Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
102
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
579.07 Кб
Скачать

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

314

затем открывает в глубине их духа спрятавшуюся в них высокую по­эзию» [Гуковский, 2000, с. 165].

Образ автора не тождествен реальной личности писателя, хотя и соотносится с ней. За «образом автора» стоит авторская личность с при­сущим ей лексиконом, грамматиконом, прагматиконом (ср. три уровня в модели языковой личности Ю.Н. Караулова: вербально-семантичес-кий, когнитивный, мотивационный). Вместе с тем образ автора — это одна из форм проявления «литературного артистизма» писателя. «В це­лях объективации действительности, выявления ее спонтанности автор должен отделить образ от себя, отрешиться от собственного "я", от вы­ражения своих симпатий или антипатий...» [Левидов, 1983, с. 147].

Как уже отмечалось, «образ автора» в эстетической сфере есть лишь одна из форм проявления реальной личности автора, к тому же он оста­ется художественным образом. Среди различных форм проявления об­раза автора можно назвать известные в научной литературе (ср.: [Кор-ман, 1972, с. 16]) типы повествователей: объективный повествователь (от 3-го лица); личный повествователь (от 1-го лица), неконкретизиро-ванный; рассказчик — носитель речи, открыто организующий весь текст своей личностью (ему свойственны яркие характерные элементы, вклю­чая ненормативные, спонтанность и др.).

=>

С описания главного героя от лица объективного повествователя начинается, например, известный роман И.А. Гончарова «Обломов»:

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселение которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием вся­кой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотво­ренные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока... Однако далее объективное повествование сменяется субъективным: описывая халат, олицетворяющий образ жизни главного героя романа, автор не удерживается от восклицания: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него...». При этом очень эффектно использование несобственно-прямой речи, в которой объединяются голоса повествователя и героя: «Халат имел в

315

Глава 3. Основные категории и факторы текстообразования

глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейше­му движению тела...».

Несобственно-прямая речь, в которой сливаются голоса автора и персонажа, используется в романе достаточно часто, позволяя прибли­зить героя к читателю:

Дело в том, что Обломов накануне получил из деревни, от своего старосты, письмо неприятного содержания. Известно, о каких неприят­ностях может писать староста: неурожай, недоимки, уменьшение дохода и т.п. Хотя староста и в прошлом, и в третьем году писал к своему бари­ну точно такие же письма, но и это последнее письмо подействовало так же сильно, как всякий неприятный сюрприз.

Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер. Впрочем, надо отдать справедливость заботливости Ильи Ильича о своих делах. Он по первому неприятному письму старосты, полученно­му несколько лет назад, уже стал создавать в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением... Рассуждая с точки зрения героя, повествователь раскрывает его сущ­ность и косвенно выражает оценку (сравним упоминание о том, что уже несколько лет Обломов планирует что-то предпринять, но так ничего и не делает). Таким образом, суть обломовщины раскрывается в романе многопланово, в том числе и через образ повествователя.

В целом, признавая ключевую роль образа автора в создании тек­ста, необходимо учитывать это обстоятельство в образовательной дея­тельности. В процессе обучения текстообразованию необходимо сфор­мировать у учащихся осознание значимости своей авторской личности, стремление отражать свой взгляд на мир через текстовую деятельность, научить тому, что именно авторский замысел, авторская интенция (цель) являются организующим началом в тексте, определяющим все осталь­ное.

В текстовой деятельности проявляется лексикон автора, его знания о мире, система оценок, неповторимые ассоциации. Все это воплощает­ся в системе текста и интерпретируется адресатом. Успех текстовой дея­тельности определяется как языковой способностью автора, ее индиви­дуальным мировосприятием, так и его ориентацией на адресата с уче­том сложившихся норм восприятия и правил речевого общения.

Соседние файлы в папке bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta