Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700197.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.19 Mб
Скачать
    1. Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени

В Новое время проблема бытия претерпела глубокие из­менения. В чем и как это проявилось?

Отказ от метафизики – одно из важнейших событий, сопровождавших изменение отношения к проблеме бытия в Новое время. Термин метафизика (дословно: «то, что идет после физики») был введен одним из комментаторов Аристотеля – Андроником Родосским – для названия той части учения античного философа, содержание кото­рого не относилась к познанию природы, выходило за рам­ки естественнонаучных изысканий. В дальнейшем этим термином обозначали и в античности, и в средние века те разделы философии, которые исследовали первые причины и предельные основания бытия мира вещей и явлений, в том числе и человека. Методы метафизического познания не включали в себя чувственный опыт и предметно-практиче­ские действия и проверки; они ограничивались рассуждени­ями в пространстве чистой мысли.

Тема бытия являлась главной в метафизике, начиная с античности. Продолжая и развивая сформулированную Парменидом проблему бытия, философы всерьез занимались выяснением соотношения бытия, как реальности, находящейся «за» миром чувственным, с вещами этого мира. Строились модели иерархического упорядочения вещей мира, критерием которого выступала степень их свободы от материи, или иными словами, степень их близости к по­длинному, нематериальному бытию. Аристотель, например, располагал мертвую материю в самом низу, затем помещал растения, животных, человека – высшее из материальных существ, способное более других к свободе от физической материальности, далее следовали смертные духи и на вер­шине иерархической лестнице – Бог, абсолютно свободный от материи, а потому совершеннейший.

Фома Аквинский тоже строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей бытию. С его точки зрения, Бог и только он Один есть бытие как таковое, по­длинное. Все остальное – материальное и даже нематери­альное, к примеру, ангелы, – имеет ограниченное, неподлинное бытие; мера же неподлинности определяется сте­пенью причастности к бытию как таковому. Различные степени причастности обусловливают способ существова­ния: чем выше стоит вещь на шкале ценностей, тем она са­мостоятельнее, независимее от других, тем менее она есть ча­стица многого, тем более она принадлежит себе самой. Од­ним словом, все уровни иерархии имеют ту или иную степень автономии, самостоятельности; между ними нет свя­зи порождения и взаимной причастности: все они причастны только одному Богу.

Отсюда следовало: 1) Никто не помышлял объяснить происхождение высшего из низшего, например, человека из обезьяны или вообще животного мира. Каждый уровень иерархической лестницы имел свою укорененность в бытии, свою причастность бытию, определяющую характер свойств вещей. 2) В процессе познания человек ничего не мог ни прибавить, ни убавить относительно их свойств. Характери­стики бытия как подлинного, так и неподлинного ни в коей мере не зависели от процесса познания, от субъекта позна­ния и специфики его методов. Считалось, что познание от­крывает свойства явлений, процессов существующего мира так, как они есть на самом деле. Гарантом такого познания является Разум, укорененный в бытии. Именно это дает возможность делать заключение от представления о вещи к самой вещи. Бог есть разум а, потому мысль о бытии тож­дественна самому бытию. 3) Человек, хотя и обладает наи­большей самостоятельностью по сравнению с другими уров­нями иерархии, все же не есть абсолютно самостоятельное бытие в силу своей причастности Богу.

Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия.