Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
102
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
579.07 Кб
Скачать

Раздел III. Структура текста и факторы текстообразования

344

Приведем некоторые примеры. Так, фрагмент статьи В.Г. Гака «Отображение сокровенного смысла» [Гак, 2004, с. 489] содержит логи­ческую информацию о таком явлении, как фразовая асимметрия:

В речевой практике нередко обнаруживается асимметричное отно­шение между семантикой (прямым значением) высказывания и комму­никативным заданием, которое имел в виду говорящий, формируя это высказывание. Наиболее частое явление такого рода — так называемые косвенные высказывания, которые употребляются во всех языках и дос­таточно хорошо изучены. Конвенциональные косвенные высказывания, принятые в данном языке и интерпретируемые в их несобственном смыс­ле, становятся готовыми формулами языка, и их несобственное значе­ние подобно несобственному значению лексических тропов (метафор, метонимий, гипербол и т.п.) и фразеологических единиц. Мы рассмот­рим в данной статье особый тип фразовой асимметрии, при которой ре­чевое поведение говорящего не соответствует его речевой интенции в силу охватывающих его в данный момент чувств и переживаний, так что смысл, который он хочет выразить, остается невыраженным прямым спо­собом и оказывается сокровенным смыслом. Диапазон таких высказы­ваний весьма широк — от сокращенных форм высказывания до полного красноречивого молчания. В них можно видеть особый тип косвенных высказываний, с той разницей, что обычные косвенные высказывания несут более или менее явную прагматическую функцию, имея целью воздействовать на собеседника, тогда как в нашем случае высказывание (или «невысказывание» — молчание) выступает как средство экстерио-ризации переживаний субъекта.

В соответствии с жанрово-стилевыми особенностями этого научно­го текста, цель которого изложить новое знание и доказать его истин­ность, развертывание логической информации осуществляется поэтапно с учетом ее специфики, с использованием специальных лингвистичес­ких терминов и понятий. Текст рассчитан на определенных адресатов-специалистов в области языкознания и воздействует на них своей ин-формативнотью. При этом он лишен эмоциональности и оценочности, хотя и содержит сигналы индивидуального авторского отношения к рас­сматриваемому лингвистическому явлению (сравним графическое вы­деление важных слов, использование местоимений мы, наш).

Другой тип информации представлен в стихотворении О.Э. Ман­дельштама:

Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить?

345

Глава 4. Текст как структурно-семантическое образование

Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло.

Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть, — Узора милого не зачеркнуть.

1909

Лирическое стихотворение О.Э. Мандельштама содержит эстети­ческую информацию, хотя и не лишено логической информации. Осо­бенностью эстетической информации является отражение автором зна­ний о мире в образной форме в целях самовыражения и художественного воздействия на адресата. Размышления лирического героя о вечности и месте человека в ней, о смысле жизни и радости «дышать и жить» со­звучны каждому читателю. Выраженные в изящной художественной форме, они не оставляют читателя равнодушным. Сопереживание воз­никает не только благодаря теме, имеющей общечеловеческую сущность, но и благодаря поэтическому мастерству автора, владеющего искусст­вом слова, приглашающего читателя к сопереживанию. Творческий диа­лог с ним возникает благодаря риторическим вопросам и общению в спокойной рассуждающей манере. Ответная лирическая эмоция чита­теля, отражающая эстетическое впечатление от текста, возникает на ос­нове умелого и органичного использования эпитетов (радость тихая; узор милый, неузнаваемый); метафор (темница мира, стекла вечности, муть мгновения, узор как «след человека в вечности»); сравнений лири­ческого героя с садовником и цветком (это можно интерпретировать, с одной стороны, как образное осмысление предопределенности свыше своего жизненного пути, а с другой — как признание активной роли че­ловека в своей судьбе).

Что же касается логической информации, то она является не глав­ной, а сопутствующей в данном тексте. Ее суть заключается в осознании человеком (лирическим героем, за которым стоит личность автора, и читателем) своего места в вечности, где каждому суждено оставить свой

след.

Рассмотрим далее другие виды информации: содержательно-фак-туальную, содержательно-концептуальную и подтекстовую — в публи­цистическом тексте в проблемной статье В. Костикова «Исповедь на русскую тему» (Аргументы и факты. 2005. № 5, с. 10):

Соседние файлы в папке bolotnova_n_s_filologicheskii_analiz_teksta