Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_infektsii.docx
Скачиваний:
110
Добавлен:
10.06.2021
Размер:
573.34 Кб
Скачать

12 Эхинококкозы. Альвеококкоз.Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиническая картина. Осложнения. Диагностика. Лечение. Профилактические мероприятия.

ЭХИНОКОККОЗЫ

Определение. Зоонозные природно-антропургические гельминтозы, возбуди¬тели которых локализуются в печени, легких и других органах, в ряде случаев с инфильтрирующим ростом и развитием метастазов.

Этиология и патогенез. Инвазия человека вызывается личинками Echinococcus granulosus (гидатидозный эхинококкоз) и Echinococcus multilocularis (альвеоляр¬ный эхинококкоз).

Личинка Echinococcus granulosus, паразитирующая в организме человека, выглядит как наполненный жидкостью однокамерный пузырь с двухслойной оболочкой. Личинка Echinococcus multilocularis имеет многокамерное строение, состоит из многочисленных мелких пузырей (альвеол), объединенных соединительной тканью, каждый из них имеет такую же двухслойную оболочку. Из клеток внутреннего слоя оболочки образуются мелкие пристеночные выпячи¬вания (выводковые капсулы) с многочисленными головками, из которых раз¬виваются новые пузыри второго поколения. Развитие эхинококка и альвео-кокка происходит с участием двух хозяев — окончательного, в кишечнике ко¬торого обитают взрослые гельминты, и промежуточного, содержащего личинки (ларвоцисты). Яйца гельминтов высокоустойчивы во внешней среде, они мо¬гут выдерживать высушивание и воздействие низких температур. Длительность выживания онкосфер во внешней среде меньше и зависит от температурного режима. Онкосферы хорошо переносят низкие температуры, но высушивание действует на них губительно. В зависимости от влажности почвы они могут оставаться жизнеспособными от 3 дней до I года.

После проглатывания человеком яиц гельминтов из них образуются онкосферы, проникающие через кишечную стенку в кровь, а затем в печень. Из печени их меньшая часть может быть занесена в другие органы — легкие, головной мозг, сердце, почки. В различных органах из онкосфер формируют¬ся личинки, их пузыри через несколько месяцев достигают размера от не¬скольких миллиметров до 20 см и более, стенки пузырей фиброзируются. Ра¬стущие пузыри сдавливают окружающие ткани, а при альвеолярном эхино-коккозе инфильтрируют их.

Кроме механического воздействия гельминтов, в патогенезе заболеваний имеют большое значение токсико-аллергические реакции на продукты их об¬мена. В случае разрыва пузыря происходит диссеминация паразита с образо¬ванием дочерних и внучатых пузырей, а в некоторых случаях развивается ана¬филактический шок.

Эпидемиология. Резервуар и источники инвазии. Окончательными хозяевами эхинококка на территории России являются собака (основной хозяин), волк, реже шакал, лисица, а промежуточными — различные травоядные и всеядные копытные животные, в том числе основные виды сельскохозяйственных жи¬вотных (овцы, козы, крупный рогатый скот, свиньи, лошади, ослы и др.), а также дикие парнокопытные — олени, лоси.

Окончательные хозяева альвеококка — песец, лисица, собака, реже волк, корсак, енотовидная собака, в единичных случаях домашняя и пятнистая кошки, v Промежуточные хозяева — дикие мышевидные грызуны, в основном предста¬вители отряда Rodentia (ондатры, полевки и др.). Окончательные хозяева зара¬жаются, поедая внутренние органы промежуточного хозяина, пораженные личинками. Заражение промежуточных хозяев происходит в результате про¬глатывания онкосфер или зрелых члеников. Человек служит промежуточным хозяином для эхинококка и альвеококка и эпидемиологической опасности не представляет. Окончательные хозяева начинают выделять яйца гельминта в окружающую среду через 4—12 нед после заражения. Зараженное животное может оставаться источником возбудителя до 2—3 лет.

Механизм передачи инвазии — фекально-оральный, пути передачи — пище¬вой, водный, бытовой. Заражение человека происходит через овощи, фрукты, руки, загрязненные яйцами возбудителя.

Проявления эпидемического процесса. Эхинококкоз имеет широкое распространение во всем мире, пораженность населения более высока в районах с развитым пастбищным животноводством. Чаще болеют пастухи, чабаны, зве¬роводы, охотники и другие лица, имеющие постоянный контакт с окончатель¬ными хозяевами эхинококка. В зависимости от вида деятельности среди забо¬левших преобладают женщины или мужчины. Заболеваемость имеет летне-осеннюю сезонность.

Альвеолярный эхинококкоз распространен преимущественно на севере стра¬ны: на территории Республики Саха, Красноярского, Алтайского и Хабаровс¬кого краев, в Томской, Омской и других областях. Заболевания альвеококко-зом встречаются также в Татарстане, Башкортостане, Казахстане и других ре¬гионах Центральной и Средней Азии. Выраженной сезонности заболеваемости не отмечается. Время заражения связано с особенностями быта и хозяйствен¬ной деятельности населения, в частности с сезоном охоты, сбора и переработ¬ки пушнины, сбора дикорастущих трав и ягод. Болеют в основном люди в возрасте 20—40 лет. Наблюдаются и семейные заражения. Естественная вос¬приимчивость людей высокая.

Клиника. В большинстве случаев заболевание развивается постепенно, иногда бессимптомно в течение многих лет. Наиболее частыми его формами являют¬ся эхинококкоз печени и легких.

Эхинококкоз печени составляет более половины всех случаев заболевания. Он проявляется общими признаками: потерей аппетита, похуданием, сниже¬нием работоспособности, головными болями, одышкой и сердцебиениями, чувством тяжести в эпигастрии. Могут быть тошнота и рвота, расстройства стула. В отдельных случаях отмечаются субфебрилитет, высыпания на коже типа крапивницы.

На этом фоне развивается симптоматика, дающая основание заподозрить патологию печени: ощущение давления, тяжести, а иногда и боли в правом подреберье, увеличение печени (до огромных размеров на поздних сроках за¬болевания), ее уплотнение, болезненность при пальпации. Иногда при паль¬пации печени на ее поверхности прощупывается куполообразное выбухание, а при локализации кисты эхинококка на верхней поверхности органа определя¬ется притупление перкуторного звука в нижних отделах правого легкого. В еди¬ничных случаях можно отметить субиктеричность кожи и даже желтуху.

Эхинококкоз легких в ранней стадии может проявляться кашлем с выделени¬ем пенистой мокроты, с неприятным запахом, а временами с примесью крови. В более поздней стадии в связи с ростом пузыря, сдавлением им ткани легко¬го, бронхов и сосудов, возможным вовлечением в процесс плевры возникают боли в груди, развивается одышка. При перкуссии легких можно выявить очаг притупления округлой формы, при аускультации вокруг него прослушивают¬ся сухие и влажные хрипы.

Диагностика. В гемограмме при эхинококкозах определяются выраженная эозинофилия, повышение СОЭ.

Лабораторная диагностика базируется на использовании серологических реакций (РИГА, РСК, РЛА с антигеном из жидкости эхинококковых пузы¬рей). Применяется кожно-аллергическая проба (реакция Каццони), она наи¬более информативна при эхинококкозе печени.

При рентгенологическом исследовании кисты эхинококка в печени (на фоне пневмоперитонеума) или в легких выглядят, как округлые тени с четкими контурами. Можно использовать другие инструментальные методы диагнос¬тики: УЗИ, сканирование, ангиографию и др.

Осложнения развиваются прежде всего при самопроизвольном вскрытии кист эхинококка, что внезапно и резко изменяет клинику заболевания. При прорыве содержимого кисты в бронх возникают сильный кашель, удушье, цианоз, при прорыве в полость плевры развивается картина экссудативного плеврита. В не¬которых случаях при разрыве кисты возникает анафилактический шок.

Другая группа осложнений связана с присоединением вторичной бактери¬альной флоры. Это нагноение пузырей, развитие абсцессов с их последующим вскрытием.

Кроме того, осложнения эхинококкоза могут быть связаны с механическим сдавлением кистой воротной и нижней полой вен, желчных протоков.

Лечение эхинококкозов чаще хирургическое (удаление кист). Разрабатыва¬ются методы консервативной медикаментозной терапии (применение высо¬ких доз вермокса или зентеля).

Эпидемиологический надзор за эхинококкозами предполагает комплексное и многоплановое изучение динамики этих инвазий на конкретной территории (заболеваемость, профессиональный, возрастной и половой состав больных, биология и экология возбудителя, промежуточных и окончательных хозяев). Важное значение имеет взаимная информация медицинских и ветеринарных организаций.

Профилактические мероприятия: ограничение численности окончательных хозяев возбудителя, особенно бродячих собак и кошек, обследование и санация больных животных этих видов. Меры иммунопрофилактики не разработаны.

Мероприятия в эпидемическом очаге

Информация о заболевшем направляется в тер¬риториальный цент Госсанэпиднадзора и регистрируется в гра¬фе «Другие гельминтозы».

Карантин не накладывается.

Эпидемиологическое обследование проводится с целью выявления источника возбудителя. Может быть полезным паразитологическое обследование животных в окружении больного.

Меры в отношении источника возбудителя осуществляются только в том случае, если им оказалось комнат¬ное животное. В этом случае проводят его дегельминтизацию.

Госпитализация больного проводится только по клиническим показаниям.

Дератизация не проводится.

Меры в отношении факторов передачи возбудителя

Дезинфекция не проводится.

Дезинсекция не проводится.

Меры в отношении других лиц в очаге

Разобщение не проводится.

Экстренная профилактика не проводится.

Диспансерное наблюдение за переболевшим после перенесенной операции длится 8-10 лет с обследованием не реже чем один раз в 2 года. Снимаются с учета лица, давшие отрицательный результат трех-четырехкратного серологического исследования в течение 3-4 лет.

ПРОТОЗООЗЫ

Соседние файлы в предмете Инфекционные болезни