Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700197.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.19 Mб
Скачать
    1. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд

      1. Скрытые детерминанты сознания. Социальное бессоз­нательное

Открыв факт детерминированности сознания внешними, объективными по отношению к нему факторами, Маркс сделал еще одно открытие: он показал, что прогресс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто не осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Проблема бессознательного – это проблема на­личия скрытых детерминант сознания, т. е. не представ­ленных в сознании. Ему кажется, что оно свободно в своем содержании, тогда как на самом деле его свобода иллюзор­на. Человек и его сознание оказываются заложниками тай­ных, невидимых причин.

Когда мы говорим, что Маркс открыл бессознательную мотивацию сознания, то имеем в виду лишь тот факт, что он впервые стал искать ее в сфере предметно-практической, ма­териально-экономической жизни людей. Проблемой бессозна­тельного до Маркса занимались Спиноза, Гегель. Главная мысль Маркса, заключалась в том, что сознание не есть «не­что данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»: оно рождается в материальной деятельности и материальном общении людей, оно «вплетено» «в язык реальной жизни», порождается материальными отношениями людей.

Но сама «реальная жизнь», материальные отношения складываются способом, не зависящим от воли и сознания от­дельных людей. Каждый индивид что-то планирует для себя, реализует какие-то свои частные цели, и из столкновения этих бесчисленных стремлений и отдельных действий форми­руются бессознательным для каждого отдельного индивида способом общественные коллективные отношения. Процессы формирования общественных отношений аналогичны процес­сам, господствующим «в лишенной сознания природе» (К. Маркс). В сложных общественных формациях, к примеру та­ких, как капиталистическая, люди, вступая в общение между собой по поводу производства товаров, «не осознают того, ка­кие общественные отношения при этом складываются, по ка­ким законам они развиваются и т. д. Например, крестьянин, продавая хлеб, вступает в «общение» с мировыми производи­телями хлеба на всемирном рынке, но он не сознает этого, не сознает и того, какие общественные отношения складываются из обмена» (В. И. Ленин).

Так, люди никогда не могли контролировать процесс разделения труда. Он складывался стихийно, а потому люди никогда не были полными «хозяевами» в •«•своем собственном доме». Производственный «организм» всегда формировался как бы за спинами товаропроизводителей. В таких условиях люди не могут взять под свой сознательный контроль формы своей жизнедеятельности и формирование мыслительного и чувственного содержания сознания. Стихийное разделение труда – один из главных источников бессознательной мотива­ции духовного опыта людей, считал Маркс. Творят историю реальные люди, но из всего бесконечного многообразия форм жизнедеятельности отдельных индивидов складывается вне их воли и сознания объективная закономерность, не завися­щая от воли и сознания отдельных людей. Человек и его со­знание попадают в зависимость от этих объективных факто­ров, которые складывались и действуют «за его спиной». Та­кая зависимость человеку не ясна, он не видит и не осознает ее. Непроясненность для сознания его зависимости от внеш­них детерминант- основа человеческого рабства. В результа­те, человек v его сознание оказываются марионетками на под­мостках истории.

Преодолеть такого рода рабство человек может только одним способом – преодолев иллюзии сознания, осознав, т. е. узнав, как и почему формируется его сознание. А для этого надо идти по пути все большего осознания действительного положения вещей в обществе, осознания человеком своего реального места в нем.

Бессознательное, по Марксу, имеет социальный харак­тер, а потому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от рабства бессознательного в одиночку: необ­ходимо освобождение всего общества. Маркс искал препят­ствия в обществе, мешающие человеку свободно реализо­вать свои способности, и создавал теорию того общества, где данные способности могут развиться беспрепятственно. Обществом, соответствующим человеческому в человеке, он считал коммунизм. Коммунизм, с его точки зрения, это, прежде всего контроль людей над своим способом жизнеде­ятельности и общения. Он надеялся, что при коммунизме люди смогут общественно планомерно распределить рабо­чее время, установить прозрачные отношения между раз­личными трудовыми функциями и различными потребно­стями, сделать «рабочее время» мерой «индивидуального участия производителей в совокупном труде», а тем самым определить точную долю индивидуально «потребляемой ча­сти всего продукта». А когда общественные отношения людей в их труду и продуктам их труда станут прозрачно яс­ными как в производстве, так и в распределении, люди из­бавятся от рабства социального бессознательного. «Прозрачность» этих отношений не оставит места, полагал Маркс, стяжательству, его скрытой форме – зависти и иным человеческим порокам.

Маркс действовал как «социальный психоаналитик» О. Фромм). Он стремился освободить сознание людей от дик­тата бессознательного путем устранения тех социальных и экономических сил, которые формируют не видимым я тай­ным для людей способом их мысли и переживания. А для этого, считал он, необходимо изменить общество, устранить противоречие между потребностью человека в свободном и полном развитии своих способностей и препятствующей этому данной социальной структурой.

Практика построения социализма в нашей стране показала огромную трудность установления полного контроля со сторо­ны людей за сферой производства, распределения, потребле­ния. К тому же оказалось, что потребность в полной реализа­ции своих способностей не осуществляется автоматически» даже при наличии соответствующих условий в обществе. На­пример, в СССР существовало право всех на всеобщее полное среднее образование. До Октябрьской революции казалось, что достаточно сделать доступ к учебе свободным для всех, как сама собой разрешится проблема умственно-интеллекту­ального неравенства. Однако при этом не учли, что право на образование не делает всех образованным: учеба – это тяжелейший и изнурительнейший труд, на который надо добровольно согласиться и на который способны не все.

Можно привести и другие примеры, показывающие, что Марксово учение о возможности избавить человеческое со­знание от бессознательных мотиваций, истоки которых на­ходятся в социально-экономической жизни, не бесспорно. В нем есть элементы утопизма.