненных ориентаций составляют соответствующие потребности. В конкретной ситуации жизнедеятельности человека доминиру­ет одна из жизненных ориентаций, которая и задает динамику по­ведения в этой ситуации. В частности, эта ориентация определя­ет переживание, эталонное для данной ситуации. Все три ориентации представлены в каждом человеке. Доминирование определенной ориентации определяет основной жизненный смысл человека. Полнота всех трех жизненных ориентаций в жизни человека определяет его переживание счастья.

  3. В своем стремлении к удовольствию (или избеганию неудовольствия) человек преодолевает препятствия, связанные с временным неудовольствием. В случае доминирования этой ориентации эталонное состояние, к которому стремится человек – состояние покоя (отсутствие затрат) при переживании удовольствия. Основной способ отношения человека к действительности – использование ее в своих интересах.

  4. Ориентация на самореализацию предполагает постоянную актуализацию своего потенциала, своих возможностей и характеризуется состоянием продуктивной активности. Эталонным состоянием в данном случае выступает переживание радости, захватывающее человека целиком и тем самым отличающееся от переживания удовольствия. Основной способ отношения человека к действительности – диалогический (реализация себя во взаимодействии с миром).

  5. Духовная ориентация человека проявляется в стремлении реализовать в своей жизни духовные ценности. Это стремление проявляется в построении полной и непротиворечивой картины мира, в которой человек определяет свое место. Основной способ отношения человека к действительности – трансцендентный (растворение в объекте).

  6. Обсуждая проблему основных жизненных ориентаций при построении моделей человека, экономисты считают, что он ориентирован а) на получение удовольствия, б) на самореализацию (творчество, стремление полностью реализовать свой потенциал), в) на общественные идеалы (общественное благо, стремление принести бескорыстную пользу другим).

  7. В моделях X и Y Д.Макгрегора и Z У.Оучи представлены те же три жизненные ориентации человека. При этом существенным допущением этих моделей является то, что в человеке-работнике выражены все три ориентации, и их реализация задается существующими организационными условиями, включая характерную для данной организации систему управления. При этом в современной теории и практике управления отмечается тенденция повышения значимости ориентаций работника на самореализацию и духовной ориентации.

  8. Для русских более характерен коллективизм, чем индивидуализм. При этом коллективизм русских имеет больше духовную, а не дефицитарную направленность и проявляется в альтруизме, стремлении оказать помощь, в доверии и уважении.

  9. Человеческие качества, выражающие основные ценности современного российского работника, представлены в двух группах – выражающие отношение к а) труду и б) людям. При этом особую значимость для российского работника имеет его включенность в трудовой коллектив с выраженными трудовыми установками.

  10. Социальное самочувствие в значительной степени зависит от степени реализации жизненных ориентаций работника; особенно это влияет на удовлетворенность работой и социально-личностную активность. В этом отношении значимую роль в формировании социального самочувствия члена организации играет организационная среда.