Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700197.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.19 Mб
Скачать
      1. Бессознательное и проблема социальных фильтров

На сегодняшний день можно констатировать, что ни одна обще­ственно-экономическая структура не сумела сделать «про­зрачными» и строго контролируемыми сферы производст­ва, потребления, распределения. Они по-прежнему форми­руют бессознательную мотивацию человеческих мыслей, поступков и переживаний. Впрочем, это не единственная основа рабства человеческого сознания, а следовательно, и самого человека. Существуют и иные, скрытые от глаз, социальные детерминанты содержания индивидуального сознания, которые Маркс не учел. Какие?

Во-первых, чтобы стать фактом сознания, человече­ские мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта. Например, если для новоевропейского человека в структуре духовного опыта отсутствует тот уровень, ко­торый Плотин называл высшим, то всякого рода пережи­вания, связанные с актами откровения, не войдут в со­знание, не будут осмыслены.

Во-вторых, каждая культура нарабатывает свой опреде­ленный набор слов, с помощью которых осуществляется пе­ревод состояний духовного мира на уровень сознания. Пе­реживания, для которых в языке нет подходящих слов, ос­таются за пределами сознания, в виде смутных и неясных томлений и т. п. Так, европейские языки являются номина­тивными, т. е. приспособленными в основном для передачи информации о свойствах и закономерностях объективного мира. В них мало слов для передачи мотивационно-эмоционального содержания. В таком языке европейцы отразили свою ориентированность на интеллектуально-рациональное отношение к миру. За исключением поэтов, они редко могут осознанно и полно передать в слове свое переживание кра­соты, любви и т. д. Поэтому, как считает Фромм, психоана­лиз дает лучшие результаты, если пациент не европеец, ибо тот не имеет в своем распоряжении адекватного языка для передачи содержания своих переживаний и многое из этого содержания остается навсегда не проясненным не только для врача, но и для самого пациента.

В-третьих, содержание сознания скрыто детерминирова­но; господствующей в той или иной культуре логикой, направляющей мышление. К примеру, если господствует пра­вило, утверждающее, что «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении», т. е. правило, запре­щающее противоречие в мышлении, то представителям дан­ной культуры очень трудно будет вывести на уровень осоз­нания амбивалентность (двойственность) переживания, вы­ражающуюся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства: симпатию и антипатию, любовь и ненависть и т. п.

В-четвертых, в любом обществе всегда существуют ка­кие-либо социальные табу — запреты на высказывание неко­торых идей и обнародование тех или иных чувств. Эти табу пресекают путь к осознанию большой части духовного опы­та. При этом, по мнению Фромма, необходимость вытесне­ния переживаний из области сознания тем больше, чем меньше общество представляет интересы всех своих членов. Так, господствующий класс для своего сохранения исполь­зует всякие средства для вытеснения чувства негодования и злобы у представителей других членов общества. Поэтому одной из главных задач партий, защищающих угнетаемые и социально униженные слои населения, является блокирова­ние такого вытеснения. Грандиозные эксперименты по вы­теснению целых пластов духовного опыта людей были про­ведены в период первоначального накопления в Европе XV—XVI вв. (о чем мы писали выше), в период коллекти­визации в нашей стране. Сейчас мы являемся свидетелями того, как социально табуированными становятся пережива­ния, связанные с патриотизмом, мысли и идеи, отстаиваю­щие государственность, державность, неделимость России, союз братских народов, своеобразие русской культуры и т. д. Через средства массовой информации людям (особенно мо­лодым) внушаются определенные идеологемы, которые настолько глубоко овладевают умами, что людям кажется, что мысли в их головах есть результат их собственного мышления. В итоге современная молодежь, которая не име­ет еще опыта жизни, плохо знает отечественную историю, с завидной легкостью выдает, как свои собственные, сужде­ния о прошлом нашей страны, считая ее «тюрьмой» наро­дов, отказывается признавать нашу победу в войне с фа­шизмом великой, воспринимает как свой собственный вы­бор желание жить не «в этой» стране, а на Западе.

Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые "про­сеивается" содержание духовного опыта перед его допу­ском в сферу сознания. Содержание последнего формирует­ся в рамках тех ограничений, которые существуют в конк­ретной цивилизации и в конкретном обществе. Мы уже отмечали факт непредставленности в сознании людей вплоть до XX в. проблем секса и безумия. Такая «непредставленность» явилась следствием наличия социальных табу, объявляющих идеи и чувства, связанные с этими сто­ронами жизни, непристойными, запретными.

Таким образом, тема социального бессознательного открытая Марксом, была в последующем существенно расши­рена и углублена.