Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Duluman_Ideia_Boga.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
933.38 Кб
Скачать

Боги – представители общественных сил

Представление людей классового общества о богах значительно отличается от представлений людей общества первобытного. К прежнему богу, олицетворявшему стихийные силы и явления природы, добавляется и олицетворение явлений общественной жизни. Касаясь вопроса об эволюции идеи бога, Энгельс писал: “В начале истории объектами этого (религиозного. – .Е. Д.) отражения являются прежде всего силы природы... Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие

123

также и общественные силы, – силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил” 11. Так, славянский бог Перун в новых условиях становится одновременно и богом войны; египетский бог растительности Озирис становится и богом династии фараонов и т. п. Наряду с этим появляются боги, которые ведают только общественными явлениями, иными словами, явления общественной жизни получают свое отдельное олицетворение. Так, в греческом пантеоне появляются богини судеб мойры, нити которых не в состоянии разорвать даже грозный Зевс-громовержец; крылатая Ника олицетворяла победу, Арес стал богом войны и т. д.

Образы богов

Разные народы представляли себе богов по-разному. Единственное, что было присуще всем богам, это олицетворение: люди представляли их живыми существами, мыслящими, свободно действующими по своему усмотрению. Форма же богов могла быть самой неожиданной. Бог, по представлению одних, мог иметь вид какого-либо животного (египетский бог Апис имел форму быка), либо странное (по-видимому, связанное со старыми тотемными представлениями) сочетание различных животных и человека (бог Гор с головой собаки, богиня Тиамат – крылатое животное), либо вообще принимать причудливые формы, как у североамериканских индейцев, изображавших богов с помощью столбов. Словом, возникнув в результате олицетворения сил и явлений природы, боги “при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения” 12.

124

К периоду расцвета рабовладения большинство народов начинает изображать своих богов по образу и подобию человека; боги, таким образом, приобретают не только антронопатичеекие, но и антропоморфные черты, В классической форме этот процесс отображен в древнегреческой и древнеримской религии. Человек этого периода осознал, что именно он является наиболее совершенным существом в наблюдаемой им действительности. Свое человеческое совершенство верующие начали приписывать и богу. Уподобляя себе бога, человек и себя начал уподоблять богу. Последнее выразилось в том, что почти во всех религиях существуют легенды, что антропоморфные боги создают людей по своему образу и подобию.

От политеизма к монотеизму

В классовое общество человечество приходит с верой во многих богов-духов. Это была политеистическая религия. Политеистическая религия каждого народа исповедовала веру во многих богов, но не отрицала существования других богов других народов. Боги каждого народа или племени признавались хозяевами в границах обитания своих приверженцев. Вне этих пределов их власть прекращалась, там владычествовали боги других народов.

С дальнейшим развитием человеческого познания политеистические боги гносеологически изживают себя, вера в них становится гносеологически невозможной.

Дело в том, что, как мы уже говорили, первобытный человек познавал мир в его конкретно-чувственном многообразии. Эта особенность его познания и стала гносеологической основой политеизма.

Ко времени расцвета рабовладельческого строя человек продвинулся дальше в освоении действительности. Развитие его абстрагирующей способности привело к проблеме единства.

Свидетельством быстрого развития логического познания является зарождение в это время философской мысли. И именно представители философской мысли наиболее ярко проиллюстрировали не только появление нового этапа в человеческом познании действительности, но и его первоначальные шаги. Одной из главных задач философской мысли древней Греции было выяснение вопроса: что единое лежит в основе мироздания? Ответ на поставленный вопрос первые философы давали различный, причем он носил поначалу значительные следы конкретно-чувственного мышления. Единым, лежащим в основе всего существующего провозглашались то вода, то воздух, то огонь...

125

Поиски единой основы существующей действительности не могли не повлиять на религиозное учение о боге. Ведь политеистическая религия провозглашала богов и причиной и основой действительности. Много богов и единая основа всего существующего явно потиворечили друг другу. Вот почему именно в это время среди различных критических высказываний по адресу религии встречается убедительнейшая логическая критика политеизма.

Одним из первых критиковал политеизм богов древнегреческий философ и рапсод VI в. до нашей эры Ксенофан. Его критика была связана с критикой антропоморфизма и антропопатизма богов существующих религий. В антропоморфном и антропопатическом изображении богов Ксенофан видел свидетельство того, что эти боги созданы человеком по своему образу и подобию. “Смертные думают, – писал он, – будто боги имеют одежду, голос и телесные образы, как и они” 13. Какие верующие, такие и их боги: “Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми”. “Если бы, – делает по аналогии заключение Ксенофан, – быки и львы имели руки, чтобы, подобно людям, создавать произведения искусства, то они стали бы изображать богов и придавать им такие же формы тел, какими обладают сами” 14. Священные рассказы Гомера и Гесиода, говорит Ксенофан, вызывают не уважение, а презрение к богам: “Все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяния и взаимный обман” 15.

