Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Duluman_Ideia_Boga.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
933.38 Кб
Скачать

Опасно было слыть атеистом

На протяжении веков религиозное мировоззрение навязывалось людям наряду с прочими методами и силой. Вместе с этим жестоко преследовались все те мысли и высказывания, которые шли вразрез с официальным религиозным учением. Не только атеизм, не только свободомыслие, но и всякое выражение своей мысли объявлялось жрецами богохульством. Не удивительно поэтому, что в категорию богохульников попадали в первую очередь ученые.

83

Организация узаконенного преследования ученых была предпринята еще в период рабовладения. Истории известно, что уже в 432 г. до нашей эры древнегреческий гадатель Диофант предложил правящему классу рабовладельцев официально издать декрет, согласно которому “люди, отрицающие религию и распространяющие учение о небесных явлениях, должны быть привлечены к суду” 20. С этого времени на голову действительных и мнимых атеистов посыпались страшные кары.

Преследование ученых было подхвачено христианской церковью. В изданном указе византийского императора Юстиниана (VI столетие) предполагалось сжигать все несогласные с религией сочинения, “где бы их ни обнаружили, ибо мы хотим, чтобы всякие произведения, вызывающие гнев божий... не достигали даже слуха” 21. Тогда звание ученого чаще вело на костер, нежели в академию. Христианские богословы убили ученого-математика женщину Ипатию; сожгли на костре ученого и философа-пантеиста Джордано Бруно; запретили учение Коперника за то, что он отступил в объяснении строения солнечной системы от библейских догм; жестоко замучили ученого и философа-материалиста Лючилио Ванини; преследовали ученого медика и анатома Андрея Везалия; заставили отречься от коперниковского учения Галилео Галилея; сожгли Сервета; постоянно травили родоначальника русской отечественной науки и культуры Михаила Васильевича Ломоносова...

В XVIII столетии монахи Киево-Печерского монастыря 18 лет держали в подземной тюрьме капитана Гейскау, 17 лет – поручика Шишкина за то, что они как-то открыто высказали свое неверие в бога.

Не менее жестоко преследовали “богохульников” и в других религиях. “Кто смеется над словами талмудических мудрецов, тот наказывается кипящими извержениями”, – предписывает Талмуд. По свидетельству Талмуда, это делалось так: “Закапывают по колено в навоз, затем завертывают жесткий платок в мягкий и этим жгутом завязывают ему горло; один из свидетелей тянет за один конец платка, другой за второй, пока преступник не откроет рта. Тем временем держат наготове расплавленный свинец, который вливают ему в рот, так что металл, проникая в кишки, сжигает их” 22.

84

Так продолжалось изо дня в день на протяжении веков. Даже в конце XIX – начале XX в. церковные мракобесы преследовали К. А. Тимирязева, который своими работами изгонял бога из природы, а также немецкого ученого Эрнста Геккеля, английского ученого Томаса Гексли, американского ученого Лютера Бербанка, ученого с мировым именем И. В. Мичурина. А в 1925 г. в Соединенных Штатах Америки судили рядового учителя Джона Скопса за то, что он по-научному, а не по-библейски, ответил своим ученикам на вопрос о происхождении человека.

Вполне естественно, что в условиях жестокого преследования атеизма не у всех хватало мужества открыто высказать свои подлинные мысли о религии. Так, например, французский ученый и философ Рене Декарт, к которому дошли слухи о расправе католической церкви над Галилеем, писал 28 ноября 1633 г. своему другу аббату Мер-сенну: “Это меня настолько потрясло, что я твердо решился сжечь все мои бумаги или по крайней мере не показывать их ни одному человеку... Я ни за что не хочу издавать сочинение, в котором самое малейшее слово могло бы не понравиться церкви, поэтому я лучше скрою его, чем решусь выпустить в искаженном виде”.

В ряде штатов расистской Южно-Африканской Республики запрещено и сейчас демонстрировать опыты с маятником Фуко, ибо, как пишется в изданных местными властями законах, “нечестивая теория вращения Земли находится в противоречии с Библией и может служить лишь распространению атеистических и большевистских идеи” 23 .

О неусыпном преследовании атеистов в Англии хорошо свидетельствуют следующие слова английского философа XVII в. Джона Локка: “И хотя только некоторые отъявленные бездельники нагло признаются в своем неверии, но не заставляй держать язык за зубами страх перед мечом власть имущих или порицания соседей, будь устранена боязнь наказания или позора, быть может еще больше народа, чем мы это видим теперь, так же открыто провозгласили свой атеизм на словах...” 24

85

Многие буржуазные ученые свои искренние атеистические убеждения не могут высказать даже в кругу близких друзей из-за страха перед предрассудками классового общества. Как на пример такого суеверного преклонения перед общественным предрассудком, в том числе и перед религией, Энгельс указывал на современные ему образованные круги Англии. “Побудьте хоть раз среди образованных англичан и... попробуйте заявить, что вы не верите в божественность Христа, – и вы преданы и проданы; признайтесь откровенно, что вы атеист, – и на следующий день они сделают вид, что не знакомы с вами. И если независимый англичанин действительно начинает думать... и сбрасывает с себя оковы предрассудка, впитанного с молоком матери, даже и тогда у него не хватает мужества свободно высказать свое убеждение, даже и тогда он лицемерно выступает перед обществом как приверженец такого мнения, которое по крайней мере считается терпимым, и доволен, если ему хотя бы изредка удается с глазу на глаз откровенно побеседовать с единомышленником” 25.