Идеи Ксенофана свидетельствуют о дальнейшем движении вперед человеческой мысли, пытавшейся найти объективные причины существования мира и человеческого сознания. Они и сегодня – в арсенале материализма и атеизма. Но сам Ксенофан не выступал против религии и богов вообще. Он с некоторой непоследовательностью и сильным пантеистическим уклоном предлагал более утонченную религию и идею бога. По свидетельству Аристотеля и Симплиция, Ксенофан называл богом единое, вечное, несотворенное и неуничтожимое начало: “Воззревши на небо в его целости, он заявляет, что единое, вот что такое бог”; “Всеединое Ксенофан называл богом” 16.

126

Как видим, политеизм и антропоморфизм богов начал себя гносеологически изживать в первую очередь в философски мыслящем сознании. Жрецы и философы-идеалисты – эти верные слуги эксплуататорских классов – взамен разрушающейся идеи политеистических и антропоморфных богов начали создавать идею монотеистического и абстрактного бога. Поль Лафарг считает, что идея абстрактного и монотеистического бога в истории европейской мысли была впервые подсказана философией Анаксагора и на протяжении целых столетий жила только в сознании отдельных мыслителей 17. Действительно, идея монотеистического бога, прежде чем стать достоянием рядовых верующих, официально пропагандироваться религией, созрела (на целые столетия раньше) в головах философов, богословов и жрецов.

Фридрих Энгельс неоднократно подчеркивал значение философских идей и абстракций – в их вульгаризован-ной форме – для формирования монотеистического учения религий, в частности религии христианской. “... греческая вульгарная философия, – писал Энгельс, – вела к учению о едином боге”.., 18 Именно философской мыслью и были впервые созданы монотеистические идеи. Вот почему Энгельс называл “монотеистическую вульгарную философию” 19, “просвещенный монотеизм позднейшей греческой философии” 20 идейными предшественниками христианской монотеистической религии. В “Анти-Дюринге” Энгельс называет монотеизм “последним продуктом греческой вульгарной философии” 21.

В создании идеи монотеистического абстрактного бога превратно отобразилась постоянно развивающаяся абстрагирующая способность человека, его способность воспринимать окружающий мир единым всеохватывающим взглядом. Вполне понятно, что расширение охвата воспринимаемых явлений (как и соответствующий этому процессу переход от политеизма к монотеизму) происходило постепенно, имело свою внутреннюю логику. Первоначальные боги, по словам Энгельса, “в ходе дальнейшего развития религии принимали все более и более облик вне-мировых сил, пока в результате процесса абстрагирования – я чуть было не сказал: процесса дистилляции, – совершенно естественного в ходе умственного развития,

127

в головах людей не возникло, наконец, из многих более или менее ограниченных и ограничивающих друг друга богов представление о едином, исключительном боге монотеистических религии” 22.

Мы только что рассматривали гносеологические причины происхождения монотеизма. Но эти причины создавали только возможность появления религии с идеей монотеистического бога. Лишь социально-экономические причины превратили эту возможность в действительность. Среди этих причин главнейшей является создание крупных рабовладельческих государств, во главе которых стоял единый правитель, деспот, монарх. Энгельс упрекал Фейербаха, который, говоря о порождении монотеизма спецификой человеческого сознания, “не нашел нужным сказать о том, что единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, что единство бога, контролирующего многочисленные явления природы, объединяющего враждебные друг другу силы природы, есть лишь отражение единого восточного деспота, который по видимости или действительно объединяет людей с враждебными, сталкивающимися интересами” 23.

В крупных рабовладельческих государствах впервые создаются все условия для возникновения монотеистического бога. Не случайно именно в них мы впервые встречаемся с попыткой введения веры в одного бога. Такие попытки предпринимались господствующей верхушкой в Египетском государстве фараоном Эхиатоном, в Персидском – Дарием и Ксерксом, в Римской империи в I–IV вв. нашей эры целым рядом императоров. В восточной рабовладельческой деспотии религия с ее верой в единого бога наиболее отвечала социально-экономическим условиям и в первую очередь интересам господствующего класса.

Логичность перехода от политеизма к монотеизму исторически выразилась в том, что между этими формами религии стоял так называемый генотеизм. Генотеизм – это такая переходная от политеизма к монотеизму форма религии, которая хотя еще и пропагандирует веру во многих богов, но одного из этих богов считает владыкой, главой небесного пантеона, а других – подчиненными главному богу: его детьми, женами, родственниками, слугами. Именно в форме гекотизма существуют религии во всех великих рабовладельческих государствах.

128

Так, главой египетского пантеона периода Нового царства провозглашается бог Амон-Ра, вавилонского – бог Мардук, греческого – Зевс, римского – Юпитер и так далее. Из-за сложившихся исторических условий генотизм не везде смог дойти до своего логического конца – монотеизма. Генотизм только наглядно выразил историческую тенденцию развития идеи бога.

Мы вкратце рассмотрели общий процесс становления веры в одного бога. В каждой из существующих ныне монотеистических религий (иудаизме, христианстве, исламе) этот процесс имел, конечно, свои особенности. Но общее развитие идеи в каждой религии шло по вышеизложенному общему руслу. В качестве примера рассмотрим историю развития веры в единого бога Яхве-Иегову – бога иудейской, а потом и христианской религии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]