Под влияние этой общественной психологии и попадают отдельные ученые. Артур Кит, бывший председатель Британской Ассоциации содействия науке, касаясь вопроса о “нежелании” учеными откровенно излагать свои проти-ворелигиозные взгляды, откровенно признавался, что “подлинное объяснение... – это боязнь, трусость, если хотите. По своей природе я принадлежу к стаду. Я боюсь остракизма... Мы не можем открыто и чистосердечно ставить под вопрос наши сокровенные верования, не совершая тем самым нападения на лиц, чью дружбу мы хотим сохранить. Поэтому большинство из нас предпочитают молчать”26.

Атеист – для себя, набожный – для верующих

Среди буржуазных ученых, явных атеистов, мы встречаем и таких, которые не по физическому принуждению, не за страх, а за совесть поддерживают религию. Их большинство среди тех, на кого ссылаются церковники, пытаясь верой ученых доказать бытие бога.

Нередко бывает так, что тот или иной ученый не верит в бога, но других призывает верить. Такое противоречие между личными убеждениями и словами объясняется тем, что эти ученые являются выходцами из буржуазного, эксплуататорского класса. Они, даже став учеными, не мо гут освободиться ни от характерных особенностей мышления своего класса, ни от его предрассудков.

86

Резкими выступлениями против католической церкви прославился, например, Франсуа Вольтер. Католическую церковь он называл гадиной и призывал раздавить ее. Церковь проклинала Вольтера и его единомышленников. С конца XVIII столетия само слово “вольтерьянец” стало синонимом “безбожника” и “богохульника”. Но вместе с тем Вольтер говорил, что в интересах укрепления власть имущих нужно всячески поддерживать религиозную веру в народе. В письме к Д'Аржанталю от 20 апреля 1769 г. он, признаваясь в своем атеизме, счел нужным написать следующее: “Полезно внушать людям веру в то, что у них бессмертная душа и что есть бог мститель, который покарает моих крестьян, если они будут воровать у меня мою пшеницу”.

А в диалоге “А, В и С” Вольтер писал: “Я хочу, чтобы мой прокурор, мой портной, мои слуги, даже моя жена верили в бога; мне кажется, что в таком случае меня будут меньше обворовывать и меньше наставлять мне рога”. В интересах эксплуататорских классов Вольтер даже выдвинул лозунг, широко подхваченный потом пришедшей к власти буржуазией: “Если бы бога не было, его бы следовало выдумать” 27.

Или возьмем более современный пример. Известный английский ученый этнограф Джемс Фрезер написал многотомный труд “Золотая ветвь”. В нем ученый на многочисленных примерах убедительно доказывает, что христианство не является самобытной, “чистой” религией, а свои обряды и культ позаимствовало у других, так называемых языческих, “грубых” религий. В 1928 и 1931 гг. “Золотая ветвь” издавалась в Советском Союзе массовыми тиражами. Книга помогала нашим атеистам убедительно развенчивать веру в бога, а верующим – разобраться в истинной истории христианства. Факт издания “Золотой ветви” в Советском Союзе напугал буржуазию и в первую очередь самого Д. Фрезера. В своих протестах он писал, что никогда не намеревался распространять идеи своей книги среди широких маос населения.

Подобно Фрезеру французский биолог и атеист Феликс Ле-Дантек в своей книге “Атеизм” (в скобках заметим, что книга написана со специальной целью – доказать, что никакого бога нет) пишет: “Но я крестьянам этого не скажу... Я, к счастью, уверен, что мои соседи – крестьяне не прочтут моих книг. А то я, быть может, и не писал бы их”; “не нужно разрушать веры угольщика” и т. д.28

87

Современные приказчики буржуазии от науки прямо-таки боятся сообщать широким массам истину, сообщить, что научная истина отбрасывает ложь религии. Американский социолог Франк X. Найт пишет: “Если мы начнем сообщать только истину, полную истину, и ничего, кроме истины, мир станет бойней прежде, чем наступит закат первого дня”29. А другой ученый, профессор Кембриджского университета Ч. Д. Броуд, касаясь вопроса об истинности религиозных поучений и верований, говорил, что они являются “одним из таких социально ценных мифов, которые государство должно было бы снять с арены публичного обсуждения” 30. Девизом публичных выступлений таких буржуазных ученых является, по словам Марселя Ка-шена, лозунг: “Если бы я держал истину в своей руке, я бы постарался не выпускать ее, чтобы не нарушить существующий порядок”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]